Проблема взаимодействия культур и цивилизаций
Многообразие культур и цивилизаций – исторически сложившееся богатство человечества, и взаимодействие посредством диалога поэтому является важнейшим способом взаимопонимания народов, развития подлинного интереса и духовности. Известный исследователь процессов глобализации И.Валлерстайн утверждает: «Мы должны вступить в грандиозный всемирный диалог». Диалог предполагает установку на взаимодействие и взаимопонимание между людьми, желание приобщиться к ценностям и достижениям иной культуры, познать и принять ее неповторимость и уникальность, относиться к ней уважительно и толерантно. Эта задача чрезвычайно сложная, требующая определенного воспитания и эмоционального настроения, преодоления монологического и авторитарного стиля сознания и поведения. В условиях глобализации диалог становится важным методологическим ориентиром развития культурологических исследований.
В заключительном разделе программного документа ЮНЕСКО «Культура – это синоним жизни» (1985 г.) выдвигается идея взаимопонимания людей на основе общих переживаний: «Не обязательно говорить на одном языке, чтобы одинаково ощущать страх смерти, одинаково переживать красоту, одинаково испытывать беспокойство по поводу неопределенности будущего».
По инициативе ЮНЕСКО первый год нового тысячелетия был назван «Годом диалога цивилизаций». Значительным событием в изучении всеобщего многообразия культур стало сравнительное исследование 600 культур, проведенное в США, результаты которого опубликованы в «Этнографическом Атласе». Кроме того, в 2005 г. было завершено издание на русском языке многотомного международного коллективного труда «История человечества».
Диалог как способ реализации человеческих отношений рассматривали в своих трудах философы и культурологи М.М.Бахтин, М.Бубер, В.С.Библер, Л.М.Баткин, М.С.Каган.
Характеризуя диалог культур, В.С.Библер писал: «…Типологически различные «культуры» (целостные кристаллы произведений искусства, религии, нравственности…) втягиваются в одно временно'е и духовное «пространство», странно и мучительно сопрягаются друг с другом, почти по-боровски «дополняют», то есть исключают и предполагают, друг друга».
В ХХ столетии стало очевидно, что диалог культур и цивилизаций предполагает взаимопонимание и общение не только между различными культурными и цивилизационными образованиями в рамках больших культурных зон, но и требует духовного сближения огромных культурных регионов, сформировавших на заре цивилизации свой комплекс отличительных черт. Говоря о союзе средиземноморской культурной группы и индийско-дальневосточной, современный отечественный исследователь Г.Померанц выдвигает следующий вариант диалога: «Европа дала пример единства национального многообразия, Китай – пример единства духовного многообразия. Можно представить себе будущее как сочетание европейского плюрализма этнических культур с китайским плюрализмом духовных культур».
Диалог – это вопрос не только о гуманитарных контактах больших культур, но и о способе приобщения отдельно взятой личности к духовному миру этих культурных образований. По выражению М.М.Бахтина, культура может существовать только на границах: между днем сегодняшним и прошлым, между различными формами культурной деятельности, между произведениями различных авторов.
Диалог как принцип культурного развития позволяет не только органично заимствовать лучшее из мирового наследия, но и вынуждает человека подать «свой» голос, совершить личностное переосмысление «чужой» культуры. Только внутреннее переосмысление культурных ценностей, только активный диалог с культурными формами делает человека культурным, приобщенным к большому космосу культуры.
Можно выделить следующие основные тенденции взаимодействия культур и цивилизаций в современном мире:
1) диалог культур по принципу взаимодополнительности;
2) принципы ненасилия;
3) толерантность и культурный плюрализм как условие и результат диалога;
4) «экологизация» техногенной цивилизации, т.е. привнесение в западный мир восточных идей уважения к окружающему миру и благоговения перед жизнью (см. вопросы 6.2 и 6.3);
5) «рационализация» экологической цивилизации, т.е. привнесение в восточный мир идей разумного устройства человеческой природы и общества, а также индивидуальной деятельностной активности (см. вопросы 6.2 и 6.3);
6) взаимодействие коллективизма и индивидуализма как принципов соответственно восточного и западного миров;
7) взаимосвязь глобализации и национального своеобразия в развитии, что проявляется в т.наз. «глокализации»,т.е. единстве глобального (всеобщего, универсального, мирового) и локального (местного, особенного или даже уникального).
Правда, следует отметить, что наряду с диалогом культур и цивилизаций некоторые исследователи (в частности, американский аналитик С.Хантингтон) отмечают тенденцию к столкновению цивилизаций, возникновению конфликтов на основе межцивилизационных различий. Конечно, такая тенденция существует в мировом развитии: достаточно вспомнить войны в Югославии, на Ближнем Востоке и др. Но при этом нужно учитывать, что сегодня развитие принципа диалога культур и цивилизаций – реальная возможность преодолеть глубочайшие противоречия духовного кризиса, избежать экологического тупика и атомной ночи.
Литература
1. Библер В.С.Культура. Диалог культур [Текст] /В.С.Библер //Вопросы философии. – 1989. - № 6.
2. Валлерстайн И. Анализ мировых систем и ситуация в современном мире [Текст] /И.Валлерстайн. – СПб.: Питер, 2001. - 486 с.
3. Культурология [Текст]: учебное пособие /под ред. А.А.Радугина, - М.: Центр, 2007. – 304 с.
4. Померанц Г. Диалог культурных миров [Текст] /Г.Померанц //Лики культуры: Альманах. – Т.1. – М., 1995.
5. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций [Текст] /С.Хантингтон //Полис. – 1994. - № 1.
Дата добавления: 2016-04-06; просмотров: 702;