Тематическое параллелирование
Речь здесь идет о степени погруженности говорящих (психолога и клиента) в один и тот же предмет. Его можно определить
как показатель того, насколько один собеседник формулирует содержание своего послания в том же русле, что и предыдущее высказывание собеседника. Когда они говорят об одном и том же и используют близкие слова, мы можем сказать, что они «идут в параллель» или «параллельны друг другу». Когда они не так сильно совпадают, мы говорим, что в разговоре мало па-раллелирования. Дж. Бьюдженталь [2001, с. 103] указывает, что необходимость идти в параллель с клиентом или же отходить от параллельности зависит от разных этапов разговора и целей, которые возникают на этих этапах. Здесь речь идет о параллелях относительно темы разговора, например, о начальниках, коллегах, друзьях, семье, досуге.
Дж. Бьюдженталь [2001, с. 106] выделяет четыре уровня (или четыре степени свободы) относительно того, насколько люди находятся в параллельном общении друг с другом:
1. В параллель.Говорящий остается в том же тематическом русле, в котором сделано предыдущее высказывание.
2. Развитие.Говорящий придерживается той же основной темы, которой было посвящено предыдущее высказывание, но вносит новый элемент, который является следующим логическим шагом в развитии этой темы.
3. Отклонение.Теме, которой было посвящено предыдущее высказывание, уделяется некоторое внимание, но говорящий при этом смещает локус рассмотрения или иначе расставляет акценты. В результате разговор приходит к тем аспектам, которые ранее не затрагивались.
4. Смена.Говорящий практически игнорирует тему предыдущего высказывания (или уделяет ей самое поверхностное внимание). Происходит существенный сдвиг в предмете обсуждения.
Параллелирование чувств
Параллелирование чувств означает, что говорящий уделяет чувствам собеседника столько же внимания, сколько только что уделил им другой. В каждом высказывании есть как чувственный (аффективный), так и мыслительный (когнитивный)
компоненты. Например, фразу «Сегодня восьмое марта» невозможно понять без анализа аффективного компонента послания. Если психолог начнет подчеркивать факты и идеи, то и клиент отойдет от своих чувств, станет менее экспрессивным. Это пример отказа от параллелирования. Здесь, следуя Дж. Бьюдженталю [2001, с. 116], можно выделить следующие степени свободы:
1. Параллелирование чувств.
2. Акцент на чувствах. Усиление их.
3. Акцент на идее. Отказ от параллелирования чувств.
Дата добавления: 2016-04-11; просмотров: 1005;