Апреля 2016 года, пятница
Мы говорили про основные парадигмы научной рациональности. Мы будем использовать два ключевых понятия - парадигма и исследовательская программа Имре Лакатоса. Мы их определили и кратко рассмотрели, а затем перешли к анализу тех парадигм и исследовательских программ, которые сложились в античности. Греки их созерцательно и чисто теоретически угадали, придумали, интуитивно увидели - и они находятся в арсенале современной науки. Были проведены самые фундаментальные структуры науки, от Древней Греции до космологии, квантовой физики и социальных проблем. Мы разобрали парадигмы циклизма, фиксизма, эволюционизма (преобладает в современной науке, кроме квантовой физики, хотя Пригожин мечтает их туда ввести). И последняя парадигма - креационизм, который пользуется успехом, так как если есть стрела времени в космологии, биологии, возникает вопрос о цели этой эволюции. Это показал Платон, который сказал, что просто так такие сложные структуры невозможны, и должен быть некий план, код Вселенной. Целесообразность развития Космоса и живой природы существуют. Исследовательские программы делятся на тематические, исследовательские, дисциплинарные и образовательные. Наука сама себе готовит кадры по определённым программам, основы которых сложились давным-давно. Первоначала - поиски архэ, и они всегда носят дуальный характер: то ли архэ имеет материальное основание, то ли идеальное. Дальше это программы структурные, дискретность или континуальность, - эта проблема начинается от Демокрита и противостоящих ему стоиков с пневмой. Дальше рассмотрена проблема дальнодействия и близкодействия. Затем программа, связанная с природой движения - всё движется чем-то (Аристотель), либо движение - неотъемлимый атрибут реальности. Дальше - проблема случайности (Демокрит, Эпикур) - то ли гносеологический, то ли онтологический характер. Дальше программы, развивающие космоустройство, место Земли в этом мироздании. У пифагорейцев, атомистов были отклонения - они предполагали возможность открытого космоса. Дальше методологические программы, различение научного знания (эпистеме) и обыденного опыта (докса); программа понимания первичных и вторичных качеств объекта; программа диалектики (или маевтики у Сократа), структура того, что называть научной дискуссией; программы, связанные с моделированием научного творчества (Платон, "Тимея", как переход из небытия в бытие, и кончая человеком, от биологического до социально-научного); программа пирронистов и скептиков; программа сущности и существования, проявилась в дискуссии схоластов, и другие. Мы остановились на дисциплинарных программах, подчёркивая, что с эллинистического периода интенсивность философской мысли снижается, ничего принципиально нового не появляется, но на основе созданного ранее багажа появляются математика, физика, география, история, астрономия. Теоретические вещи остаются в Академии Платона (до 529 года н.э.), а дисциплинарные программы находятся в маргинальном месте, Александрия в Египте, и активно развиваются при поддержке политиков.
В Средние Века разрабатывается силлогистика Аристотеля, кинематика, и важная теория импедуса. Вспомнить надо имена схоластов, Жана Буридана (1300 - 1358), Николай Арезский, Альберт Саксонский (ок. 1316 - 1390), и (хотел передать умственный труд человека машине, создал первый прообраз вычислительного устройства). Дальше развивается теоретическое мышление и появляется кластер околонаучного знания: алхимия, астрология и агрохимия. Эти прикладные исследования привели к возникновению серьёзных астрономических и физических исследований (так говорят), но на самом деле наука пошла по пути Бэкона - нет ничего практичнее, чем хорошая теория, а эти дисциплины ни на чём потом не отразились (идея трансмутации металла, философский камень - философски идея тупиковая). Только в 20 веке стало возможным превратить металл в золото, но тогда это был лишь метод проб и ошибок. В астрологии - идея симпатии, всё предрасположено друг к другу, симпатия и расположение объектов на небе (благоприятное/неблагоприятное) определяют судьбу всего в этом мире. Всем военным походам предшествовал анализ положения звёзд на небе. А сейчас А.Л. Чижевский (1897 - 1964) показал связь солнечной активности с процессами на Земле, но здесь другой подход, нужен анализ солнечной активности и знание, как ведёт себя живое на Земле.
В Европе искали философский камень ради получения богатства, а на востоке в Китае искали элексир жизни - идея продлить неограниченно срок человеческой жизни. Говоря философски, и там, и там в Средние Века занимались теургией (стремление привлечь божественные силы, чтобы удачно провести тот или иной опыт). Все эти люди были одиночками, а настоящая наука - это всегда наука сообщества, только благодаря коммуникации можно достичь понимание сущности. А здесь - замкнутость и стремление найти самому, чтобы другие не знали, действуют учёные-одиночки. Встречаются подробные описания химических опытов: "...и добавить щепотку злости". В зависимости от настроения, считали алхимики, опыт может получиться или не получиться. Как в готовке. Это принципиальные особенности, нацеленность сразу на практический результат, стремление замкнуться в своей деятельности от всех остальных и некие герменевтические приёмы (искусство интерпретации, доведённое до мистики).
Дальше мы рассмотрим один важный эпизод, описанный историками науки, из которого Пьер Морис Мари Дюэм (Дюгем) (1861 - 1916) в 19 веке пришёл к выводу, что мы с этого эпизода можем отсчитывать становление классической науки. Это 1277 год, Сарбонна, где парижский епископ Этьен Тампье выступил с публичной лекцией против учения Аристотеля - он считался язычником, несмотря на его авторитет, и Тампье поэтому изложил несколько десятков тезисов по концепции Аристотеля, и два наиболее важных из них: 1) Система движения небесных тел могла быть запущена не изначально круговым движением, а прямолинейным движением (принцип инерции), и 2) Возможность существования многих миров (услышать это от священника было интеллектуальным взрывом). А до этого обсуждения этих вопросов носили схоластический характер. Это основные идейно-содержательные вехи корпуса развития средневековой Европы.
Выделим некую линию образовательных программ, показывающую, что наука развивается не только в содержательном смысле, но и организационно, социальные институты. Первая полурелигиозная научная организация - пифагорейский союз, дальше идут Академия Платона, Ликей Аристотеля, Сад Эпикура, Стоя, школы скептиков и неоплатоников. Если эти первые образования были структурированы, акусматики и математики, то школа неоплатников первой начала рефлексировать по поводу предшествующего знания. Они первыми начали систематизировать весь корпус диалогов Сократа и Платона (записывал за Сократом). Систематичеки классифицировали: устройство мира, проблемы познания, социальные проблемы, этика, классификация наук - эта классификация была первой моделью для дальнейшего построения образовательного процесса. Прежде чем заниматься новыми исследованиями, надо знать систематически весь предшествующий материал (неоплатоники). Дальше идёт Александрийский Музиам в Египте при Птолемее - видно первое отчётливое понимание власти того, что развитие науки - это важное дело. Закон Архимеда практически никто не использовал. Само понмиание того, что само занятие этой деятельностью важно и престижно, пришло, пусть даже пока без практической пользы. Был закон, что все, кто приезжает в Египет, должны привозить с собой оригинал Античной рукописи, и образовалась большая библиотека. Выделили специальный остров медикам, и они впервые занялись анатомией на теле человека, что в ни в какой другой культуре не поощрялось. Туда даже посылали живых рабов на опыты. Средневековье, известная организация - Академия Карла Великого, 8 век, и король тогда попытался собрать под своим патронажем самые известные умы Европы того времени. Алкуин (735 - 804) - самый известный, и другие известные академики-схоласты того времени собирались в этой Академии. А в позднем Средневековье начинают интенсивно появляться монастырские и городские школы, образование становится более широким, более демократичным, и все понимают, что это важное государственное дело. Первые университеты - это Болония, Париж, Оксфорд, Кордоба (Испания), и после этого университеты начинают распространяться по всей Европе, с 11 века. Важна структура университетского образования - фактически это прообраз наших университетов. Это относительная свобода теоретического мышления, автономия сообщества людей из университета от тех официальных христианских религиозных подходов, которые были. Пьер Абеляр (1079 - 1142) был официально осуждён на церковном соборе, но потом было выступление студентов и преподавателей университетов, и высшие чины были вынуждены отступить, своё дело они правда в конце концов сделали, но им пришлось ненадолго отступить. Структура по факультетам уже сложилась тоже в университетах Средневековья: теологический, юридический, медицинский и факультет искусств. Наиболее важным и престижным считался теологический факультет, но чтобы туда попасть, надо было обязательно пройти подготовительный курс на факультете искусств, и именно на нём была наибольшая вольница - философствование, обсуждение философов, жаркие диспуты по лекциям. Потом студенты получали степень PhD, и дальше они получали право поступать на другие факультеты. Итак, на уровне университетов видно, что философия хотя и остаётся служанкой теологии, но она уже сейчас несёт факел разума перед своей госпожой. И вторая особенность этой структуры - в университетах сложилось понимание необходимости неких фильтров, чтобы оградить знание от его профанирования; студенты, бакалавры, магистры, PhD, доценты, деканы, ректоры, вот такая иерархия сложилась. Там же появились все эти тесты, экзамены, защита диссертации, чтобы на уровне университетов провести демаркационную линию между образованными и необразованными. Соколов: "Статус университетов определялся уже не столько городскими властями, сколько санкциями королей и даже Римских Пап". То есть был непосредственный патронаж церкви, определение, кто будет ректором, кто деканом. Пойкуне - это вся Европа. Болонский процесс в то время фактически тоже зародился. Студенты несмотря на войны, мракобесие, ожидание конца света имели право с определёнными документами путешествовать по всей Европе, поступать во все университеты. Церковь с одной стороны ещё контролировала содержание образовательного процесса, но теоретическому мышлению дали слабинку, и возникает вопрос, что это - развитие или ересь. Церковь отстаивала некую автономию университетов, иначе университеты могли бы быть сметены христианскими фанатиками, их было много, отсюда и появились отдельные кампусы, студенческие вольницы. В 13 - 14 веках в Европе уже было 1000 летнее развитие, но Европа существенно потеряла приоритет теоретического мышления, который был в Античности, и на первое место выдвинулся Восток. Оттуда пришли многие важные идеи, которые Европа ассимилировала: теория двойственной истины, Аверроэс (он же Ибн Рушд, или Абуль-Валид Мухаммед ибн Ахмад аль-Куртуби, 1126 - 1198), возможность интерпретации священных книг двояким образом. В Анталии был построен храм мудрости в 7 веке, где переводились древнегреческие книги на арабский, а затем арабский европейцы переводили на латынь несмотря на постоянные войны с арабами. Хранителями этого наследия оказались арабы. Мухаммед аль-Хорезми (Абу Абдуллах (или Абу Джафар) Мухаммед ибн Муса аль-Хорезми, 783 - 850) написал "Алгоритмус" - капитальный труд по арифметике, первый, который человек систематизировал в этой области. Омар Хайям Нишапури (1048 - 1131) - поэт и известный математик. Алгебра - Ибн Куран, числа можно заменить буквами. И самое впечатляющее - позиционное исчисление, появление арабских цифр, это девятый век, а в Европе они появляются только в 14 веке, и это делалось тоже под нажимом власти, когда власть заставляла переходить на новое исчисление, настолько сильно люди привязались к этим римским цифрам. В Европе известен лишь ряд Фибоначче, 13 век, каждое последующее число есть сумма двух предыдущих. И идея Аберунни, обсерватории, известны обсерватории Улукбека в Самарканде, 10 - 11 века. Медицина - Авиценна (Абу́ Али́ Хусе́йн ибн Абдулла́х ибн аль-Ха́сан ибн Али́ ибн Си́на, 980 - 1037), в Европе его детяельность копировали. В итоге сначала появляется всплеск теоретического мышления в Европе, хотя и с оговорками, потом постепенно возникает очаг на Востоке, но там он тоже не прижился. Двоякое понимание Корана повлияло на это. Победила другая линия в понимании Корана, появились жёсткие запреты на некие интерпретации, и птичка перестала петь.
Итоги:
1. Философские парадигмы рациональности и философский метод критического мышления, появившиеся в Древней Греции, не исчезли в Европе - они приобрели другую, схоластическую форму (обсуждались бесполезные проблемы), но сам способ обсуждения - католическая доктрина - наиболее рационален. Здесь есть такие вещи, которых в других религиях нет.
2. Произошла классификация всех теорий на математические, логические, дисциплинарные и образовательные. Сама общая парадигма рациональности сохранилась.
3. Был наработан концептуальный аппарат, лёгший в основу всей классической науки.
4. Отрицательный момент: сохранилась аристотелевская установка на разделение физики Земли и физики неба (плохо отразилось на физике), и сохранилась настройка на самоценность научного знания (хотя Роджер Бэкон ставил вопрос о прикладном значении науки, но в целом было не так).
5. Общие характеристики: универсализм - всё мироздание есть некий продукт божественного творения, хотя физики могут быть разные; символизм - вся природа есть некий шифр, и её расшифровать можно не только усилиями человека, но и обязательно через благодать самого Бога. Прежде чем заниматься исследованиями, надо перед этим для успеха обязательно помолиться. Возникла вся эта геральдика, существующая до сих пор (гербы, знаки на монетах, символы рыцарей). Также появились иерархизм - мироздание отнюдь не изотропно, а устроено всё от низшего к высшему, в зависимости от близости к Господу Богу, который всё устроил, мы и определяем степень совершенства (насекомые, звёздное небо); теологизм - в мироздании есть определённый план, но он ведом только Богу. Мы можем конечно приближаться к этому путём мышления, но до конца понять не можем - пути господни неисповедимы. Ну и подчеркнём плюсы - появляется единый язык науки, это латынь. Одна из простых демаркационных линий между учёным и неучёным - это знание латыни, умение читать и писать на ней.
Дата добавления: 2016-04-11; просмотров: 797;