И желтым детям на забаву
Даны клочки твоих знамен.
Смирится в трепете и страхе,
Кто мог завет любви забыть...
И Третий Рим лежит во прахе,
А уж четвертому не быть.
Дмитрий Мережковский – родоначальник русского символизма - назовет силу, несущую угрозу России «грядущим хамом». Писатель считал, что интеллигенции, воплощающей «живой дух России», противостоят силы «духовного рабства и хамства, питаемые стихией мещанства, безличности, серединности и пошлости». При этом «хамство» в его терминологии было не социальной характеристикой, но синонимом бездуховности (материализма, позитивизма, мещанства, атеизма и т.д.). Если религиозного обновления не произойдет, весь мир, и Россию в том числе, ждет «Грядущий хам»,— утверждал писатель.
Декаданс — это отказ от общественных тем. Для представителей декаданса не существует истин и моральных обязательств. Истин много, значит, и морали много. Декаденты – это люди, которые считают, что разделение добра и зла не существует (Ницше «По ту сторону добра»). Но красота, эстетика у них замещают этику. Кроме того их картина мира подчеркивает изменчивость и быстротечность бытия..
Эстетизм, имморализм, пессимизм, индивидуализм составляют философию и психологию декаданса. Для искусства этот период не упадок. Декаданс – это упадок общественного сознания, но не искусства.
Модерн — термин, который имеет разное значение в зависимости от контекста. Философ А. Дугин выделяет три парадигмы в истории культуры и общества. Премодерн, Модерн и Постмодерн. Модерн у него охватывает 16 середину 20 века, до наступления постмодерна и характеризуется диаметрально противоположной системой ценностей в отношении премодерна. Понятие модернтакже используется как обозначения стиля в искусстве.
Наша цель — получить обзорное представление о ведущих направлениях ХХ века, объединенных под общим названием модернизма. Модернкак стиль который был очень непродолжительным, примерно тридцатилетним, периодом, различают с модернизмом, прошедшим через все двадцатое столетие до 60-70 годов. В этот период возникает новый термин «дух современности». Мир меняется, и нужно обратиться к современности. В своей статье «Поэт (художник) современной жизни», которая посвящена художнику Константен Ги, Шарль Бодлер пишет: «Современный художник должен найти красоту не в неких идеальных образцах, а в образцах современности… Он ищет нечто, что можно назвать духом современности, которая лучше бы выразила нашу мысль. Он стремиться выделить в изменчивом лике повседневности скрытую в нем поэзию, старается извлечь из этого элементы вечного..»
Красота – это изменчивое понятие. Каждая историческая эпоха выдвигает свое представление о красоте. Модернизм акцентирует внимание на быстро меняющейся и неуловимой современности. Время ускорило ход — одна из любимых тем модернизма. От этого выражения «дух современности» появилось слово « модернизм».
Жизнь в это время быстро меняется. Меняется география мира: идет битва за Африку, Россия продвигает идею колонизации на Восток, эпоха Мэйдзи (открытие границ Японии). Европа почувствовала себя дряхлой, потому что открылись новые культуры, новые научные открытия. Люди не всегда понимали, что с этим делать. Появились новые научные теории, о которых мы говорили, идея научного воскрешения предков (Н. Федоров), идея (тоже казалась невероятной) полета в космос (К. Циолковский). Картина мира не только изменилась. Картин мира много. Но многое непонятно. Разум осознает, что многое не понимает итеряет веру в себя (поиски по ту сторону). Художники ищут истину в потустороннем мире. Модернизм по кругу идей похож на романтизм: тот же бунт против традиций, поиск самовыражения, внимательное отношение к индивидуальностикаждого художника. Каждый поэт, музыкант или художник стремиться открыть свое направление, придумать новый язык, новую картину мира. ИЗМы растут как грибы: атеизм, символизм, кубизм, футуризм, фовизм и другие. Искусство в этот момент обращается на себя. Часто темами художественного произведения становятся так называемые рефлексии, размышление над тем, что такое искусство. Художники становятся теоретиками искусства. Современная теория искусства опирается на наблюдения, которые были созданы в тот период.
Декаданс и модернизм– правильнее понимать не как художественное направление, а каккруг определенных идей, понятий, картину мира. Декаданс, модернизм и авангард не являются художественными направлениями, потому что не имеют общей стилистической идеи. Их определяет точка зрения, картина мира, философия, ощущение времени, в котором они живут. Они пересекаются, их объединяет общее ощущение того, что художники живут на сломе веков и считают своей главной задачей отразить это время.
Можно встретить и такое определение: Модернизм — это общее название направлений искусства и литературы конца XIX - начала XX века, которые отражали кризис буржуазной культуры и характеризовали разрыв с традициями реализма и эстетикой прошлого, связывая его возникновение с Францией конца XIX в (Бодлер, Верлен, ), откуда он распространился в Европе, России, Украине. Искусство модернизма носило преимущественно иррациональный характер.
Протестуя против устаревших идей и форм, модернисты искали новых путей и средств художественного отображения действительности, находили новые художественные формы, стремились коренного обновления литературы В этом плане модернизм стал настоящей художественной революцией и мог гордиться такими эпохальными открытиями в литературе, как внутренний монолог и изображения человеческой психики в форме "потока сознания и т. д.
Модернизм — это также и социальное бунтарство, а не только революция в области художественной формы, так он выступал против жестокостей социальной действительности и абсурдности мира, против угнетения человека, его права быть свободной личностью Модернизм протестовал против грубого материализма, против духовного вырождения и нищеты. Однако, протестуя против реализма, модернизм отвергал и его достижения.
Общие черты модернизма:особое внимание к внутреннему миру личности; провозглашения самоценности человека и искусства; предпочтение творческой интуиции; понимание литературы как высшего знания, способно проникать в наиинтимнейшие глубины существования личности и одухотворить мир; поиск новых средств в искусстве (метаязык, символика, мифотворчество т.д.); стремление открыть новые идеи, которые преобразуют мир по законам красоты и искусства. Такие крайние, радикальные модернистские течения, как дадаизм или футуризм получили названиеавангардизма. Авангардизм (от франц. Avant-garde – передовой отряд) – условное название всех новейших экспериментальных направлений в художественной культуре XX в. Конструктивизм, абстракционизм, дадаизм, кубизм, фовизм, орфизм, оп-арт, поп-арт, пуризм, сюрреализм – вот далеко не полный перечень направлений авангарда. Не похожие друг на друга и находившиеся подчас в непримиримом антагонизме, все эти направления близки в понимании сути творчества и строятся на основании ряда общих предпосылок. Во-первых, авангард радикально порывает с прошлым, традиция утрачивает для него всякую ценность. Обновление художественной практики, новизна как таковая становится главной целью творчества и главным критерием ценности его результатов. Во-вторых, он провозглашает полное творческое раскрепощение, полную свободу эксперимента относительно содержания и формы произведений. Следствием этого стало необозримое множество новаторских направлений, молниеносно устаревающих и сменяемых все более новыми. В-третьих, и это чрезвычайно важно для авангарда, пересматриваются
взаимоотношения искусства с жизнью, художника и публики. Авангарду сопутствует «художественное антиповедение», скандал, эпатаж .(шокирующее поведение с целью привлечения внимания). Он призван шокировать, вызывать недоумение, чувство растерянности. Художник будто бы возносится над толпой, не способной понять нового слова в искусстве, но, с другой стороны, он крайне заинтересован в ее реакции. . Больше этот термин прижился в изобразительном искусстве, меньше - в литературе. В литературе авангардистами чаще всего называют футуристов. Для них главное поскорее увидеть будущее.Авангардизму наиболее присуще бунтарство. Авангардистские направления и течения в литературе(футуризм, дадаизм, сюрреализм, \"новый роман\", \"драма абсурда\", \"поток сознания\" т.д.) обогатили и разнообразили литературный процесс, оставив мировой литературе немало шедевров художественного творчества Они заметно повлияли и на писателей, которые не отказались от художественных принципов реализма: возникли сложные переплетения реализма, символизма, неоромантизма и \"потока сознания\" Реалисты в своих произведениях использовали идеи З.Фрейда, вели формалистические искания в области художественной формы, широко применяли \"поток сознания\", внутренний монолог и т. д.
3. Художественная культура конца XIX первой половины ХХ в.
Искусство – словесное, изобразительное, музыкальное, всегда было наиболее чутким «органом» культуры, улавливающим и выражающим на доступных ему языках душевное и умственное состояние своих современников. В художественной культуре ХХ в. запечатлен его катастрофический характер, его сумасшедший темп, его растерянность и боль, героизм и надежды, самоирония и жажда осмысленной жизни. Наиболее адекватными современности принято считать порожденное техническим прогрессом и воспроизводящие динамику жизни кино, телевидение, эстрадную музыку. Однако изменения, произошедшие в художественной культуре современной эпохи, более рельефно демонстрируют как раз те виды искусства, которые имеют длительную историю, многовековую традицию. Им стоит уделить преимущественное внимание.
В конце XIX в. произошли необратимые изменения, касающиеся нового понимания человека, его отношения к миру, нового языка искусства. Пример такого нового отношения дала французская живопись, которая стала не только активно темпераментной, но окрашенной субъективными переживаниями человека: появляется импрессионизм, главная цель которого — запечатлеть мгновение жизни.
Импрессионизм (от фр \"впечатление\") расцвел в XX в Он возник как реакция на салонное искусство и натурализм сначала в живописи (К Моне, Е Мане О Ренуар, Е Дега), откуда распространился на другие искусства (О Роден в скульптуре, М Равель, К Дебюсси, и Стравинский в музыке) и литературу Здесь основоположниками импрессионизма стали братья Гонкуры и Поль Верлен, Выразительные проявления импрессионизма были в творчестве Ги де Мопассана и Марселя Пруста.
В конце XIX столетия выражение «конец века» приобрело категориальный статус и означает активизацию постромантических идей, получивших наиболее яркое теоретическое выражение в ницшеанстве, а в искусстве — всимволизме и экспрессионизме, в модерне.Символизм (от фр. symbolisme, от греч. symbolon – знак, опознавательная примета) – эстетическое течение, сформировавшееся во Франции в 1880–1890 и получившее широкое распространение в литературе, живописи, музыке, архитектуре и театре многих европейских стран на рубеже 19–20 вв. Огромное значение символизм имел в русском искусстве этого же периода, приобретшего в искусствоведении определение «Серебряный век»). возникает в атмосфере неудовлетворенности господствующим позитивизмом и натурализмом. Символизм явился также духовным протестом против нарождавшейся «массовой культуры» с ее безликостью, усредненностью, ориентацией на примитивное сознание и убогий обывательский вкус».
Парадоксальность символизма состояла в том, что, стремясь к проникновению в иной, высший духовный мир, как бы объективно существующий, но открывающийся только духовной же энергии индивида, он сам оказывался индивидуалистичным, ибо эта «высшая реальность» существовала только в индивидуально-неповторимом воображении данного художника.
Символизм находился на полдороге от классического искусства, предполагавшего что реально существует так или иначе понимаемое объективное бытие, к модернистскому. Разочарование в возможности разрешить противоречие между посю- и потусторонним мирами, соотносимыми символически, доводило негативное отношение к реальности до крайних форм — отрицания красоты, добра, гуманистических ценностей, до действительно декадентского неприятия жизни как таковой; подобная позиция, заложена в «Цветах зла» Ш.Бодлера и получила широкое распространение в конце века; «французский символизм 80-90-х годов покрыт наростами декаданса», и это относится, несомненно, и к художественной культуре России. Символисты в словах и вещах находили прежде всего подобия, знаки чего-то неизвестного. Зов тайного смысла был слышен им в звуках языка, в музыке. Во времена символизма поэзия стремилась слиться с музыкой. В своем письме, написанном композитору Рихарду Вагнеру, Бодлер говорит о неземном единстве музыки и поэзии: "Только благодаря поэзии и сквозь поэзию, только благодаря музыке и сквозь музыку душа улавливает великолепия, находящиеся за гробом". Поиск соответствий лежит в основе символистскогопринципа объединения искусств. Взаимопроникновение любви и смерти, гениальности и болезни, губительный разрыв между внешностью и сущностьюв творчестве Бодлера - доминирующие темы в поэзии символистов.
Гимн красоте
Дата добавления: 2016-04-11; просмотров: 726;