Сфера коллективного поведения
Особый интерес для Блумера представляет исследование коллективного
поведения. По его мнению, общество основывается на постоянной активности
социальных субъектов и их совместных действиях, проявляющихся в разных формах
коллективного поведения, таких как тoлпы, сборища, панические настроения, мании,
танцевальные помешательства, панические настроения, мании, стихийные массовые
движения, массовое поведение, общественное мнение, пропаганда, мода, увлечения,
социальные движения, революции, реформы10. Коллективное поведение не сводится к
простой сумме индивидуальных действий. Оно обретает качественно новое
содержание благодаря количественной совокупности отдельных действий индивидов.
Их изучение, по Блумеру, должно являться предметом социологии.
На первый взгляд, коллективное поведение обладает значительным
потенциалом спонтанности, непредсказуемости. И до определенной степени это
действительно так. Однако в своей основе коллективное поведение детерминируется
значимыми символами, характерными для конкретной культуры и особенно
символами, возникающими в конкретной социальной ситуации. Оно имеет внутреннюю
динамику, обусловленную усвоением определенных социальных значений, их
производством и воспроизводством.
Разрушение значимых символов как фактор спонтанного коллективного
Поведения
По Блумеру, основу коллективного поведения составляют общие значения,
ожидания, формируемые значимыми символами, которые разделяются группой
индивидов: <подавляющее большинство случаев коллективного поведения людей
объясняется их общими экспектациями и пониманием>11, - замечает социолог. Когда
же происходит разрушение значимых символов, возникают спонтанные интеракции -
митинговые страсти, паника по поводу обмена денежных знаков, страсти толпы
болельщиков и т.д.
Спонтанное коллективное поведение, как правило, возникает в условиях
нарушения устоявшихся значений, привычных значимых символов, регулирующих
устоявшиеся постоянно текущие социальные активности. Тогда возникает
определенная форма социального взаимодействия, которая получила название круговая
реакция. Возбуждение одного индивида передается к другому, приобретая круговую
форму, при этом они имеют тенденцию интенсифицироваться и таким образом
возникает социальное беспокойство. Оно встречается в трудовых конфликтах,
политических протестах; может быть ограничено небольшой группой людей, но может
и охватывать огромные регионы (революции в России в 1917 г., волнения в исламском
мире сегодня). Основные черты социального беспокойства: 1) люди чувствуют
сильный позыв к действию, но не имеют ясных целей, что ведет к беспорядочному
поведению; 2) возникают страхи, повышенная агрессивность, распространяются слухи
и преувеличения; 3) наблюдается раздражительность и повышенная внушаемость
людей, их поведение лишается обычной последовательности и устойчивости, что
способствует откликам на различные новые символы и значения, стимулы и идеи12.
Таким образом, социальное беспокойство, с одной стороны, свидетельствует о
распаде устоявшихся значений, крушении привычного жизненного устройства, а с
другой - о потенции к восприятию новых символов и значений. Если посмотреть на
историю России, которая изобилует социальными беспокойствами, то можно заметить,
что каждое крупное социальное беспокойство приводило к новым значимым символам
- культам, идейному обновлению, новым образцам поведения людей.
10 См.: Блумер Г. Коллективное поведение. В кн.: Американская социологическая мысль: Тексты.
М.: МГУ, 1994. - С. 168
11 Там же. - С. 169
12 См.: Там же. - С. 172-173
Дата добавления: 2016-04-11; просмотров: 804;