Художественная культура постмодерна.
Марсель Дюшан, знаковая фигура ХХ в., стал известен тем, что принес на выставку купленный в магазине писсуар, поставил на нем свою подпись и назвал «Фонтаном». В современном искусстве этот прием используется очень активно, хотя и не столь манифестарно, как у М. Дюшана. Современные художники, пишет В.В. Бычков, вносят несколько больший личный вклад в делание своих артефактов, чем Дюшан, набирая инсталляции из готовых вещей, бывших в употреблении, или из их обломков Однако, творчество Дюшана оказало влияние на формирование современного искусства, таких его направлений второй половины XX века, как поп-арт, минимализм, концептуальное искусство и др. «Наш современник, немец Бойс (Йозеф Бойс один из главных теоретиков постмодернизма) как-то сказал: «Всё — скульптура». После этого он пронумеровал и продал 25 самых обычных трёхдолларовых метёлок со своим автографом как произведения искусства. Сейчас такая «номерная» метла на Сотби стоит до 40 тысяч долларов. Продаёшь 25 метёлок и становишься миллионером». Это говорит о сложности ситуации, в которой оказалось современное искусство, о частичной утрате понятий об эстетических и нравственных ценностях и потребительстве. Творчество постмодернизма (ранним рубежом которого стал поп-арт) провозгласило лозунг "открытого искусства", которое свободно взаимодействует со всеми старыми и новыми стилями. В этой ситуации прежнее противостояние традиции и авангарда утратило свой смысл. Представитель поп-арта Энди Уорхел изобразил на холсте банку консервированного супа. Каждая домохозяйка могла купить такой суп. Энди Уорхел хотел сказать. Что любая вещь может стать искусством поп-арта. Ассамбляж — составляется из различных вещей, помещенных в определенный контекст. Оп-арт — связан с компьютерными технологиями, учитывает законы зрительного восприятия. Ленд-арт — земля используется как фон для арт-объекта. В зависимости от освещенности. Времени суток произведения могут звучать по разному.
В культурно-эстетическом плане постмодернизм выступает как освоение опыта художественного авангарда, однако, в отличие от авангарда постмодернизм полностью стирает грани между различными прежде самостоятельными сферами культуры и уровнями сознания - между "научным" и "обыденным" сознанием, "высоким искусством" и китчем.
Постмодернизм окончательно закрепляет переход от произведения к конструкции, от искусства, как "деятельности по созданию произведений",к "деятельности по поводу этой деятельности". Творческий процесс стано-вится самоцелью искусства, объект - его произведением. Эта "деятельность по поводу деятельности" выражается и в механических скульптурах разрушающихся (подобно тибетским мозаикам из цветного песка) сразу же после их создания, и в публичных политических акциях современных российских художников, имеющих цель привлечь к их деятельности общественное внимание.
Постмодернизм в культуре по сути дела является реакцией на коренное изменение взглядов на место культуры в жизни современного общества. Постмодернистская установка по отношению к культуре возникает как результат нарушения чистоты такого феномена как искусство. В основе искусства лежит некое созидающее начало, оригинальное творческое деяние. В современном постиндустриальном (или информационном) обществе с его бесконечными возможностями технического воспроизведения, тиражирования любых произведений искусства невольно встает вопрос о существовании искусства, как уникального, неповторимого творения человеческого гения. Другой стороной изменения статуса культуры является то, что современный художник фактически не имеет дела с чистым материалом, последний всегда более или менее культурно освоен. Его произведение, в силу накопленного человечествомкультурного опыта, никогдане будет первичным, существуя лишь как сеть аллюзий на другие произведения, а значит как совокупность цитат.
Признавая этуконечность, освоенность культурного пространства, постмодернизм сознательно переориентирует современного художника с творчества, как создания оригинального произведения, на компиляцию и цитирование.
Принципы и правила искусства постмодернизма на первый взгляд предельно парадоксальны. В условиях сознательного отказа от всех традиционных ценностей европейской культуры, классических основ прекрасного, возвышенного, трагического и комического, художник стремится реализовать принцип игровой, иронической ностальгии относительно прошлого культуры.
Обратим внимание на следующее обстоятельство. Мотивом деятельности авангардистов-модернистов первой половины ХХ столетия была неудержимая устремлённость вперёд, к чему-то принципиально новому, никогда до них не бывавшему. Художественное творчество для авангардистов-модернистов – серьёзная деятельность, нацеленная на свержение старого и утверждение новаций.
Искусству постмодернизма подобные идеи чужды. Искусству постмодернизма свойственна «усталость» от эпатажно-инновационной борьбы. Художник-постмодернист понимает бессмысленность каких-бы то ни было усилий и ценит только одно – игру со смыслами Культуры.
Отсюда возникает приёмнарочито серьёзного, бережного перенесения элементов классического/неклассического искусства в новое смысловое поле и создания утончённых и замысловатых объектов.
Так, например, специфическая среда - энвайронмент,создаётся усилиями архитекторов, специалистов по истории культуры, искусствоведов и дизайнеров. Энвайронмент – это музейная или выставочная экспозиция современного искусства. В данном случае экспозиция призвана решить более глобальные задачи, чем простое знакомство с художественными произведениями. Благодаря концептуальному решению авторов проекта арт-пространство (среда) обладает собственной энергетикой, которая, по замыслу устроителей, призвана активизировать восприятие зрителей и помочь, таким образом, пережить принципиально новый эстетический опыт.
Среди художественных акций подобного рода можно указать также на хэппенинги и перформансы.По замыслу организаторов хэппенингипринципиально неповторимы и уникальны. Цель хэппенинга – введение искусства в жизнь, слияние с жизнью: любой фрагмент обыденной жизни может быть переосмыслен, «эстетизован», случайный прохожий может стать участником игры, принять участие в художественной акции.
Перформанс – это акция, которая совершается согласно разработанному сценарию, она объединяет различные виды искусств и стремится способствовать контакту участников с «новыми», как правило, сакральными (священными) реальностями. Таким образом в некоторых случаях перформанс приближается к обрядовому (магическому) действию, возрождает/симулирует древние формы народной культуры.
Дата добавления: 2016-04-11; просмотров: 852;