Тема 3. Философские идеи Ренессанса как теоретический базис становления новоевропейской науки
Итак, повторим их. Если бы не было Ренессанса, не было бы классической науки. Современное естествознание - это дитя гуманизма. "Ренессанс" с французского означает Возрождение, люди собирались возродить эталон - греко-римскую культуру. Люди вдруг повернулись в 15-16 веках (это короткий отрезок времени в историческом масштабе) в эту сторону, и Европа из отсталой части земной цивилизации вдруг сделала мощнейший рывок, который никто не может догнать - это такой же эффект, как и появление самой греческой цивилизации. Причины Ренессанса можно проследить эмпирически, но они приводят к интересному результату. В Сеуле, где был философский конгресс в 2008, дискутировали известный французский культуролог с одной стороны и итальянский философ науки Эвандро Агацци (род. 1934) с другой, и они сошлись на том, что наука в Европе появилась благодаря Возрождению. Дальше француз рассуждал, что Ренессанс появился потому, что Европа 1000 лет развивалась в рамках католической парадигмы. Намоленность, рациональность, свобода мышления. Ренессанс - определённый этап в эволюции теоретического мышления Европы. Был длительный период такой, и благодаря нему появляется нечто другое. А по Агацци Ренессанс - это некая сингулярность (уникальное явление), есть грузинский Ренессанс, есть русский ренессанс, но феномен Европы остаётся точкой отсчёта. Дальше это появление в культуре, науке стало распространяться на все другие ареалы земной Пойкуне. Этот скачок, точка бифуркации, появление принципально нового, этот резонанс многих причин произошёл и дал уникальный эффект. Такое происходит один раз - Большой Взрыв, появление жизни, появление греческой цивилизации и Ренессана - это всё бывает один раз. Мы перечислим необходимые причины ниже, но никто не может сказать, что они достаточные. Вильгельм Виндельбанд (1848 - 1915) характеризует этот период так: Возрождение чисто теоретического духа есть истинный смысл научного Ренессанса. Когда говорим о ятрохимии - яды научились делать очень хорошие, медицина, но это лишь практическая выгода. А здесь - Возрождение теоретического духа научного Ренессанса; похожее событие в своё время было и в Греции.
Основные принципы, лежавшие в основе нового течения человеческого духа: гуманизм - обращение к человеку, к его возвеличиванию, обоживанию, восхищение красотой его тела и души, его достоинства и т.д.. Вторая черта - активизм, новая ступень в процессе активной жизнедеятельности европейцев. Им стало мало Европы, идут великие географические открытия. Китайцы, строившие тоже большие сложные корабли, достигли мыса Горн, и потом вернулись снова - "ничего интересного, всё, что надо, есть в Китае". А в Европе взяли и поехали, несмотря на все несовершенства. Долготу до 19 века не могли нормально посчитать. Но они поехали, дальше были Тихий Океан, Магеллан, круговые путешествия, колонизация. Шпенглер: "Фаустовская душа европейской культуры", активизм. Греки тоже не сидели на месте, они искали золотое руно в Грузии, но по масштабам это не сравнить с тем, что сделали европейцы. Произошла секуляризация всей культуры, то есть появление светского образования, этот процесс постепенно пошёл, освобождение образования от церкви, и возникло чёткое понимание самоценности научного познания. Эти сущностные черты лежат в основе Возрождения.
Кратко скажем причинах Возрождения: Социально-экономический блок причин - появление мануфактур, разделение труда, рост производительности, рост городов и появление крупных городов с демократическим устройством (Флоренция, Генуя - первые проблески Ренессанса и его расцвет, не только хозяйство, но и искусство и наука). В качестве политического фактора -национально-буржуазная революция в Нидерландах, освобождение от Испании, после чего Нидерланды стали самой свободной страной Европы. Галилей, Декарт публиковались там. Постепенная утрата власти религиозных доктрин.
Фактор технических новаций, конструирование механических часов, они появляются и меняется понимание категории времени. В Средневековье время - это идеологические циклы (когда идти в церковь, когда спать, вставать). А здесь на ратуши идут часы, подгоняют, и человек должен чего-то достичь, экономическая деятельность. Время - это деньги, Бог - это банкир, раздающий года под проценты. Кроме часов, есть и другие новации в Европе - новая интерпретация пороха из Китая, бумага и компас. Всё неевропейское, но всё получило новую интерпретацию. Компас - это возможность путешествовать в море без каботажного плавания (не вдоль берега). Порох - Китай, но там он не сделал никакой погоды, а в Европе он вошёл в военное дело. Вальтер Скотт описал в романах, как рыцарство стало бутафорией после появления этих средств. Стрелять - значит, надо уметь прицелиться, уметь считать полёт ядер, скорость пули, поэтому считать и понимать процесс полёта пули надо уметь. Уже совсем другая стратегия и тактика. И самое важное - книгопечатание, Иоанн Гутенберг, первая печатная книга - Библия. Это первая информационная революция, эта революционность состоит в том, что с печатным станком становится очень трудно отследить за содержанием книги и запретить её. В 1542 году ввели индекс запрещённых книг, но теперь его можно было применять только задним числом, заклеймить ересь только после выхода книги. Это случилось как возможность распространения самых разных идей в широком масштабе - принципиально новый уровень коммуникативных возможностей.
Дальше - кросскультурные причины, войны с арабами, с турками, крестовые походы. Всё это вело не только к обмену кровью и потерям человеческих жизней, а появились рукописи, в Испании появилась прослойка еврейского населения, обмен товарами культурного значения между европейцами и арабами. Ну и в конце концов колонизация Америки происходила так, что там были не мирные договоры, а тоже войны Испании, Франции, Англии, Португалии. Юг остался за Испанией и Португалией, а север перешёл к англосаксам. Тот древнегреческий принцип агона на новом уровне как всплеск произошёл в эпоху Ренессанса, и это в итоге стало очень важной причиной появления нового феномена. И последняя причина - это блок религиозных разногласий, связанных с общим ослаблением католической доктрины. Шли религиозные войны, индульгенции, непомерные налоги. Как факт это важная причина. И появляется протестантизм как некая оппозиция католицизму - лютеранство, кальвинизм и англиканская церковь (Генрих 8 был ярый защитник католичества, но и женолюб, и когда он захотел развестись и жениться, Папа ему не разрешил, поэтому Генрих 8 обиделся, развёлся с католицизмом, и создал свою, англиканскую церковь, себя поставил во главе - эта церковь существует до сих пор). Екатерине 2 тоже пришлось принимать православие, на уровне царя действовали строгие правила. Религиозные войны: именно в это время активизируется орден иезуитов, много аутодофе - массовых сожжений. Протестанты тоже этим не брезговали, Кальвин сжигал учёных. Конечно, раз представители церкви начинают конфликтовать между собой, то появляется возможность нецерковного мышления. Произошло размежевание Европы на две части - Север, реформированная Европа, протестантизм, и Юг, нереформированная Европа, католицизм. Галилей, Декарт работали на севере, хотя учёные и там, и там появляются, но культурное пространство становится очень дивергентным.
Мы охарактеризовали блоки основных причин Ренессанса, но никто не знает, достаточны ли они, и вопрос о сингулярности этого явления остаётся открытым. Цитата: "Никогда потребность полного и радикального обновления познания и всей общественной жизни не была столь сильна". Появляется принципиально новая возможность писать критические художественные произведения. Раньше были только отцы церкви и их комментаторы, а теперь появляется работа Данте Алигьери (1265 - 1321) "Божественная комедия", где он критически оценивает всё, что происходит. Появляется лирическая поэзия, Франческо Петрарка (1304 - 1374) успевает описать платоническую любовь к прекрасной даме. "Декамерон" Джованни Боккаччо (1313 - 1375) вскрывает все непристойности монастырской жизни и описывает гуманистические идеи, вносит дух свободомыслия и антиклерикализма. В архитектуре появился новый стиль - готика. У греков всё было гармонично, портики, всё накрыто, образцом греческой архитектуры является Парфенон. А в готике появился Кёльнский собор, его шпиль устремлён в небо и образно отражает стремление европейцев всё сильнее проявлять фаустовскую мятежную душу. В живописи разрешается изображать обнажённую натуру и восхищяться красотой тела. Стала появляться новая техника, правило золотого сечения, которое использует Леонардо ди сер Пьеро да Винчи (1452 - 1519), по мнению которого человек должен восхищяться статуей. Мона Лиза - из какого бы угла на неё не смотрели, впечатление такое, что она смотрит на вас. Оптики ещё не существует, а идея перспективы, как рисовать, чтобы оно выглядело жизненно, появляется. В Средневековье же просто настраивали объекты один после другого. Там это категорически запрещалось.
Появляются теоретические труды теоретиков гуманизма, развивающие основные сформулированные выше положения (достоинство, доблесть, человек). Теперь всё не так, как в Трактате Папы Иннокентия 3, а здесь человек выступает как некий микрокосм, и главное - его тело, красота и мудрость души, дарованная богом. Творит Джованни Пико делла Мирандола (1463 - 1494), Лоренцо Валла (1407 - 1457) развивает работу Эпикура. При этом он находится под прицелом иезуитов, но у него были хорошие друзья в церкви. Джаноццо Манетти (1396 - 1459) пишет "О достоинстве и превосходстве человека": воспеваются все достоинства человека, и надо наслаждаться короткой (а значит, ценной) жизнью, лозунг "Помни о смерти" заменяется призывом "Помни о жизни". "О фортуне и случае": есть фортуна, она благоволит всегда тем, кто много трудится. В реформизме Лютер провозгласил лозунг - о прощении церкви, играют иконы. Церковь - средство коммуницирования между людьми, а не между людьми и Богом. Залог твоей близости к Богу - твоя бытовая трудовая деятельность. Если ты достигаешь в этом успехов, значит, ты у Бога.
Наиболее важные фигуры - это Эразм Роттердамский (1469 - 1536), он пишет трактат "О свободе воли", согласно которому мир переполнен дураками, глупцами, и они очень часто оказываются у власти и могут натворить бед. Сама вера - сродни некому виду глупости, вера не связана с разумом. Хотя дураки угодны Богу. Открыт новый жанр литературы - эссе, лаконичное ёмкое произведение, где обязательно есть личное мнение автора по какому-то вопросу. Мишель де Монтень (1533 - 1592) - автор, который возродил античный стиль: "Люди верят наиболее твёрдо в то, о чём они меньше всего знают". Монтеновский вопрос, которым он заканчивал все исследования: "А что я действительно знаю?" - потом этот станет основной методологической идеей Декарта. Искусство, структурные преобразования, появление и оформление первых научных сообществ. Дальше появляется новая система организации научных исследований - Платоновская Академия, первой была Академия Плифона (Георгий Гемист Плифон Малатест, 1360 - 1452), затем ею руководил Марсилио Фичино (1433 - 1499).
Очень важная причина Ренессанса - миграция интеллектуальной элиты в Европу в районе 1453 года, когда турки взяли Константинополь. Умные люди побежали в южную Италию, мигранты бежали с чемоданами античных рукописей, Константинополь остался хранителем древнегреческой культуры, вандалы и другие разграбили Рим, хотя папство и сохранилось, Рим потерял своё культурное значение, а Константинополь сохранил. Проблема первой Академии Плифона - это проблема перевода с древнегреческого на латынь и на национальные языки. И надо было не только распространять эти труды, но и тестировать их на аутентичность (подлинность), и в это время появляется герменевтическая традиция, тестирование рукописей на подлинность, Плифон и Фичино этим занимались в первой Академии во Флоренции, 1459 год. Далее - козенцийская Академия недалеко от Неаполя во главе с известным теоретиком естествознания того времени, Бернардино Телезио (1509 - 1588), основное сочинение которого - "О природе вещей согласно её собственным началам": он становится на позиции сенсуализма, основным источником наших знаний являются органы чувств - это эмпирический опыт, задаётся ориентир на эмпирическую науку, на экспериментальные исследования. Это теперь серьёзная программа научного сообщества. В 1603 году появляется Ватиканская Национальная Академия деи Линчеи, там работают многие итальянские учёные, в том числе и Галилей, когда он там делал свои космологические наблюдения, он постоянно сверялся с работами работавших там других теологов. Сейчас она под патронажем Ватикана. Последний теоретический этап развития Ренессанса - появление трудов Николы Кузанца, Джордано Бруно, труды Николая Коперника и Тихо Де Браге. Труды Кузанца и Бруно идут вразрез с теорией сенсуализма Телезио - это основа рационалистического направления, в основе настоящего знания лежит математическое знание, которое первично по отношению ко всем натурфилософским идеям.
Николо (Николай) Кузанец (Кузанский) (1401 - 1464) - церковнослужитель, его трактат "Об учёном незнании" - основа целого направления в философии науки, он перефразировал Сократа: человек понимает, что его знание действительно есть, но оно слишком мало, крохотно для этого мира. Кузанский понимает, что опыты и эксперименты на этом уровне абсолютно невозможны, и надо следовать плану наиболее развитой науки - в то время математики, но как религиозный деятель он это коррелирует с линией ареопагитики, где есть апофатика и какофатика. Какофатика: Бога можно определить на основе тех слов, которые есть в Библии (свет, благо, добро, абсолютная доброта), и апофатика: Бог - такой абсолют, которого выразить на человеческом языке нельзя, и лишь математика может помочь в понимании божественной истины, а вообще Бога лучше понимать через то, чем он не является: безгрешный, бесконечный, бессмертный. Так считал и Кузанский, математические символы и инструменты помогают познать Бога и могут сосуществовать вместе с ним, Бог устроил мир мерой, весом и формой, арифметика, геометрия, музыка и астрономия. Только Бог может быть центром мира, а не Земля, космос хотя и замкнутая сфера, но это сфера с бесконечным радиусом, то есть она бесконечна, поэтому Бог везде и нигде, а пространство изотропно. Бог - абсолютный максимум, но в то же время и абсолютный минимум. Божественная троица - это треугольник с тремя прямыми углами. Бог един в трёх лицах. Его важный вывод на основе всего этого - если Бог везде и нигде, то он одушевлён, но поскольку всё так рацинально и гармонично устроено, то мы имеем дело с машиной Мунди, машиной мира, и мы можем её исследовать. В натурфилософской интерпретации Кузанский опережает Коперника, Земля не неподвижна, она вращается вокруг своей оси и по орбите, нам только кажется её неподвижность, безграничность космоса, возможность создания новых миров, но всё-таки наш мир является приоритетным, это потом скажет Лейбниц.
Николай Коперник (1473 - 1543) - это уже учёный, можно сказать, первый, он начал коперниканский переворот в умах людей, хотя это ещё и не появление классической науки, поздний период эпохи Возрождения, его труд - "Об обращении небесных сфер". Эта работа имеет предисловие, где пишется о том, что он надеется на защиту данного труда как богоугодного дела. Есть споры о том, кто написал это предисловие. "Об обращении сфер" - потом "Об обращении небесных сфер". Скорее всего, здесь и то, и то сыграло роль, так как Коперник понимал мировоззренческое значение своей работы. Чтобы не конфликтовать с церковью, он никакого онтологического статуса этому не приписывал, делал это для установления религиозных праздников, то есть из богоугодных целей, и предлагалась новая модель подсчёта дат церковных праздников. В 1582 году был принят новый, григорианский календарь, его благословил Григорий, а православная церковь не приняла этого календаря. Пасха у нас будет 1 мая, хотя изредка они и совпадают по двум календарям. Поэтому в разных странах два Новых Года, два Рождества. Некоторое время церковь относилась к этому труду нейтрально, но потом он попал в индекс запрещённых книг (сокращённо ИЗК), и так было до 1982 года, так как церковь разобралась, какая мина здесь заложена (геоцентризм - основа христианской доктрины). Какого философское значение этого труда? Фактически изменяется онтологический статус места обитания человека и самого человека. Земля - лишь одна из планет, которые движутся, есть ещё и открытый космос, наша галактика одна из многих других бесчисленных галактик, совсем другой статус, в отличие от Библии. В памятнике Копернику написано: "Остановивший Солнце и сдвинувший Землю". Хотя это польский монах, он учился в Италии, знал модель Аристарха Самосского и сумел, в отличие от него, сделать её математической. Такой новый научный подход в построении модели Вселенной у него сопровождался и другими аргументами. Аргумент простоты: Солнце - гораздо больший объект, чем Земля, и простым является утверждение о том, что малые тела вращаются вокруг больших, а не наоборот. Особенно хорошо эта идея работает в наглядном исполнении, и в социальном плане, и в экономическом, и в устройстве космоса. Второе - аргумент полезности: Земля вращается вокруг Солнца, так как от Солнца зависит жизнь на Земле. Эстетический аргумент Коперника: Солнце украшает Вселенную. Всё изливается из него, эманация происходит из Солнца, Людовик 14 называл себя "Король-Солнце". Но главным остаётся математическая научная модель - она получилась, но с большими оговорками. Когда эту модель стали рассматривать как некую практическую модель для того же мореплавания, её никто не спешил применять в практических целях, так как после её создания она давала ещё худшие результаты, чем теория Птолемея. Приходилось вводить опять эпициклы, экстринсики. Планеты должны вращаться не только вокруг Солнца, но и вокруг других мест - в результате получались сложнейшие расчёты. Дело в том, что роковую роль здесь сыграли идеи Аристотеля: Он считал, что планеты всё-таки должны вращаться по круговым орбитам, и вращение должно быть равномерным. Но в реальности их скорость зависит от расстояния до Солнца, и они дёргаются по орбите вправо-влево, вперёд-назад. И ещё Коперник не мог ответить на два важнейших философских вопроса - 1) Почему существует параллакс? Мы с разных точек орбиты должны наблюдать звёзды по-разному. Коперник сказал, что дело в том, что они очень далеко. Современники Коперника не могли использовать технику 19 века, чтобы этот параллакс увидеть. 2) Если Земля несётся по орбите и вращается, то почему ветер не сдувает облака? Тайфун, торнадо - это происходит. Коперник мог только ответить, что всё движется вместе с Землёй, а принцип инерции тогда не знали. Мы можем сказать, что хотя с научной точки зрения теория Коперника была очень уязвима, с неё начинается сдвиг мировоззрения, сдвиг понимания человеческого статуса и его места обитания, и происходит перелом в понимании того, что есть научное знание, и что есть обыденное. Одно дело - видеть Солнце, вращающееся вокруг Земли (30% россиян считают, что это так и есть, другие так не считают - такое обыденное житейское знание, разное для разных людей, называется Докса), а другое дело - знать истинное, универсальное, научное знание (Эпистеме), которое совершенно не обязано совпадать с тем, что мы видим в обычной жизни. Обыденный опыт науку не заменяет. Сейчас говорят, что весь мир - это звёздная пыль, квантовые поля, но это понятно только тем людям, которые этим занимаются. "Не верь глазам своим", - говорил Козьма Прутков.
Датский учёный Тихо де Браге (1546 - 1601) - важная фигура для развития мировоззренческих идей, попытался создать экстравагантную космологическую модель, где Земля неподвижна, вокруг неё вращаются Солнце, Луна, звёзды, а вокруг Солнца вращаются все остальные планеты и кометы. И он смог подкрепить свою модель огромным числом астрономических наблюдений. У него была обсерватория на острове Вен, который ему отдал датский король в пожизненную ренту, чтобы учёный не уехал из страны. Ведь престиж государства связан с успехами в развитии науки. Кеплер был его учеником, также он оставил каталог тысячи небесных объектов, которые он исследовал с помощью квадранта. Даже есть гравюры этого квадранта. Квадрант - астрономический инструмент, имевший употребление до конца 19 века, представлял собой четверть круга, разделённого на градусы, с линейкой. С одной стороны, произошёл сдвиг теории Коперника в правильном направлении, а с другой стороны имела место фиксация, чисто научный подход, составление каталога, с которым потом считались все мореплаватели, плававшие в открытом море.
Апреля 2016 года
Мы говорили об Эпохе Возрождения и её уникальности в рамках мировой культуры, её экономических, социальных, культурных и технических причинах, упомянули географические изыскания европейцев вокруг земного шара. Дальше это идейные и культурные вещи, начавшиеся с новых тенденций и течений в искусстве - они задали основу для дальнейшего развития теоретического мышления. И дальше - идеологи и философы, Николо Кузанец, он с мистических и математических позиций пытался обосновать бесконечность Вселенной, представлял Бога как некий символический объект из математики и т.д.. Дальше появляется новая система организации научных исследований - сначала Академия Плифона (Георгий Гемист Плифон Малатест, 1360 - 1452), которая только переводила древнегреческие тексты и тестировала их на аутентичность. А затем появляется козенцийская Академия, во главе её философ, возрождающий натурфилософские традиции Древней Греции. Затем возникают ватиканская и папская Академии, которые серьёзно занимаются онтологическими концепциями.
Мы рассмотрели серьёзную научную концепцию Николая Коперника, коперниканский переворот. В онтологии (астрономия) существенным образом меняется видение Земли в мироздания и роль человека в Космосе. Появилось новое мировоззрение космического порядка, в котором человек теряет свою приоритетность. А в гносеологии - отчётливое понимание того, что научное знание (эпистеме, универсальная для всех истина) может кардинально расходиться с обыденным познанием (докса - у всех людей разное), то есть идеи элейской школы, Докса и Эпистеме, прозвучали у Коперника. Он не до конца пошёл в утверждении своих позиций из-за того, что была церковь, и он был монахом. Он представил это как математическую гипотезу, посвятил Папе и церковным праздникам и т.п.. В модели Коперника были существенные атавизмы от аристотелизма - утверждение представления о совершенных небесных сферах, планеты движутся по Копернику по идеальным круговым траекториям равномерно. Поэтому модель Коперника была не такой точной, как теория Птолемея, которую уточняли много столетий. Приходилось вводить гипотезу "Эт Хок". Церковь почувствовала потенциал этой теории и в конце концов запретила её, внесла в ИЗК, но из-за книгопечатания идеи Коперника начали уже расходиться, и мы сегодня об этом развитии поговорим.
Второй серьёзный естествоиспытатель - датский астроном Тихо де Браге, который составил карту неба, 1000, используя примитивный механический квадрант. Сам по себе этот эмпирический подход заслуживает больше внимания, чем математическая теория Коперника. Он говорил, что Земля должна покоиться, при этом Солнце, Луна и звёзды вращаются вокруг покоящейся Земли, а вот все остальные планеты и кометы движутся вокруг Солнца (дальше от этого отказались по разным причинам).
Дальше - натурфилософ Джордано Бруно (1548 - 1600), итальянский монах-пострига, философ-пантеист, который первый поверил в онтологическую значимость теории Коперника. Он был одним из первых учеников в одном из католических образовательных учреждений Италии, сбежал оттуда и начал вести жизнь вольного такого стрелка, обладая феноменальной памятью (так он зарабатывал), а главной его целью была пропаганда теории Коперника. Он давал открытые лекции, а потом его быстро выгоняли, так как его идеи были опасные. В конце концов венецианская инквизиция его повязала, потом его отправили в Рим. Через несколько лет его приговорили к Аутодофе и в 1600 году сожгли на площади Цветов Рима.
Основные идеи Джордано Бруно (в отличие от Тихо Браге, который постоянно следил за астрономическими новациями и на основе этого пытался всё дальше и дальше продвигаться в осмыслении онтологической значимости теории Коперника). Бруно деперсонализирует Бога, как Кузанец, использует его математические символы, и говорит, как Кузанец, что Бог есть природа в вещах, Бог везде и нигде. То есть природа и Бог тождественны, и важный вывод для естествознания состоял в том, что природа едина. Здесь рушится важнейшая догма аристотелизма про разделение природы на совершенную природу неба и несовершенную природу земли. Бога надо искать не в Библии, а в законах природы. Правда Бруно ещё находился под влиянием законов Аристотеля и считал, что физика неба есть и физика Земли, и если эфир есть в небе, то и на земле он тоже обязан быть. Главная его онтологическая единица мироздания - это монада, известная ещё от пифагорейцев (число). Она имеет онтологический статус единой неделимой физической и духовной сущности. Ещё соображение, показывающее, что он всё-таки не учёный, а философ, верующий в ракурсе пантеизма: он отрицает догмат о единственности сотворённого Богом мира. До него рассуждали так: возможно, Бог создал много миров, но наш мир - это где Бог поместил человека. Бруно: если Вселенная инфинитна, нет причин полагать выделенность земной айкумены по сравнению с другими планетами солнечной системы. То есть раньше был онтологический принцип приоритетности существования Земли и человека, а здесь появляется принцип случайности, обыденности, ординарности мира человека, и дальше в астрономии он всё более усиливался. Сейчас говорят, что это очевидная вещь, так как уже открыли 2000 планетных систем, где может быть жизнь. А по теории инфляции Вселенных вообще бесконечно много. Бруно это чисто спекулятивным образом обосновывает, опираясь на могущество Бога. Протокол допроса Бруно венецианской инквизицией: "В целом, существует бесконечная Вселенная, созданная бесконечным божественным могуществом. Я считаю недостойным для могущественного божества создавать всего лишь конечный мир, целенаправленно создавая только мир человека". Бог всемогущ - теологический аргумент. Церковь с этим принципиально не согласилась, так как иначе рушится христианская доктрина, и Бруно был сожжён. Когда отмечалось 350-летие издание книги Галилея, Папа Римский произнёс речь, где сказал, что суд над Галилеем был неправильный, и церковь за это приносит свои извинения. Церковники тоже люди, могут ошибаться, но церковь в целом непогрешима и признаёт эту систему, считая, что не надо конкурировать с наукой в плане понимания мироздания. Наш очень уважаемый известный в мире математик Владимир Игоревич Арнольд (1937 - 2010) был у Папы Римского и спросил его: "Почему церковь извинилась за суд над Галилеем, а Бруно, с которым поступили жёстче, забыли?" - "Если вы докажете существование разумных миров где-то ещё, то мы извинимся". Наш астроном Игорь Шкловский тоже сначала стоял на статистической позиции, по которой есть сто миллиардов галактик, и неясно, почему мы (человечество) должны быть одни. Но потом он написал труд, что человек вполне может быть уникален и ответственен за то, что он появился в этом космосе, может сохраниться и продолжить развитие разума во Вселенной. Это мы пока говорили о философах и одной теории, а теперь коротко рассмотрим исследовательские программы конкретных наук, которые появляются после всех этих этапов в развитии искусства, философии, организации. Они в основном носят зачаточный характер, кроме математики.
Математические исследовательские программы позднего Возрождения: Лука Почолли, "Божественные пропорции и сумма арифметики" - благодаря ему узаконивается позиционное исчисление в Европе, которое на Востоке появилось на четыре века раньше. Власть также заставляла бухгалтерию переходить на арабские цифры. Вторая важная его заслуга - он прямо утверждает, что математика применима ко всем исследуемым объектам (Кант позднее скажет, что в основе любой науки лежит математика). Леонардо ди сер Пьеро да Винчи (1452 - 1519) - художник, скульптор, математик и инженер. Он предсказал парашюты, танки, подводные лодки. Но главное - не идеи сооружений, а попытка осмыслить это рационально, то есть он вводит в практику любого технического устройства чертежи. Данное правило Леонардо да Винчи применял и в художественной деятельности (золотое сечение). Никколо Фонтана Тарталья (1499 - 1557) и его ученик Джероламо Кардано (1501 - 1576) уточнили тригонометрические и математические таблицы, нашли алгоритм решения уравнений третьей степени. Но Европа часто переоткрывала заново открытия Востока. Тарталья - более старший учёный, первый открывает этот алгоритм, но ещё следуя каким-то традициям средневековья, не публикует его, а сохраняет в тайне - работает как учёный-одиночка. Кардано - его ученик, ему передаётся эта работа, там он ссылается на Тарталью и делает эту публикацию открытой. Между ними происходит конфликт, они ссорятся. А в будущем такие ситуации повторяются, обычно приоритет остаётся за тем, кто первый опубликовал (например, неевклидова геометрия, открытие радио, интегральное и дифференциальное исчисление и т.д.). Но Кардано ещё и инженер, придумал карданный вал, который до сих пор используется в механизмах, и карданов подвес. Получает своё завершение теория импедуса, начало который было положено в Средневековье Жаном Буриданом (ок. 1300 - ок. 1358) и Альбертом Саксонским (ок. 1316 - 1390). Здесь с ней соглашаются как с теорией, необходимой для развития артиллерии. Импульс передаётся не среде, а телу, и дальше тело летит по линии из прямолинейных отрезков. Вперёд и вверх, недолго - горизонтально, и затем тело падает отвесно вниз. Поэтому считалось оптимальным ставить пушки под углом 45 градусов. До Тартальи считалось, что любое тело, которому передаётся импедус, летит прямолинейно от начала до конца. Он первый принимает в расчёт то, что Земля принципиально влияет на любое летящее тело от начала до конца полёта. И поскольку она имеет форму шара, траектория должна быть криволинейна. Франсуа Виет (1540 - 1603) - первооткрыватель математики в Европе, первый говорит о математических символах, предвосхищяет работу Декарта. Голландский математик, механик и инженер Симон Стевин (1548 - 1620) ввёл дроби. Рафаэль Бомбелли (1526 - 1572) вводит в "Алгебре" мнимые, комплексные числа. Здесь опять показывается, что математика работает на опережение. Греки исследовали конические сечения, и только потом они нашли применение в физике (траектории планет - эллипсы). Так и здесь - комплексные числа оказались важны только в 20 веке в квантовой физике. Спрашивается, чего он их открывал? В этом смысле Юджин Вигнер (1902 - 1995) в 20 веке напишет статью "О непостижимой эффективности математики". Он описывает подобные примеры и говорит, что математическая реальность - это особая реальность. Дальше в Новое Время эти идеи будет продолжать Галилей.
Физика - Симон Стевин предвосхитил открытие Галилеем закона свободного падения. Неизвестно точно, бросал ли Галилей с башни предметы. А Симон Стевин начал действительно бросать свинцовые шарики разного размера, и показал, что их ускорение одинаково для любого веса. Уильям Гильберт (1544 - 1603) - труды о магните, первая ласточка в естественнонаучных исследованиях. Магнит всегда вызывал удивление. Фалес: "Магнит имеет душу". Доходило до суеверий, согласно которым магнит может потерять свою силу, если его натереть чесноком, и может её восстановить, если его погрузить в кровь молодого козла. Гильберт проводил публичные опыты на эту тему, и они стали настолько знамениты, что на них приходили члены королевского двора. А дальше он высказывает мысль, что сама Земля является огромным магнитом. И тогда становится понятным работа технического изобретения - компаса, который был разработан методом проб и ошибок. Гильберт даёт естественно-научное объяснение этому явлению.
Астрономия - серьёзное продвижение на основе таблиц Тихо Браге. Рекио Монтан на основе таблиц Браге составляет более совершенные в практическом отношении таблицы для мореплавателей. Они стали настольными таблицами всех капитанов того времени для ориентировки в открытом море. Широту научились определять легко. А с долготой были проблемы. Только в 19 столетии она фактически разрешилась. И с этим связано непонимание Колумбом того факта, что он открыл Америку - он не знал долготу. Хотя представления о земном шаре были со времён Эратосфена, который рассчитал размер Земли. И ещё стали развиваться медицинские дисциплины на эмпирическом уровне. Немецкий врач Парацельс (Филипп Авреол Теофраст Бомбаст фон Гогенгейм, 1493 - 1541) пытается эмпирически объяснить действие разных лекарств, ставя их в зависимость от состояния основных субстанций человека - дух, тело и душа. Духу соотвествует ртуть, телу - соль, а душе - сера. В зависимости от баланса этих элементов и зависит здоровье человека и его долгожительство. Это уже теоретический подход, а не просто подбор эмпирический. Его знаменитый принцип, положивший начало гомеопатии - принцип Парацельса, подобное лечится подобным. От чего заболел, тем и лечись - это идея Парацельса.
Гуманитарные исследовательские программы - появляется классическая филология, то есть умение не просто переводить тексты с одного языка на другой, но и интерпретировать их, учитывая и контекст, в котором текст написан, и контекст, в котором он читается. Это искусство интерпретации называется герменевтика. Она появляется в это время и фактически всё наследие античности, которое сейчас известно, было зафиксировано в эту эпоху от первой академии Плифона.
Политические и социальные исследования - тоже уже самостоятельные направления. Никколо Макиавелли (1469 - 1527) - "Государь" (или "Князь"). Про него Расселл сказал: "Макиавелли заложил основы политологии, социологии и юриспруденции в их современном понимании". Суть в том, что Макиавелли не стесняясь критикует христианскую доктрину и все чины, даже Папу, и говорит, что раздробленность Италии связана с недостатками верхушки католицизма. Неверно, что всякая власть от Бога, и поэтому Бог свою власть транслирует на властителя, и люди должны уважать эту власть и подчиняться ей. А надо идти от принципа того, что лежит в основе природы человека. В основе нашей природы лежит эгоизм, и это хорошо, так как при этом человек бережёт себя, заботится о себе и самосохраняется (идёт это от биологии). Поэтому в основе экономической жизни должна лежать частная собственность. Люди всю жизнь борются за сохранение и преумножение имущества, но чтобы ограничить соответствующую ненасытность людей, нужно государство как регулятор, чтобы не было катаклизмов в обществе. Для поддержания равновесия в государстве правитель может использовать любые методы, и при этом цель оправдывает средства (здесь появляется этот принцип ради сохранения государственного устройства, чтобы возродить Италию). Он не отвергает религию, но видит её как инструмент для сохранения государства, а не для оправдания государственной власти. По Макиавелли правитель имеет право на любое зло, может заключать любые договоры, любые обещания, потом с лёгкостью их разрывать - государственная власть находится вне морали правового поля, она диктует эту мораль, и диктует, какие законы нужны, какие нет. Особенно жёстко расправляются с теми, кто посягает на государственный строй. "Правитель должен быть хитрым, как лисица, и беспощадным, как лев". Вот его чисто прагматический подход без теологии и морали - власть и право всегда основаны на силе государства. Эта книга попала в ИЗК церкви. Рассел делает такой обоснованный вывод: "Политическая философия Макиавелли носит научный эмпирический характер. Он описывает процесс достижения поставленной цели независимо от того, хорошая цель или плохая".
В пику доктрины макиавеллизма (государство стоит вне права, вне морали, основано на силе, должно сохранить свою целостность и частную собственность, и всё) были высказаны первые коммунистические утопии (не считая "Государство" Платона), и их главная философская предпосылка - это принцип коллективизма. Государство нужно для того, чтобы человек выжил в этом мире, но он может выжить не благодаря своей эгоистической природе, а благодаря своему социальному качеству, как муравьи, пчёлы, птицы. По сравнению с макиавеллизмом здесь модель выживания другая, общество должно моделировать принцип коллективизма и транслировать силы на средства производства, они лежат в его основе. Первая утопия - Томас Мор (1478 - 1535), "Утопия" (место, которого нет, Нигдея). Там он развивает эти мысли, критикуя то, что происходило в Англии его времени. Он был не просто теоретик-гуманитарий, а был канцлером Англии, знал, что почём, но, поссорившись с королём, кончил жизнь на плахе. А в Англии шёл интенсиный период накопления капитала, крестьян сгоняли с земель, на освободившиеся земли сгоняли овец, чтобы потом выделывать из них шерсть. Это делалось вместо того, чтобы пахать землю. Голодные толпы крестьян бродили по улицам, с ними расправлялись, как с бродягами. "Кроткие овцы пожрали людей". Насилие власти по Мору - следствие частной собственности. Людей можно согнать, не взирая на то, что будет с этими людьми. Прототипом для него послужило платоновское государтсво. Мор создаёт "Утопию", где все владеют всем, нет денег, из золота делают только ножники и кандалы и т.д.. Его идею продолжает Томмазо Кампанелла (1568 - 1639) в своём произведении "Город Солнца", которое он пишет в тюрьме, где он сидел более тридцати лет, бунтуя против Испанцев, захвативших Италию. Его идеи нереальны, поэтому в книге он описывает события на островах неизвестно где, Тапробан - предположительно в районе Шри-Ланки. В книге мореход туда попадает, и ему показывают признаки такого социального устройства. Структура интересная, чем-то похожая на "Государство" Платона. Метафизик во главе, министерства мощи, мудрости, любви. Работают 4 часа в день, труд сельскохозяйственный, всё поровну, никто не жалуется.
Что-то похожее хотел сделать Томас Мюнсер, его война с баронами продолжалась около 30 лет - крестьяне хотели сами распоряжаться своими хозяйствами. Война кончилась не в пользу Мюнсера, его казнили. Главные философские вопросы - насколько люди могут доверять авторам всех этих революционных программ? Потому что и те, и другие требуют от людей, чтобы они жили не здесь и сейчас максимально удобно, а дают привлекательную перспективу для будущих поколений. Многие социальные катаклизмы происходили именно так, ради того, что будет потом, когда мы новый мир построим, для наших детей. Проблема - можно ли приносить в жертву человеческую жизнь для достижения стратегических целей? Эти вопросы хорошо разбирает Карл Поппер (1902 - 1994) в "Открытом обществе и его врагах", где показано, что все эти утопии не выдерживают проверку временем.
В этом плане заслугой социальных программ стало то, что деятели Возрождения поставили дилемму выбора пути социально-экономического развития. В Средневековье всё было однозначно, а здесь проблема - развитие основано либо на частной собственности, либо на коллективной. Большинство стран выбрали первый путь. В нашей стране коллективная собственность продолжалась примерно 70 лет, а сейчас она есть на Кубе, в Китае, в Северной Корее. Сам европейский Ренессанс явился точкой отсчёта, первым импульсом для развития культуры и науки. Он был на небольшой части земного пространства, и благодаря нему эта частица мира стала доминирующей из-за резонанса большого числа факторов, рухнула идеология сокрального уничижения человека, который изначально грешен, и может только стремиться к Богу. По Расселу, рухнула смиряющая схоластическая система. Принципы, которые были порождены Ренессансом: гуманизм, активизм, секуляризация и ценность научного познания. Появляется большой слой людей - интеллектуалы, интеллегенция, люди, которые заняты только теоретическим трудом в какой-то сфере и отстаивают ценности гуманизма. Люди с совестью, с ответственностью не за себя, а за общество, и их цель - улучшить общество. Ценность человеческой жизни приобретает непосредственно абсолютный характер, и сам период называется антропоцентризмом. Вывод, опережающий мысль Френсиса Бэкона: изначальным посылом Ренессанса был посыл вернуться к своим античным корням. Но в конце концов за 2 века Ренессанс создал нечто принципиально новое, чего не было в античной культуре, с которой Ренессанс начался. Это оказалось фактом. После этого Европа, получив этот импедус, больше из своей позиции никуда не пропала и стала законодательницей мод во всех отношениях, всё больше и больше вбирая в свою орбиту все остальные страны и ореалы мира.
Дата добавления: 2016-04-11; просмотров: 1911;