Общеметодологический кризис
В 1986 г. Гидденс выступил перед американской социологической
общественностью с докладом <Девять тезисов о будущем социологии>, в котором
поставил вопрос об общетеоретическом кризисе социологии и о необходимости
создания такой социальной теории, которая через <систематическое
переустройство> могла бы адекватно отражать быстро меняющиеся тенденции
современного мира. Что же конкретно не нравилось Гидденсу в существовавших
теориях?
В то время одни обществоведы заявляли о появлении нового типа социальной
реальности, обозначая её как информационное или потребительское общество.
Другие же - просто констатировали закат предшествующих тенденций
общественного развития, именуя новую реальность посткапитализмом,
постиндустриализмом, постмодернизмом и т.д. При этом в качестве критериев для
разграничения современности от досовременности, как правило, использовались
факты институциональных изменений, трансформации традиционных структур в
структуры, в которых центральное место занимает информация и наука. В познании
же акцент делался на поиске универсальных подходов.
По мнению Гидденса, слабость подобного понимания современности
состояла в том, что социальная реальность мыслилась как единое целое,
характерное для всего мира, или как совокупность определенных единых принципов
социального развития. В этом социолог усматривал одномерность в трактовках
процесса трансформации традиционного общества в современное.
Сам Гидденс активно принялся за работу в соответствии со
сформулированными <тезисами о будущем социологии>. Уже в начале 90-х годов он
пишет ряд работ: "Последствия современности", "Современность и
самоидентичность", в которых выступает против широко распространенной теории
постиндустриального общества (Д. Белл, Р. Арон и др.). Основная слабость этой
теории им виделась в том, что социальная реальность мыслилась как единое целое,
характерное для всего мира, как совокупность определенных единых принципов
организации и трансформации. В противоположность данной эволюционной по сути
теории Гидденс предлагает прерывистую интерпретацию современного
социального развития, под которой подразумевается то, что современные
социальные институты являются уникальными, радикально отличными от
институтов традиционного общества. При этом акцент им был сделан на том, что в
истории человечества появились реальные альтернативные возможности будущего,
выбор которых зависит собственно от действующих агентов, т.е. от нас самих. В
этой связи Гидденсом была выдвинута теория структурации, позволявшая, по
замыслу её создателя, анализировать современные реалии.
Дата добавления: 2016-04-11; просмотров: 632;