Различие между hereditas и bonorum possessio
Римское право в последовательном ходе своего развития выработало две системы наследственного права: наследование по цивильному праву, или hereditas в тесном смысле, и наследование по преторскому эдикту, или bonorum possessio. В основании обеих систем лежат одни и те же основные начала: как цивильный наследник (heres), так и преторский (bonorum possessor) есть универсальный преемник наследодателя; тут и там наследование по закону играет вторую роль и т. д. Вместе с тем, однако, обе системы в целом ряде пунктов коренным образом расходятся между собою. Так, цивильное наследование по закону было построено всецело на начале агнатического родства. Напротив, преторский эдикт стал призывать наряду с агнатическими родственниками, а отчасти и предпочтительно перед ними, когнатических родственников. В связи с этим находится другое различие. Цивильное право законного наследования покоилось на принципе: in legitimis hereditatibus successio non est, т. е. если ближайший агнатический родственник отказывался от приобретения наследства, то уже не призывались дальнейшие, а наследство становилось выморочным. Претор, напротив, ввел sucessorium edictum, так что если ближайшие законные наследники отказывались от наследства, то призывались дальнейшие. Что касается наследования по завещанию, то цивильное завещание требовало соблюдения гораздо больших формальностей, чем преторское. Далее, существовало весьма важное различие в способе приобретения наследства по цивильному и преторскому праву. Hereditas, по общему правилу, приобреталась на основании частного волеизъявления, а bonorum possessio - на основании судебного акта. Вместе с тем для приобретения наследства по цивильному праву не были установлены законные сроки, для приобретения наследства по преторскому праву были установлены таковые. Наконец, bonorum possessor сверх исков, к которым мог прибегнуть heres, имел в своем распоряжении еще один дополнительный иск, interdictum quorum bonorum. При помощи этого интердикта он мог требовать выдачи телесных объектов, входящих в состав наследственной массы, будучи обязан доказать только то, что он prima facie является наследником. Вследствие этого даже для лиц, призываемых по цивильному праву, было важно испросить у претора bonorum possessio, так как тогда они приобретали право на предъявление упомянутого интердикта.
Указав главные пункты различия между цивильным и преторским правом наследования, мы должны вкратце отметить соотношение между обеими системами на практике. Оно может быть формулировано следующим образом: преторская система отчасти являлась iuris civilis adiuvandi gratia, отчасти iuris civilis supplendi gratia, отчасти iuris civilis corrigendi gratia. На первых порах претор, вероятно, просто желал облегчить положение цивильного наследника; в этих видах он объявил, что если цивильный наследник по завещанию или по закону испросит у него ввод во владение, он уважит такое ходатайство и предоставит в его распоряжение interdictum quorum bonorum. Другими словами, первоначальная bonorum possessio была bonorum possessio juris civilis adjuvandi gratia. Вскоре, однако, сложилась и новая функция bonorum possessio. Именно претор выработал особые правила на тот случай, если не оказывалось цивильного наследника или он отказывался от приобретения наследства: тогда претор призывал к наследству других лиц, не имеющих права на него ex iure civili; сюда относятся когнаты и переживающий супруг. Таким путем явилась bonorum possessio juris civilis supplendi gratia. Наконец, bonorum possessio приобрела и корректорную функцию, т. е. претор в известных случаях стал предпочитать цивильным наследникам таких лиц, которые ex jure civili не имели права на наследство. Так, напр., он стал призывать в качестве законных наследников наряду с подвластными детьми и эманципированных детей, оказывая им предпочтение не только пред всеми остальными когнатами, призываемыми в классе unde cognati, но и пред остальными агнатами, призываемыми в классе unde legitimi.
В позднейшем императорском праве резкое противоположение между цивильной и преторской системой наследования постепенно стало сглаживаться; при Юстиниане было достигнуто почти полное слияние обеих систем, так что bonorum possessio утратила почти всякое самостоятельное значение.
Дата добавления: 2016-04-11; просмотров: 522;