Развитие философско-правовой мысли в России и распространение либерализма.
Просветительство как идейное течение развивается и в начале XIX в. В России продолжаются попытки осмыслить роль и назначение человека как правового индивида, найти путь избавления от крепостничества — главной беды русского народа. Такой путь русские просветители видели в знаниях, разуме.
В начале XIX в. к этой теме обращалась плеяда мыслителей, в том числе философы, рассматривавшие проблему отмены крепостничества, а часто и ограничения самодержавия через правовой механизм, через возврат к естественному праву. Это Федор Васильевич Кречетов (ок. 1740 — после 1801 гг.), Василий Федорович Малиновский (1765—1814), Иван Петрович Панин (1773—1805), Александр Петрович Куницын (1783—1840) и др.
А. П. Куницын полагал, что в установлении справедливых отношений между людьми решающую роль играет разум, так как он, с одной стороны, охраняет свободу человека от страстей, сдерживает чувственно-волевые всплески и эмоции, а с другой — защищает от внешнего насилия.
Философию права Куницын разделял на две части: нравоучение (внутренняя свобода) и правоучение (внешняя свобода). Примечательно, что эту дисциплину он называл «нравственной философией».
Свободу Куницын считал общей целью человечества, которой можно достичь, только соблюдая взаимные права и точно исполняя взаимные обязанности.
После Отечественной войны 1812 г. борьбу за свободу в России возглавили декабристы. Они ставили перед собой задачу ликвидировать крепостничество, абсолютную монархию, сословное неравенство и установить основные свободы — личности, слова, собственности, вероисповедания.
В философско-правовых воззрениях декабристы исходили из концепций естественного права и общественного договора. Они были убеждены, что государство возникает на основе изначально справедливого договора между народом и правителем. Когда же этот договор правителем нарушается, народ вправе его сменить. Самодержавие, считали они,— самая несправедливая и незаконная форма власти. Даже общинно-вечевая организация Древней Руси была более совершенной и справедливой, чем самодержавный деспотизм. Тем более справедливым и прогрессивным является республиканский строй, который и необходимо установить в России.
Один из идеологов декабристов, внесший весомый вклад в развитие русской философско-правовой мысли,—полковник Павел Иванович Пестель (1793—1826). В частности, в проекте устройства России он мыслил будущее отечество как государство, основанное на трех принципах: «Единородство, единообразие, единомыслие». Управляться такое государство должно тремя ветвями власти — законодательной (Народное Вече), исполнительной (Державная Дума) и блюстительной (Верховный Собор). Вместе они призваны обеспечить благоденствие, понимаемое П.И. Пестелем как равновесие прав и обязанностей правителей и народа. Состояние благоденствия поддерживают три группы законов: духовные — изложенные в Священном Писании; естественные — вытекающие из природных нужд человека; и гражданские — установленные государством. Пестелевская концепция «всеобщего благоденствия» предполагала ликвидацию монархии и сословных привилегий, учреждение неприкосновенности личности, равенства, свободы печати, слова и собраний, т.е. предусматривала буржуазные преобразования.
Близкими идеям декабристов были взгляды Петра Яковлевича Чаадаева (1794—1856). Его трактат «Философические письма» положил начало двум идейным течениям — славянофилов и западников. Примечательно, что в вопросах философии права приверженцы обоих течений имели много общего. Так, и славянофил А. С. Хомяков (1804—1860), и западник А. И. Герцен (1812—1870) выступали за отмену крепостного права. Различия заключались в желаемых способах его отмены и в формах правления Российским государством. Если славянофилы провозглашали лозунг «Православие, самодержавие, народность», то западники предлагали установить социальную республику (А. И. Герцен), призывали крестьян к восстанию против самодержавия (Н. Г. Чернышевский).
Идеал социального устройства России для славянофилов — крестьянская община. В противовес этой идее и западнической идее социальной республики в середине XIX в. возникает теория анархизма
У истоков анархизма стоял «руссейший из русских», по характеристике философа С. А. Левицкого, Михаил Александрович Бакунин (1814—1876), бунтарь, избравший кредо: радость разрушения есть творческая радость. Он полагал, что законы любого государства неправедны и порабощают человека.
Для достижения подлинной свободы необходимо уничтожить государство и восстановить естественное право как подлинно человеческое. Итогом борьбы должен стать «безгосударственный социализм». Свобода и социализм — вот краеугольные камни нового общества, провозглашал М. А. Бакунин в работе «Государственность и анархия». Он писал, что «свобода без социализма — это привилегия, несправедливость; социализм без свободы — это рабство и скотство».
Причем, М. А. Бакунин не отождествлял свободу с равенством, полагая, что любой, даже относительно равноправный коллектив ущемляет свободу. Поэтому к крестьянской общине как к идеалу общественного устройства он относился критически и подчеркивал, что в ней фактически отсутствует право — индивид всегда бесправен перед общиной, она деспотична, в ней принижена роль женщины и т.п.
Дата добавления: 2016-04-11; просмотров: 817;