Понятия декадентство, модерн, модернизм, авангардизм.
К концу века часто усиливаются упаднические настроения, предчувствия близкого конца цивилизации. Человечество склонно мистифицировать даты. Рубеж веков воспринимался как конец времени. Казалось, что очень важное произойдет и в коне 19в. Творчество художников, писателей, у которых доминировали настроения упадка, ощущения близкой смерти и стали называть декадентскими.
(Слово фр.«декаданс» означает упадок, культурный регресс; изначально использовался как исторический термин для обозначения культурных явлений Римской империи к. II—IV вв.) . Декадансом в литературе и искусстве конца XIX— начала XX века, стали называть упадок вкуса, когда разгорелась дискуссия о старом и новом: о литературе, о писателях. Споры шли о том, что лучше античная литература (образцовая) или современная (отвечающая духу современности), но характеризующаяся формализмом и индивидуализмом.
Э. Золя в своей статье «Что я ненавижу» (1866) пишет: «Мой вкус, если хотите, испорчен. Я люблю чересчур острое литературное рагу: произведения декаданса, для которых свойственна болезненная чувствительность, а не крепкое здоровье классических эпох. Я принадлежу своему времени.» Болезненная чувствительность и будет определять значение декаданса в кругу других культурных явлений.
Французский поэт Т. Готье издаст сборники стихов Бодлера («Цветы зла»), которые во многом определят идеологию и психологию декаданса. «Сочинитель «Цветов зла» любил то, что называют декадентским стилем, есть искусство, которое дошло до такой степени зрелости, которой достигают на закате состарившейся цивилизации,» - говорит Т. Готье в своем предисловии к сборнику.
Декаданс – это старость, закат европейской цивилизации, т.е. - зрелость и мудрость. Художники слова выражают это время. С другой стороны они отражают бессилие, тревогу, уныние, страх, невроз, безумие, доходящее до галлюцинации, ощущение близкой смерти, настроение пессимизма. И это не художники такие, это время такое. Художники его выражают.
Главное свойство и особенность декаданса — растерянность перед резко изменявшимся миром: общество оказалось неспособным рационально, научно объяснить происходившие перемены в политике и экономике, новые социальные отношения, новую картину мира. Сложилось противоречивое сознание, затронувшее важнейший элемент мировоззрения, — вопрос о закономерностях в природной и социальной действительности. Поэтому и происходит всплеск иррационализма, мистики, возникают новые религиозные течения. В в конце ХIХ начале XX в. философская, художественная и литературная мысль были тесно связаны (особенно в России) и отражали кризис общественного сознания. На этой теоретической основе и сложился декаданс.
Активизируются эсхатологические настроения. Фр. Поэт Леконт де Лиль считал, что городская цивилизация сойдет на нет (образ травы, прорастающей сквозь асфальт), на месте городов будут расти леса, а затем вся планета погибнет в космической вспышке. Становиться популярная тема упадка римской империи( образ Юлиана Отступника). Были и концепции, прихода новых варваров, внешние и внутренние варвары угрожают культуре и цивилизации. Слово вырождение становится модным. И декадентов называют вырожденцами.
Большое значение имела франко прусская война (1870-1871), события Парижской коммуны (обрушение Вандомской колонны, поджог Лувра).. Утонченная фр. культура побеждена солдафонами Пруссии.
Гюстав Флобер пишет Тургеневу: « Меня угнетает состояние общества... Я чувствую, как поднимается откуда-то снизу неодолимое варварство. Я всегда пытался жить в башне из слоновой кости, но окружающее ее море дерьма поднимается все выше, волны бьют о ее стены с такой силой, что она вот-вот рухнет». Речь здесь идет не о политике, а об умственном состоянии Франции. Россия в кругу европейских государств могла считать себя достаточно молодой цивилизацией. Русские поэты, однако, чувствуют что-то похожее. Поэт и философ Владимир Соловьев гибель цивилизации видит не в пришествии русского бунта, а в агрессивном движении с Востока. В своем стихотворении «Панмонголизм» он пишет:
Панмонголизм! Хоть слово дико,
Но мне ласкает слух оно,
Как бы предвестием великой
Судьбины божией полно.
От вод малайских до Алтая
Вожди с восточных островов
У стен поникшего Китая
Собрали тьмы своих полков.
Как саранча, неисчислимы
И ненасытны, как она,
Нездешней силою хранимы,
Идут на север племена.
О Русь! забудь былую славу:
Орел двухглавый сокрушен,
Дата добавления: 2016-04-11; просмотров: 1011;