О приобретении этого права, если иначе нельзя избегнуть крайней нужды
VII. Однако необходимо принять меры предосторожности, дабы такая свобода не утратила границ. Во-первых, нужно приложить всяческие старания избегнуть иным способом состояния крайней необходимости, например, обратиться к должностным лицам или даже попытаться мольбами добиться у хозяина разрешения воспользоваться необходимой вещью (Лессий, кн. II, гл. 12, спорн. вопр. 12, 70). Платон разрешает черпать воду из колодца соседа только тогда, когда кто-нибудь на своем участке докопается до каменистого хряща в поисках воды; Солон - если кто-нибудь прокопает землю на своем участке на глубину сорока локтей; относительно этого правила Плутарх замечает: "Полагается приходить на помощь находящемуся в нужде, не поощряя лености". Ксенофонт в "Анабасисе" (V) приводит ответ синопцам: "Там, где мы не имеем права покупать, как на варварской, так и на греческой почве, если мы возьмем что-нибудь необходимое, то не из дерзости, но по необходимости".
Если сам владелец не испытывает равной нужды
VIII. Во-вторых, это не разрешается, если сам владелец находится в такой же крайности. Ибо при прочих равных условиях положение владельца имеет преимущество. "Не глупо поступает тот, - говорит Лактанций (кн. V, гл. 16), - кто ради собственного спасения не сбросит погибающего с доски при кораблекрушении или раненого с лошади, ибо он воздерживается от причинения вреда, составляющего греховное деяние, а избегнуть греха есть деяние мудрости". Цицерон говорит ("Об обязанностях", кн. III): "Разве разумный человек, будучи истощен голодом, отнимет пищу у другого, хотя бы ни на что не годного человека? Поистине ничуть. Ибо ведь мне моя жизнь нужна не больше, чем такое состояние души, чтобы никому не причинять насилия ради своего удобства". У Курция читаем: "Лучше - участь того, кто не уступает своего, нежели того, кто добивается чужого".
Что влечет за собой обязанность возмещения вещи, если такое возмещение возможно
IX. В-третьих, если возможно, следует возвращать обратно взятое. Некоторые думают иначе по атому предмету на том основании, что если кто воспользуется своим правом, тот не обязан ничего возмещать. Но правильнее полагать, что право это не беспредельно, но ограничено и влечет обязанность возмещения ущерба по миновании крайней необходимости. Ибо такое право достаточно для соблюдения естественной справедливости против суровости хозяина (Адриан, "Разнообразные вопросы", кн. I, ст. 2, разд. 3; Коваррувиас, указ. место).
Дата добавления: 2016-04-11; просмотров: 682;