Глава XIX О ПРАВЕ ПОГРЕБЕНИЯ


I. Из того же права народов рождается право погребения мертвых.
II. Источник происхождения этого права.
III. Долг погребения также и врагов.
IV. Обязательно ли погребение лиц, отличившихся зло деяниями?
V. Также и самоубийц?
VI. Прочие обязанности, проистекающие из права народов.

Из того же права народов рождается право погребения мертвых

I. 1. По праву народов, имеющему источник в человеческой воле, обязательно также погребение тел умерших. Дион Хризостом ("Об обычае") в числе обыкновений, или "обычаев", [противополагаемых им "праву писаному", вслед за правом посольств упоминает "беспрепятственное погребение мертвых". И Сенека-отец ("Опорные вопросы", кн. I, 1) в число неписаных прав, но превосходящих достоверностью всякое писаное право, включает долг предавать мертвое тело земле. Естественным именуют это право евреи Филон и Иосиф Флавий, "естественно установленным обрядом" называет его Исидор Пелусиот. Как мы сказали в другом месте, по обыкновению под именем природы разумеются общие нравы, согласные с естественным разумом.
У Элиана ("Письма", посл. изд., 491) встречаются такие слова: "...так как погребение мертвого повелевает сама общая природа". Он же в другом месте пишет: "Земля и погребение подобают всем людям вообще и в одинаковой мере" (XII, XIII). Это - "законы смертных"1, как сказано у Еврипида в "Молящих"; "общий закон" - у Аристида: "человеческий обычай" - у Лукана; "законы земли и мировой договор" - У Папиния; "обыкновение человеческой участи" - у Тацита ("Летопись", VI); "общая надежда" - у оратора Лисия. Кто, по словам Клавдиана ("Война с Гильдом"), мешает кого-либо предать погребению, тот "совлекает с себя природу человека"; "позором природы" называет это император Лев (новелла III); "нарушением священного права" - Исидор Пелусиот (указ. место).
2. А так как древние считали богов создателями прав, которые свойственны всем людям, отличающимся добрыми нравами, в связи с чем такие права казались тем более священными, то мы .видим, что установление как права посольств, так и этого права в разных странах приписывается богам. И в упомянутой трагедии Еврипида "Молящие" встречается название "закон божеский"2, а у Софокла Антигона так отвечает Креонту, запретившему предавать тело Полиника погребению!

Указы эти не верховной волею
Зевса иль Подземных установлены.
Которыми обязан род людской.
И повеленья смертные твои
Бессильны те неписаные, вечные,
Богами установленные нарушать.
Они не со вчера, но испокон веков
Господствуют, во тьме веков скрываются.
Иль разве, смелым сердцем отложивши страх
Пред гневом смертных, мне не суждено
Идти путем божественных обычаев?


3. Исократ ("Панафинейская речь"), сообщая о борьбе Тесея против Креонта, говорит: "Кто не знает, кому не известно, хотя бы от авторов представляемых на празднествах-дионисиях трагедий, какие бедствия постигли Адраста близ Фив, когда, желая возвратить сына своего зятя Эдипа, он погубил весьма многих из аргосцев и увидел гибель самих вождей. Сам же, оставшись в живых с бесчестьем и не будучи в состоянии добиться перемирия для погребения мертвых, он явился просителем в Афины, где тогда царствовал Тесей, и умолял не оставлять столь доблестных мужей лежать напрасно без погребения и не допускать попирать древний обычай и отечественный закон, которыми пользуются все люди между собой и которые установлены не человеческой природой, но как бы повелением "божественной власти; когда же Тесей услышал это, то без промедления отрядил посольство в Фивы".
Исократ затем упрекал фивян3 за то, что те предпочли постановления своего государства законам божественным. Ту же историю он приводит и в других местах - в "Панегирике", "Похвальном слове Елене" и "Платейской речи". Геродот также говорит об этом в "Каллиопе", Диодор Сицилийский - в четвертой книге "Истории", Ксенофонт - в шестой книге "Греческой истории". Лисий - в речи в честь погребенных, наконец, Аристид - в "Панафинейской речи". По словам последнего, эта война была предпринята в защиту общей природы человеческой.
4. И в разных других местах у прославленных авторов мы находим, как выполнению этого долга присваиваются названия отличных добродетелей. Так, Цицерон ("В защиту Квинция") и Лактанций4 ("Божественные наставления", кн. VI, гл. гл. 11 и 22) называют это "человечностью"; Валерий Максим {кн. V, гл. 1) - "человечностью и кротостью"; Квинти-лиан ("Наставления по ораторскому искусству", кн. XII, заключ. гл.) - "милосердием и благоговением"; Сенека ("О благодеяниях", кн. V, гл. 20) - "милосердием и человечностью"; Филон - "состраданием в силу общей природы человечества"; Тацит - "сочувствием общей участи человечества": Ульпиан (L. At si quis ulterdum, D. de fun. act.) - "милосердием и набожностью"; Модестин (L. quidam Insuo. De cond. inst.) - "памятью человеческой участи"; Капитолии ("О Марке Антонии") - "состраданием"; Еврипид и Лактанций - "справедливостью"; Пруденций - "благотворительностью".
Напротив, донатистов, воспрещавших погребать тела католиков, Оптат Милевитанский (кн. VI) обвиняет в нечестии. У Папиния читаем:

Принужденный войной и оружьем
К соблюдению нравов людских, Креонт.


Спартиан (жизнеописание Каракаллы) называет таких людей "лишенными уважения к человеку"; Ливии (кн. VIII) отказ в погребении рассматривает как проявление "ярости, превышающей границы человеческого гнева"5. Гомер именует подобные действия "неподобающими делами". "Мудрость тех, кто считает погребение излишним", Лактанций (кн. VI) называет нечестивой". По той же причине у Папиния Этеокл назван нечестивым ("Фиваида", кн. III).

Источник происхождения этого права

II. 1. Что было первой причиной введения обычая предавать тела земле, сначала набальзамированные, как у египтян или же после сожжения, как у большинства греков, или же в том виде, как они были (кн. Бытия, II; Тацит, "История", кн. V), о чем Цицерон и вслед за ним Плиний6 говорят как о древнейшем обычае, - об этом мнения расходятся. Мосхион полагает, что поводом послужил дикий обычай гигантов пожирать людей, памятником отмены чего и служит погребение.
Он говорит:

Сраженных смертью велено законами
Предать земле и посыпать землей
Непогребенных, чтобы отвратительных
Не видеть признаков их разрушения.


2. По мнению других, таким путем люди как бы добровольно погашают свой долг, уплаты которого иначе природа требует против воли. Ибо не только бог сказал Адаму, что созданное из земли должно вернуться в землю7, но это признавали в разное время греки и латиняне. Цицерон заимствует из "Гипсипила" Еврипида слова:

Земля должна быть предана земле.


И мы читаем у Соломона, что возвратится в землю прах, чем он был, а дух возвратится к богу, кто дал его (Экклезиаст,. XII, 7). Ту же мысль так высказывает Еврипид в "Молящих" устами Тесея:

Дозвольте мертвых предавать земле:
То, что дает начало всем вещам.
Обратно их приемлет. В небеса
Отходит дух, а тело - в землю. Краткий срок
Дан человеческому бытию: опять
Земля свое зовет обратно детище.


Сходно сказано у Лукреция о земле:

Общая матерь, земля - общая всем и могила.


Цицерон в диалоге "О законах" (II) приводит из Ксенофонта слова: "Земле возвращается тело, и, будучи погребенным, оно облекается как бы покровом матери". Плиний также писал, что земля при рождении нас извергает, после рождения питает; однажды выпустив, всегда поддерживает; и, наконец, заключив в свое лоно, как мать, скрывает отрекшихся от прочей природы.
3. Некоторые полагают, что погребением, являющимся как бы напоминанием, которое оставлено прародителями человеческого рода, удостоверена надежда на воскресение. Ибо Плиний в книге седьмой, главе пятьдесят пятой, свидетельствует о том, что и Демокрит учил, что тела следует сохранять для обещанного воскресения. Христиане же часто объясняют обычай достойного сохранения тел этой надеждой. Пруденций пишет:

К чему гробницы в скалах,
К чему могильники прекрасные,
Как не к тому. чтоб людям верилось.
Что тело не скончалось, но сну предано?


4. Проще всего следует полагать, что так как человек превосходит прочих животных, то недостойно его зрелище человеческих тел, пожираемых другими животными; погребение изобретено для того, чтобы, насколько возможно, сохранить тела. Квинтилиан ("Речи", кн. VI) утверждает, что тела охраняются от нападания птиц и диких зверей вследствие человеческого сострадания8. У Цицерона в книге первой "Об изобретении" сказано: "Терзаемый зверями лишен обычных погребальных почестей". А у Виргилия читаем:

Тебя же добрая матерь
Не предала земле, не почтила семейной могилой:
В пищу достался ты птицам и диким животным.


И бог у пророков грозит ненавистным ему царям, что они получат погребение наряду с ослами, так что собаки будут лизать их кровь (Иеремия, XXII). Лактанций (кн. VI) в обряде погребения не видит ничего иного, когда говорит: "Да не допустим, чтобы мы, образ и подобие божества, были оставлены в добычу диким зверям и птицам". То же находим у Амвросия ("О Товии"), слова которого следующие: "Нет обязанности по отношению к нему предпочтительнее той, которой он уже не может тебе воздать обратно, а именно - избавить того, кто смеет общую с тобой природу, от алчности птиц и диких зверей".
5. Но даже если умерший и не будет подвержен такой несправедливости, тем не менее все же представляется несовместимым с достоинством человеческой природы попирать ногами и терзать человеческое тело. Не лишено связи со сказанным следующее место в "Спорных вопросах" Сопатра: "Сообразно с достоинством - погребать умерших, и как бы самой природе противно оставление мертвых тел, распростертых нагими, на поношение и разложение. Таково всеобщее решение, будь то боги или полубоги, что мертвым телам следует оказывать погребальные почести. Ибо противно разуму выставлять тайны человеческой природы после смерти напоказ всем, оттого мы издревле усвоили обычай погребать человеческие тела, дабы они тайно и вдали от взора истлевали в могильных склепах". Сюда же относится и следующее место у Григория Нисского в "Послании в Летойю": "... чтобы позор человеческой природы не обнажался под лучами солнца"9.
6. Отсюда вытекает, что обязанность погребения признается нужной не столько человеку, то есть отдельной личности, сколько человечеству как таковому, то есть природе человеческой10. Поэтому погребение Сенека ("О благодеяниях", кн. V, гл. 20) и Квинтилиан ("Речи", кн. VI) называют публичным человеческим актом, а Петроний - предписанием всеобщего обыкновения. В связи с этим ни частным врагам, ни публичным неприятелям не следует отказывать в погребении.
О частных врагах есть отличное рассуждение Улисса о погребении Аякса у Софокла, где между прочим встречаются следующие стихи:

Ты, Менелай, в речах столь мудрый, берегись
Обиду нанести покойникам.


Основание этого приводит Еврипид в "Антигоне":

Приносит смерть конец враждебности людей.
Что может превозмочь забвенье смертное?


У него же в "Молящих":

Коль причинили вам беду аргивяне,
Убийство - высшее врагам отмщение.


И у Виргилия:

Невозможна борьба с врагом побежденным и мертвым.


Приводя это изречение, автор послания "К Гереннию" прибавляет: "Ибо то, что составляет крайнее бедствие, с ним уже приключилось", Папиний говорит: Мы воевали; стало быть, Ненависть мы истощили: смерть одолела гнев.
Ту же причину приводит Оптат Милевитанский: "Если была борьба между живыми, то смерть укрощает вашу взаимную ненависть; уже умолкли те, с кем до того времени ты сражался".

Долг погребения также врагов

III. 1. Поэтому все согласны, что даже публичным врагам подобает погребение11. Аппиан называет это "общим правом войн". Филон - "общей договоренностью в войне". Тацит говорит: "Пусть враги не отказывают в погребении". По словам Диона Хризостома, это право соблюдается "среди врагов", и "даже если взаимная ненависть достигает крайнего предела".
Говоря о том же, Лукан указывает, что законы и обычаи гуманности должны соблюдаться по отношению к врагу. Сопатр, цитируемый выше, спрашивает: "Какая война лишила род человеческий этой последней почести; какая враждебность простерла злопамятство до того, что осмелилась нарушить этот закон?". Упомянутый только что Дион Хризостом в речи "О законе" заявляет: "По этой причине мертвых врагов никто не судит и не простирает гнев и досаду на их тела".
2. Примеры имеются всюду12. Так, Геркулес предал погребению тела своих врагов, Александр - побежденных при Иссе. Ганнибал предпринял поиски тел для погребения убитых римлян: К. Фламиния, П. Эмилия, Тиберия Гракха, Марцелла13 (Элиан, "Разные истории", кн. XII). "Можно подумать, - говорит Силий Италик, - что убит военачальник карфагенян". То же было сделано римлянами в отношении Ганнона, Помпеем - в отношении Митридата, Дмитрием - в отношении многих, Антонием - в отношении царя Архелая (Диодор Сицилийский, кн. XVII). В клятве греков, сражавшихся против персов, имелись следующие слова: "Всех союзников буду погребать, как победитель, даже варваров".
И всюду в книгах по истории мы читаем, как добиваются "возможности погребать мертвых"14. У Павсания в "Аттике" имеется пример: "Афиняне уверяют, что ими погребены мидяне, потому что надлежит предавать земле каких бы то ни было мертвых".
3. Поэтому, по толкованию древних евреев, первосвященнику, которому было воспрещено вмешиваться в какие-либо похоронные дела, было повелено, однако же, в случае обнаружения непогребенного человека предавать его также погребению15. Христиане же чтили погребения столь высоко, что считали дозволенным расплавлять или продавать освященную церковную утварь для этой цели, как и на пропитание бедных или на выкуп пленных (Амвросий, "Об обязанностях", кн. II, гл.28). 4. Имеются примеры также и противоположного, но они осуждены всеобщим мнением. У Виргилия сказано:

Я молю, отврати это неистовство16.


А у Клавдиана:

Человека забрызганный кровью
Образ совлек и лишил горсти песка убиенных.


Диодор Сицилийский говорит: "Является зверским обычаем вести войну с мертвыми той же породы".

Обязательно ли погребение лиц, отличившихся злодеяниями?

IV 1. Я полагаю, что имеются причины для сомнений относительно совершивших великие злодеяния. Закон божий, данный евреям как наставление в добродетели и человечности, повелевает погребать в тот же день повешенных на виселице (что у них считалось крайне позорным) (кн. Чисел, XXV, 4; Второзаконие, XXI, 23; II Самуил, XXI, 26). Оттого Иосиф Флавий говорит, что у иудеев столь велика забота о погребении, что даже тела приговоренных ко всенародной казни они снимают и предают земле до заката солнца; а другие еврейские толкователи добавляют, что здесь оказывается уважение образу божию, по которому создан человек.
Гомер упоминает в третьей песне "Одиссеи" об Эгисте, который прелюбодеяние увенчал цареубийством, но сыном убитого царя Орестом был предан земле. И у римлян, как утверждает Ульпиан, близким родственникам не отказывали в выдаче тел осужденных на смертную казнь (L. I. de cad. punit.). А юрист Павел полагал, что они подлежат выдаче кому угодно, кто попросит (L. Ill, Ibidem). Императоры Диоклетиан и Максиминиан дали такой ответ: "Присужденных за преступления ч заслуженным наказаниям мы не воспрещаем предавать погребению"17 (L. II. С. de rellg.).
2. В истории же мы знакомимся с примерами, когда тела людей выбрасывают18, не предавая их погребению, что случалось чаще во времена гражданских, нежели внешних войн. И ныне мы видим, как тела некоторых осужденных подолгу остаются на виду у всех. По вопросу о том, заслуживает ли одобрения такой обычай, спорят не только политики, но и богословы (Рох, "Об обычаях", 12; Аббас, на С. ex parte de sepult.; Сильвестр, на слово "погребение", вопр. 13).
3. Напротив, известно, что восхвалялись люди, которые приказывали погребать тела тех, кто сам не дозволял этого другим. Так, Павсаний, царь лакедемонян, побуждаемый эги-нянами отомстить персам тем же самым, что те причинили Леониду, отверг такой совет как недостойный имени греков.
У Папиния Тесей обращается к Креонту со следующими словами:

Ступай причинять же
Черные муки, отнюдь не мешай погребенью.


Фарисеи предали погребению царя Александра Ианнейского, который причинил немало поношений умершим из их народа (Иосиф Флавий, "Иудейские древности", XIII, гл. 13, и Горион). Если бог иногда наказывал определенных лиц лишением погребения, то он поступал так по своему усмотрению сверх установленных законов. А что Давид сохранил голову Голиафа, дабы выставить ее напоказ, то так было поступлено с иноземцем, оказавшим неуважение богу, согласно закону, распространявшему имя ближнего только на евреев.

Также и самоубийц?

V. 1. Одно только заслуживает замечания, а именно - то, что из правила о погребении мертвых у самих евреев существо дало изъятие для покончивших жизнь самоубийством, как сообщает Иосиф Флавий ("Иудейская война", кн. III. гл. 25, Хегезипп, кн. III, гл. 17). И это не удивительно, так как другого наказания не заслуживает тот, кто не считает смерть наказанием. Так, милетские девушки отвращались от добровольной смерти страхом (Авл Геллий, кн. XV, гл. 10, Плутарх, "О добродетели женщин"), а также некогда римская чернь19, хотя это и вызвало неодобрение Плиния (Плиний, кн. XXXVI, гл. 15). Так, и тело Клеомена, покончившего жизнь самоубийством. Птоломей повелел повесить. И, по словам Аристотеля ("Этика Никомаха", V, 15), повсеместно принято20, чтобы покончившим жизнь самоубийством оказывалось то или иное бесчестие: оттого Андроник Родосский, излагая ("Речи", LXIV) это место, говорит, что тела самоубийц лишены погребения. Предписание подобного рода Дион Хризостом восхваляет среди других мудрых постановлений кипрской царицы Демонассы (см. Стобей. разд. 126). Этому обычаю не противоречат утверждения Гомера, Эсхила, Софокла ("Аякс"), Мосхиона и прочих о том, что мертвые бесчувственны и потому не испытывают ни ущерба, ни стыда. Достаточно того, чтобы участь мертвых внушала страх живым, потому что таким образом они воздерживаются от греха.
2. Отлично ведь против стоиков и тех, кто оправдывает добровольную смерть во избежание рабства и болезни, а также в надежде на славу, возражают платоники, а именно - что необходимо хранить жизнь, оберегая тела. и что не надлежит лишаться жизни вопреки тому. кем она нам дана; многое по этому предмету можно найти у Плотина, Олимпиодора, а также у Макробия в толковании "На сон Сципиона".
Следуя этому мнению, Врут, хотя и повторил впоследствии поступок Катона, но первое время его осудил21, "полагая, что не бесчестно и не недостойно подчиняться судьбе и не уклоняться от угрожающих бедствий, которые должно мужественно переносить". А Мегасфен сообщает, что индийские мудрецы осуждали поступок Калана и своими суждениями не одобряли подобного исхода жизни нетерпеливых людей (Страбон, кн. XV)22. Не иного взгляда, как кажется, придерживаются персы, чей царь Дарий у Квинта Курция (кн. V) сказал: "Предпочитаю умереть от чужой преступной руки, чем от своей".
3. В связи с этим евреи называли смерть "освобождением", то есть "отпущением", как видно не только из евангелия от Луки (II, 29), но и из греческого текста в книгах Бытия (XV, 2) и Чисел (XX, в конце).
Такая форма выражений характерна также для греков. Фемистий в своем труде "О душе" пишет: "Умерших называют отошедшими, и смерть называют отходом". У Плутарха в "Утешении" читаем в том же смысле: "... пока сам бог не отпустит нас".
4. Тем не менее некоторые из евреев23 делают одно изъятие из закона о воспрещении самоубийства, считая его "похвальной смертью" в том случае, если кто предвидит дальнейшее существование как поношение самому богу. Так как они предоставляют право на нашу жизнь не нам, но богу (как правильно поучает своих соотечественников Иосиф Флавий), то и считают, что только предполагаемая воля бога отпускает преднамеренное самоубийство. Здесь они приводят пример Самсона, который видел осмеяние истинной религии в его лице, а также пример Саула, который бросается на меч, чтобы не стать посмешищем врагов бога и своих (I Самуил, XXXI, 4). Ибо они полагают, что Саул пришел к соответствующему решению после того, как тень Самуила предсказала ему смерть; и несмотря на заведомо грозящую ему в сражении гибель, он не уклонился от битвы в защиту родины и закона божия, заслужив тем вечную славу, по свидетельству псалмопевца Давида; вследствие чего и те, кто предал Саула погребению с почестями, заслужили похвалу как поступившие правильно. Третий пример Рацы, сановника иерусалимского, приводится в истории маккавеев (кн. II. XIV, 37). Но и в священной новозаветной истории мы находим подобные же примеры тех, кто причинил себе смерть, чтобы вследствие мучений не отречься от веры христовой24; и примеры девиц, которые бросались в реку, чтобы не лишиться невинности25. и были церковью приобщены к лику мучениц. Однако заслуживает внимание то, что полагает Августин26 о таких случаях ("О граде божием", кн. I, гл. 26; "Послания", LXI, "К Дульцицию" и "Против Гауденция", II, 23).
5. Другое изъятие из права погребения мы, повидимому, находим у греков; его привели локрийцы фокейцам: "Общий обычай у всех греков - лишать святотатцев погребения" (Диодор Сицилийский, кн. XVI). И Дион Прусийокий в "Родосской речи" говорит, что "нечестивцы" лишаются погребения. То же было установлено у афинян для изменников27, по рассказу Плутарха в жизнеописании Антифонта.
Но если обратиться к установлению древних, то, по общему согласному мнению, за отказ в погребении считали справедливым начинать войну, что явствует из истории Тесея, которую трактуют Еврипид в уже упомянутой трагедии "Молящие", а также Исократ в приведенном выше месте.

Прочие обязанности, проистекающие из права народов

VI. Есть и иные права, налагающие обязанности по праву народов, установленному человеческой волей, как, например, приобретение собственности путем продолжительного владения, наследование без завещания, а также права, вытекающие из каких бы то ни было договоров. Ибо хотя все это и имеет источником право естественное, тем не менее, приобретает некоторую незыблемость в силу человеческого закона как против произвольных толкований, так и против каких-либо возражений, которые, по-видимому, возбуждает естественный разум, что было показано нами выше, в разделе о лицах, действующих согласно естественному праву.








Дата добавления: 2016-04-11; просмотров: 485;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.004 сек.