Интеллектуальные качества следователя должны отвечать требованиям развитого практического ума.
Как отмечает Б.М. Теплов, многие психологи за единственный образец умственной деятельности принимают работу учёного, теоретика. Между тем в жизни мыслят не только теоретики. Практическая деятельность требует не меньших интеллектуальных усилий, чем деятельность теоретическая.
Практическое мышление не сводится лишь к наглядно-действенному мышлению. Работа теоретического ума сосредоточена преимущественно на первой части пути познания, временном отходе, отступлении от практики; работа практического ума (каковым является ум следователя) сосредоточена, главным образом, на второй части этого пути – переходе от абстрактного мышления к практике. «Теоретический ум отвечает перед практикой лишь за конечный результат своей работы, тогда как практический ум несет ответственность в самом процессе мыслительной деятельности»1.
Практический ум следователя непрерывно взаимодействует с практикой и подвержен ее постоянному испытанию. Отсюда особенно высокая ответственность и напряженность, присущая практическому мышлению следователя.
Особенностью практического ума следователя является тонкая наблюдательность, внимание к отдельным деталям события, умение использовать для разрешения частной задачи то особенное и единичное, что не входит полностью в теоретическое обобщение, умение быстро переходить от размышления к действию и обратно.
Интеллектуальные качества следователя должны сочетаться с рядом других профессионально-характериологических качеств. Среди них первостепенную значимость имеет системаценностной ориентации следователя – его социальная, нравственная позиция, высоко развитое чувство гражданского и служебного долга.
Процессуальная независимость и служебная самостоятельность следователя требуют от него высокой инициативности, организованности и социальной ответственности.
Длительная профессиональная деятельность при недостаточной самокритичности следователя может привести к его профессиональной деформации. Властные полномочия следователя могут вызвать и закрепить такие негативные личностные качества, как высокомерие, чванливость, грубость, душевную черствость. Постоянное подчинение деятельности следователя процессуальной регламентации может содействовать ригидности, негибкости, приверженности к шаблонным решениям, формализму; постоянное соприкосновение с асоциальными проявлениями – сформировать устойчивую подозрительность, предвзятость, склонность к обвинительному уклону в своей деятельности. Часто возникающий дефицит времени может привести к торопливости, поверхностности, пренебрежительности к отдельным процессуальным требованиям. Эти возможные проявления личностно-профессиональной деформации должны быть сняты развитым устойчивым самоконтролем следователя.
Постоянно находясь в эмоциогенных условиях, следователь должен проявлять эмоциональную устойчивость, хладнокровие, рационализм, широко использовать приемы самоуспокоения, самоубеждения, самоприказов. Предвидя эмоционально экстремальные ситуации, следователю целесообразно заранее сформировать установку на повышенную устойчивость в данной ситуации, преодолевать «страх неудачи».И всегда он должен помнить: его задача – не борьба с человеком, а борьба за человека.
Дата добавления: 2016-04-11; просмотров: 676;