Законы развития культуры. Законы развития культуры являются основной характеристикой социокультурной динамики.
Законы развития культуры являются основной характеристикой социокультурной динамики.
Законом общественного развития (в том числе и законом развития культуры) принято называть объективно существующую, повторяющуюся, необходимую, существенную связь явлений общественной жизни или этапов исторического процесса. Такое определение дает диалектико-материалистическая философия.
Разные культурфилософские и культурологические школы по-разному трактуют вопрос о закономерности культурного процесса: от понимания законов как чисто духовного феномена, своего рода идеальной конструкции, имеющей только роль познавательной парадигмы (например М.Вебер) до отказа от признания закономерностей развития культуры (например О.Шпенглер) или отказа от возможностей их познания (например И.Кант).
Кроме того, позиции ученых различаются в зависимости от того, какой масштаб действия законов развития культуры ими признается: или законы действуют в масштабах всего человечества (так считают большинство исследователей), или в масштабах локальных культур или цивилизаций (Н.Я.Данилевский, А.Тойнби).
Приведем для сравнения формулировки законов культурно-исторического движения представителей разных культурфилософских школ:
I. Законы развития типов культуры, по Н.Я.Данилевскому(см.вопр.5.6).
Формулировки законов даны по: [20, с.91-92].
Закон 1. Всякое племя или семейство народов, характеризуемое отдельным языком или группою языков, довольно близких между собой для того, чтобы сродство их ощущалось непосредственно, без глубоких филологических изысканий, - составляет самобытный культурно-исторический тип, если оно вообще по своим духовным задаткам способно к историческому развитию и вышло уже из младенчества.
Закон 2. Дабы цивилизация, свойственная самобытному культурно-историческому типу, могла зародиться и развиваться, необходимо, чтобы народы, к нему принадлежащие, пользовались политической независимостью.
Закон 3. Начала цивилизации одного культурно-исторического типа не передаются народам другого типа. Каждый тип вырабатывает ее для себя при большем или меньшем влиянии чуждых, ему предшествовавших или современных цивилизаций.
Закон 4.«Цивилизация, свойственная каждому культурно-историческому типу, тогда только достигает полноты, разнообразия и богатства, когда разнообразны этнографические элементы, ее составляющие, - когда они, не будучи поглощены одним политическим целым, пользуясь независимостью, составляют федерацию или политическую систему государств».
Закон 5. Ход развития культурно-исторических типов всего ближе уподобляется тем многолетним одноплодным растениям, у которых период роста бывает неопределенно продолжителен, но период цветения и плодоношения – относительно короток и истощает раз и навсегда их жизненную силу. «Народы… рождаются, достигают различных степеней развития, стареют, дряхлеют и умирают» [20, с.76].
II. Законы развития культуры, по Л.Н. Когану, В.А. Сапрыкину, Л.Н. Кругловой и др. (современные отечественные культурологи).
Текст дан по: [21, с.11-13].
«Культурология как наука выявляет и изучает наиболее важные законы возникновения, функционирования и развития культуры, которые не менее объективны и строги, чем другие законы (экономические, например), однако значительно менее изучаемые и понятые нами».
Таких законов несколько:
«Закон единства и разнообразия культуры. Он гласит, что культура является совокупным коллективным достоянием всего человечества: она воплощает в себе родовое свойство человека и человечества: все культуры всех народов внутренне едины и одновременно самобытны, уникальны. Каждый народ, обладающий собственной культурой, вносит самостоятельный и оригинальный вклад в общую сокровищницу культурных достижений человечества. Многообразие и единство культур народов, населяющих планету, является объективной реальностью. Потеря культурных завоеваний любого народа, даже самого малочисленного, неизбежно оборачивается потерей для всего человечества».
«Закон преемственности в развитии культуры. Он является важнейшим в содержании формирующейся науки культурологии. Культура- это прежде всего исторически унаследованный опыт поколений, точнее говоря, - 1200 поколений рода человеческого. Там, где нет преемственности в развитии культуры, там нет и самой культуры, потому что в этом случае каждое новое поколение должно было бы всякий раз начинать изобретать каменные орудия и язык; колесо и жилище; искусство и науку и т. д.
Преемственность – основа развития культуры, а потому также составляет ее важнейшую объективную закономерность».
«Закон прерывности и непрерывности развития культуры. Он гласит, что культура – это сложная система, которая в своем развитии одновременно прерывна и непрерывна. Каждой эпохе в развитии человечества присущ свой тип культуры как исторической целостности. В связи со сменой этих эпох (формаций, цивилизаций) происходит изменение типов культуры- одни уходят, на смену им приходят другие- так появляется прерывность в развитии культуры.
Однако это не означает разрыва в развитии всей культуры, полного уничтожения старой, то есть предшествующей культуры. Каждая новая ступень в развитии человечества с необходимостью наследует культурные достижения предшествующих эпох, включая их в новую систему общественных отношений.
Поэтому мы можем сказать так: 1) прерывность носит относительный характер; 2) непрерывность – абсолютный. Она здесь – ведущий элемент.
Несмотря на перерывы, потери, даже провалы, свершения культуры накапливаются в историческом масштабе, «уплотняются», вбирая в себя результаты прошлого развития. И хотя история культуры знает «погибшие цивилизации» (полумифическая культура атлантов, остатки разрушенной культуры ацтеков в Америке, культура народов Зимбабве в Южной Африке и т.д.), все же главные достояния культуры совсем не исчезли. Эта тенденция поступательного развития культуры носит объективный характер»
«Закон взаимодействия и сотрудничества различных, нередко противоречивых культур.Взаимосвязь, сотрудничество различных культур – важнейшая объективная закономерность, изучаемая культурологией. Различные эпохи, развивающиеся в них культуры разных народов, каждая по – своему выражали собственное понимание мира, его освоение («мировидение»). Этот факт неоспорим: культура Китая, например, и Запада; народов Востока (ислам) и христианского мира. Каждая из перечисленных культур имеет свою специфику, своеобразие, неповторимость, и в то же время они являются составными частями единой целостной общности, то есть всего человечества, единое развитие которого обеспечивается общими закономерностями, однопорядковым характером социологических законов, действующих в различных обществах.
Единству всемирно-исторического процесса способствуют мировые культурные контакты, постоянно возрастающие в ходе исторического процесса. В закономерности взаимодействия и сотрудничества различных культур ведущим является стремление создать лучшие условия для бытия человека, возвысить его интеллектуальные, духовные и нравственные силы.
Каждая культура при всех ее специфических особенностях способствует общечеловеческим достижениям, общему прогрессу мирового сообщества».
Литература
1. Введение в культурологию [Текст]: учебное пособие в 3-х частях / ред. В.А. Сапрыкин. – Ч.1 – М.: МГИЭМ (Технический университет), 1995. – 210с.
2. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. Взгляд на культурные и политические отношения славянского мира к германо-романскому [Текст] / Н.Я. Данилевский. – М.: Книга, 1991. – 573с.
3. Коган Л.Н. Теория культуры [Текст]: учебное пособие / Л.Н. Коган. – Екатеринбург: УрГУ, 1993. – 160с.
Дата добавления: 2016-04-06; просмотров: 819;