ПРИМЕЧАНИЯ К ГЛАВЕ II
1 След этого сохранился в сатурналиях.
2 Сенека. "О благодеяниях" (кн. VII, гл. XII): "Места римских всадников в театре являются общими для всех их; однако, место среди них, занятое мной, принадлежит мне".
3 Гораций:
Лучше жить, как скифы живут в степях,
Чьи повозки влекут их подвижные дома;
Также геты суровые -
В неразмежеванных их полях
Вольно растут плоды и хлеб.
Свыше года пахать им недосуг поля.
Утомленных работами
Ждет замена другими с долями равными.
4 А от них произошли пифагорейцы. Смотри Порфирия. Диогена Лаэртского, Геллия (I, 9).
5 Адам - прообраз человеческого рода. Смотри Оригена, "Против Цельса". Сюда же не в меньшей мере относится сказанное у Тертуллиана в книге "О душе": "Ведь следует верить, что разумное естественно, ибо оно как бы прирождено душе искони разумным создателем. Может ли что-нибудь быть неразумным, что бог к тому уже установил своим велением, а тем более то, что он произвел собственным дыханием? Неразумное же следует понимать как нечто возникшее из внушения змия. как самое допущение нарушения. откуда произросло и привилось к душе наподобие самой природы. потому что появляется тотчас же в самой первобытной природе".
6 Сенека о том же в послании ХС пишет: "Они были невинны вследствие неведения вещей". Затем, распространившись о справедливости, благоразумии, умеренности и мужестве, он добавляет: "Всеми этими добродетелями обладала каждая семья. Жизнь была сурова". Иосиф Флавий; "Они обладали душой, не возмущаемой никакими заботами".
7 Так и Павел (посл. к ефесеям. VI, 24); он же говорит о "неиспорченности" (посл. II к Титу, V, 17).
8 "Высшая святость" - по словам раввинов: "божественная премудрость" - у Арефы в толковании на Апокалипсис. О рае смотри Экклезиаст (XL. 17); и о четырех райских реках - ту же книгу (XXIV, 35 и сл).
9 Смотри об этом превосходное место в книге П Варрона "О сельском хозяйстве", заимствованное у Дикеарха. и сравни с тем, что из того же Дикеарха приводит Порфирий ("О воздержании от мяса животных". IV).
10 Иосиф Флавий: "То было древо искусства и разумения". Телемак у Гомера:
Ведаю все я -
Где добро, где зло; и уже не мал я, как прежде.
Согласно Зенону Киттийскому, мудрость есть знание добра и зла, а также того. что посреди того и другого. То же имеется у Диогена Лаэртского. Плутарх, "Об общих понятиях": "Что повредит, если при отсутствии зла не будет ни следа благоразумия, но если зато мы обретем иную добродетель, которая будет познанием не добра к зла, но одного только добра?".
11 Это подробно изъясняет Сенека в послании ХС, которое следует прочесть; смотри также Дикеарха у цитированных уже авторов.
12 Сенека, "О природе" (III, в конце): "По исчезновении также хищных зверей, нрав которых усвоили люди".
13 Сенека в указанном месте: "Их невинность тоже не долго длилась - лишь пока они были юными".
14 Сенека, там же: "Высшее вознаграждение опьянения - блудная похоть и греховное удовольствие".
15 О колодцах в оазисах, которые были общей собственностью многих, смотри Олимпиодора у Фотия.
16 Подобный образ жизни у скритофинов нам в точности описал Прокопий в "Готском походе" (II). Добавь Плиния (XII, I) и Витрувия (II, I).
17 Смотри, что об этом предмете приводит нам из Гемары и Алкорана слава Британии Сельдей в своем сочинении о господстве на море.
18 Цицерон: "Потому что каждому причитается свое из того, что по природе было общим; что каждому досталось, тем пусть каждый и владеет". То же самое поясняет Хризипп сравнением со стадионом. где надлежит победить соперника в беге, не сталкивая с поприща. Схолиаст к поэтическому искусству Горация говорит: "Подобно тому как бесхозяйные дом или поле составляют общее достояние; будучи же заняты, они находятся в частной собственности" Варрон (Age modo): "Земля в целях ее обработки некогда предоставлена в частное владение, как Этрурия - тускам, Самниум- сабеллам".
19 Солон:
Я богатства хотел бы иметь, но неправых стяжаний
Я не хочу.
Цицерон в трактате "Об обязанностях": "Умножение имущества, не приносящее никому ущерба, не заслуживает порицания, правонарушения же всегда следует избегать".
20 "После того, как из распределения полей возникли права", - так Сервий пишет в комментарии на следующее место в четвертой книге "Энеиды": "Законодательнице Церере".
21 И права жительства. "Измерение неба столь же возможно, как и земли", - говорит Помпоний (L. sl opus. D. quod vi aut clam). Добавь предшествующий закон (D. pro Socio).
22 Поэтому бесхозяйные земли Гораций называет "не размежеванными".
23 Так мыслит об океане Ярх у Филострата (III, XI).
24 Смотри Бембо, "История" (VI).
25 Как, например, Эхинады, которые по праву первенства занял Алкмеон (Фукидид. II, в конце).
26 Так поступают не иначе, как в силу важных и достаточных оснований, по словам Ульпиана (L. Si alius. D. quod vi aut clam), который далее приводит пример сноса домов в целях предупреждения пожара.
27 "Принуждая защищает" (Сенека, "Спорные вопросы", IV, XXVII). То же самое Сенека поясняет примерами в извлечениях из "Спорных вопросов" (IV): "Необходимость заставляет разгружать корабли - выбрасывать за борт грузы; необходимость заставляет прекращать пожары с помощью разрушения зданий; необходимость есть закон момента". Теодор Присциан, древний врач. заявляет: "Часто роженицам, находящимся в смертельной опасности, удается избавиться от верной гибели пожертвованием новорожденного; подобно тому, как деревьям производится благодетельное обрубание юных ветвей; а застигнутые сильной бурей корабли могут избавиться от гибели единственно только посредством выбрасывания за борт обременительных для них тяжелых грузов". Первая часть этого отрывка относится к "изгнанию плода" особым инструментом, описание которого имеется у Галена, а дальнейшая часть этого отрывка может быть восстановлена по сочинению Тертуллиана "О душе".
28 Сервий, "На "Энеиду" (VII): "К берегу мирно причалить мы разрешения просим",-это притязание никому не может повредить".
29 "Сынами Израиля велись справедливые войны против амореев" - говорит в указанном здесь месте Августин. Так, по словам Аполлодора, Геркулес убил Аминтора, царя Орхомена. за воспрещение прохода по землям последнего. Греки напали войной на Телефа за то, что он не позволил им пройти по своим пределам; на это указывает схолиаст к стихотворению Горация "К Канидии". Добавь "Закон лонгобардов" (кн. II, разд. LIV. гл. 2).
30 Смотри о том же у Плутарха в жизнеописании Агесилая.
31 Смотри у него же в жизнеописании Лисандра.
32 Аристофан в комедии "Птицы":
А так как нам путь в Дельфы предстоит,
То испросить у беотийцев следует
нам разрешенье на проход.
К этому месту схолиаст: "Разрешение на проход испрашивается лишь тогда, когда проходят войска". Венецианцы открывали проход немцам и французам, оспаривавшим друг у друга город Марано (Парута. XI). Когда немцы жаловались на то, что венецианцы укрыли проход их неприятелям, то те возразили, что этому можно выло воспрепятствовать не иначе, как силой оружия; прибегать же к последнему у них в обычае не иначе, как против явных врагов (там же). Так же оправдывается и папа (кн. XII того же соч.).
33 Об этом опять-таки следует справиться у Плутарха в жизнеописании Агесилая.
34 Пример в "Извлечениях о посольствах" (XII): у Бембо в "Истории Италии" (VII). Смотри также замечательные соглашения о предоставлении права прохода между Фридрихом Барбароссой и Исаакнем Ангелом у Никиты ("Исаакий Ангел", кн. II, неск. мест). В Германской империи просящий разрешить проход дает обеспечение возмещения на случай причинения ущерба Смотри также у Кранца "О делах саксонских" (кн. X) и у Мендозы в "О бельгийских делах". Цезарь не пожелал разрешить гельветам проход по провинции, считая их людьми необузданными, неспособными воздержаться от насилий и злодеяний ("Галльская война", кн. I).
35 Пример можно найти у Прокопия в "Персидском походе" (II).
36 Это говорили франки, находившиеся в Венеции, Нерсесу, который вел с собой лонгобардов ("Готский поход", IV). Другие примеры отказа в пропуске найдешь у Бембо в "Истории Италии" (кн. VII) и у Паруты в "Истории Венеции" (кн.кн. V и VI).
37 В его "Посольстве к Каю".
38 У Флора (кн. III) имеется следующее место: "Если прерваны торговые сношения, нарушен союз человеческого рода". Сервий, "На Эклоги" (IV); "Мореплавание проистекает из торговых сношений". Он же в комментарии "На "Георгики" (I) сообщает, что "вследствие необходимости изыскивать те или иные предметы люди приобрели опытность и охоту к мореплаванию. Общее благо составляло торговое мореплавание в открытом море". Амвросий в слове о сотворении мира: "Море есть благо, поскольку оно дает приют рекам, служит путем для подвоза продовольствия, чем связываются народы, разделенные расстоянием". Это позаимствовано из "Шестоднева" (IV) Василия. "Море есть мировой рынок, острова - морские станции", - как изящно сказано у Феодорита ("О промысле", II) Добавляю слова Златоуста из послания к Стелехию: "Как же достаточно достойно изъяснить предоставленную нам легкость взаимных торговых сношений? Ибо дальность пути не создавала препятствий для сношений; бог по всем землям распростер кратчайший путь, то есть море, чтобы мы могли взирать на мир как на единое жилище, а на себя - как на обитателей, густо населяющих его сообща; а также чтобы каждый, сообщая другому свои произведения, мог беспрепятственно получать в изобилии имеющееся у другого; и чтобы, владея небольшой частью земли так, как если бы он владел целым миром, каждый с помощью ее пользовался бы всевозможными благами. Словом, теперь каждому возможно, как гостю на общем пире, поданные ему блюда или уступить другому, возлежащему поодаль, или, наоборот, то, что имеется у того, получить взамен, лишь протянув руку".
39 Смотри "Закон лонгобардов" (кн. под титулом XXXI, гл. XXXIII) и послание епископов к королю Людовику среди капитуляриев Карла Лысого (гл. XIV).
40 Сходно у Льва Африканского (близко к началу).
41 Намекая на это, Аристофан в "Птицах" вздумал преградить воздух, чтобы вынудить богов уплачивать сбор с жертвенного дыма.
42 Сервий в комментарии к этому месту: "Занявшему принадлежит владение береговой полосой; и так обнаруживается жестокость владельцев, преграждающих доступ даже к местам общего пользования". Лаомедон был убит Геркулесом за то, что изгнал последнего из гавани Трои, как об этом повествует Сервий.
43 У Катона, Сизенны и прочих древних авторов.
44 Плутарх в жизнеописании Перикла о мегарянах: "Они жаловались на то, что их изгоняют со всех рынков, отгоняют от каждой гавани, которыми владеют афиняне". Сенека в послании LXXXVII. приведя стих из Виргилия:
Что производит любая земля и на что притязает,
пишет: "По областям расписано все. чтобы смертные находились между собой в необходимых торговых сношениях когда один у другого требует чего-нибудь в обмен", он же, "О природе" (V, 18): "Кто даровал всем людям взаимные торговые сношения и смешал народы, рассеянные в разных местах?". Смотри жалобы англичан на испанцев у Де Ту (кн. LXXI), имеющие отношение к истории 1580 года.
45 Касснодор (I, поел. XXXIV): "Запасом хлеба в зерне должно сначала снабдить ту область, которая его произрастила".
46 Смотри у Кранца "О делах саксонских" (XI).
Дата добавления: 2016-04-11; просмотров: 574;