Производные способы приобретения собственности
_ 118. Traditio*(123)
I. Для перехода права собственности от одного лица к другому inter viros недостаточно простое волеизъявление отчуждателя и приобретателя, а требуется, сверх того, передача владения - traditio. Источники говорят по этому поводу: traditionibus et usucapionibus dominia rerum, non nudis pactis transferuntur. Исключение допущено только в пользу церквей и благотворительных учреждений, которые приобретают собственность на основании простого договора купли-продажи или дарения без традиции (1. 23 C. de ss. ecl. 1. 2). Ср. Виндшейд. _ 171, прим. 2.
Условия этого способа приобретения состоят в следующем. I. Отчуждатель должен быть собственником или лицом, действующим от имени собственника, на основании надлежащего полномочия или с его последующего согласия. Исключение из этого правила допускается: а) в пользу кредитора по залогу на основании принадлежащего ему jus distrahendi; b) в пользу фиска, императора и императрицы; в случае отчуждения сими последними не принадлежащих им вещей приобретатель становится собственником, и прежний собственник сохраняет только личный иск об убытках против отчуждателя в течение четырех лет. Приобретатель должен иметь право приобрести собственность: такое право, по общему правилу, признается за всяким правоспособным индивидом (исключение для иностранцев, евреев).
II. Отчуждатель должен иметь намерение перенести право собственности на приобретателя, приобретатель - намерение сделаться собственником, - animus transferendi и acquirendi dominii. Намерение это в большинстве случаев прямо не выражается сторонами, а его приходится выводить из сопутствующих традиции обстоятельств. При этом необходимо различать две категории случаев. Существуют такие сделки, которые принципиально направлены на передачу права собственности, напр., купля-продажа, мена, дарение; раз в основании традиции лежит такая сделка, то in dubio предполагается, что стороны имели желание приобрести и перенести право собственности. Другими словами, если отчуждатель в данном конкретном случае при заключении такой сделки не желает безусловного перехода права собственности, он должен это особо оговорить, придать традиции условный характер. Для этого служит, между прочим, pactum reservati dominii, которое особенно часто присоединяется к договору купли-продажи, когда продавец кредитирует покупную цену, и гласит в таком случае, что, несмотря на то, что плата кредитирована, собственность должна считаться перешедшей к приобретателю лишь после полной уплаты. Впрочем, если в основании традиции лежит договор купли-продажи, то и помимо особой оговорки vi legis предполагается, что продавец не желает перенести на покупщика право собственности раньше уплаты покупной цены, раз продажа должна быть совершена на наличные (т. е. раз цена не кредитирована, _ 41 I. de rer. div. 2. 1.). С другой стороны, существуют сделки, которые, по общему правилу, не влекут за собою перехода права собственности, но с которыми сторона в данном конкретном случае желает связать это последствие. Сюда относятся случаи фидуциарной передачи права собственности при залоге вещи, отдаче ее на хранение и т. д., где формально кредитор по залогу, депозитарий и т. д. делается собственником ради того, напр., чтобы иметь возможность лучше блюсти интересы против третьих лиц. Если стороны в таких случаях желают перехода права собственности в интересах той или другой из них, он должны особо заявить о таковом своем желании.
III. Спрашивается, какое значение имеет тот факт, что вещь передана на основании недействительной, оспоримой или ошибочно предполагаемой, но не существующей на деле сделки? Переходит ли в таких случаях право собственности на приобретателя, раз имеется налицо animus transferendi и acquirendi dominii? Или иначе, есть ли традиция акт абстрактный (т. е. такой, сила которого не зависит от causa traditionis) или материальный? Старая доктрина признавала, что традиция есть акт материальный - она требовала justa causa traditionis, т. е. требовала, чтобы вещь была передана на основании действительной сделки. В настоящее время господствующее мнение высказывается в пользу того, что и недействительность сделки, лежащей в основании традиции, сама по себе не препятствует переходу права собственности, если только стороны имели animus transferendi и acquirendi dominii. Словом, традиция (при наличности animus transferendi и acquirendi dominii) имеет, по общему правилу, характер акта абстрактного, а не материального. Впрочем, из этого общего правила допускают ряд исключений; в частности, традиция, совершенная вопреки законному или судебному запрещению, недействительна. Господствующее мнение более отвечает интересам оборота и вполне может быть согласовано с источниками, а посему ему следует отдать предпочтение.
Итак, собственность не переходит, если отсутствует animus transferendi и acquirendi dominii. Такового нет, напр., в случае error in persona (если вещь передана не тому лицу, которому собственник желает ее передать, причем, впрочем, предполагается, что собственник вообще придавал значение этому обстоятельству), или в случае error in dominio (если собственник считает другое лицо собственником и передает свою вещь третьему лицу в качестве представителя предполагаемого собственника. Ср. 1. 35 D. de a. r. d. 41, 1), равно в случае error in corpore. С другой стороны, собственность переходит к приобретателю, хотя бы в основании традиции лежала сделка оспоримая (напр., вещь передана на основании убыточной купли-продажи, в которую продавец вовлечен вследствие обмана покупщика) или ошибочно предполагаемая, но не существующая (уплата недолжного), или даже недействительная (ср. 1. 36 D. de А. R. D. 41, 1), если только недействительная сделка не принадлежит к разряду недозволенных (напр., дарения между супругами), и если не существует законного или судебного запрещения отчуждать данную вещь.
IV. Приобретатель сам или через представителя должен получить юридическое владение вещью, притом с согласия отчуждателя или представителя последнего. По общему правилу, приобретение юридического владения связано с приобретением экономического владения вещью, т. е. с реальной передачей ее. Если приобретатель был уже экономическим владельцем вещи (напр., имение покупает арендатор), то приобретение юридического владения происходит в силу договорного соглашения между сторонами - так назыв. brevi manu traditio. Но юридическое владение может быть приобретено и с оставлением вещи в экономическом владении прежнего собственника посредством так назыв. constitutum possessorium (напр., прежний собственник продает свой дом и остается жить в нем в качестве квартиранта; в таком случае он становится детентором, а юридическое владение вещью и вместе с тем право собственности переходит к приобретателю). Эта последняя форма приобретения собственности без реальной передачи вещи представляется очень опасной с точки зрения интересов оборота. Если отчуждаемой вещью владеет не сам отчуждатель, а третье лицо (напр., собственник продает украденную вещь, которая находится еще у вора), то отчуждатель может только уполномочить приобретателя завладеть вещью и с этой целью цедировать ему виндикацию, но собственность переходит к приобретателю лишь после того, как ему удастся завладеть вещью.
Примечание. Если вещь передана не самому приобретателю, а представителю его для доставки ее тому лицу, от имени которого он выступает (напр., я передаю проданную вещь лакею покупателя), то приобретатель с этого момента становится собственником вещи, хотя бы представитель не передал ему вещи, а удержал ее за собою или передал ее другому лицу. Если же вещь передана фиктивному представителю для доставки ее тому лицу, за представителя которого он себя выдает (напр., за получением купленной вещи является в магазин обманщик, выдающий себя за лакея покупателя), то традент сохраняет право собственности на вещь.
Adjudicatio
При раздельных исках, суд может разделить вещь на реальные части и присудит их отдельным собственникам или, если это признается неудобным или невозможным, присудить всю вещь одному из сособственников с обязательством вознаградить остальных бывших сособственников и т. д. Право собственности переходит на основании самого судебного присуждения, adiudicatio, если только участвующие в деле лица были единственными сособственниками вещи. Итак, в данном случае для перехода собственности не требуется передачи владения.
Дата добавления: 2016-04-11; просмотров: 472;