ПОЛИТИКА И НАЦИОНАЛЬНО-ЭТНИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ
В мире сейчас проживает более двух тысяч народов (этносов). Многие из них не имеют своей государственности и вынуждены сосуществовать в рамках государственных образований с другими народами. Часть этносов в силу исторических и политических перипетий оказались разделенными государственными границами. Многие люди в поисках лучшей жизни покинули свои этнические территории и мигрировали на чужие земли. По этим причинам в настоящее время трудно найти государство с моноэтническим населением.
Сосуществование в государствах этносов и этнических групп с различными культурными, религиозными особенностями, разным уровнем экономического, социального и политического развития, естественно, порождает немало проблем в их взаимодействии, а в определенных условиях они принимают довольно острые формы.
Поскольку межэтнические конфликты негативно отражаются на экономике стран и социальной жизни их граждан, дестабилизируют внутреннюю и международную политическую обстановку, их разрешение занимает важное место в политической деятельности государственной администрации, партий, общественных движений и организаций, политических лидеров в странах с полиэтнических населением. Знание сути национально-этнических проблем важно для ориентации в сложных этнических ситуациях не только политикам, но и экономистам, предпринимателям, другим специалистам.
Национально-этнические проблемы и опыт их решения в странах Запада.Одной из проблем, с которой приходится сталкиваться при изучении данной темы, является уяснение используемых в ней терминов. Дело в том, что содержание национально-этнической терминологии в мировом обществоведении нередко трактуется по-разному.
В общественных науках и публицистике бывшего Советского Союза наиболее употребительной была терминология, в основу которой положено определение нации, сформулированное Сталиным. Он определял ее как общность людей, характеризующуюся следующими объединяющими факторами: экономическая жизнь, территория, язык, психический склад, проявляющийся в общности культуры (Просвещение. 1923. № 3. С.54).
Во многих странах Западной Европы и в Америке понятие "нация" ("национальность") употребляется в государственном (этатистском) смысле, т.е. им обозначаются население страны, граждане государства независимо от их этнического происхождения. Так, французами являются выходцы из Алжира, евреи и т.д.; американцами, канадцами, мексиканцами называют себя представители различных этносов.
В западноевропейской, и особенно в американской социологии и политологии, широкое применение имеет этническая терминология. Наиболее употребительны категории "этническое", "этнос", "этнические группы". Основу этих категорий составляют в различных сочетаниях такие признаки, как культура, язык, религия, раса, осознание общего происхождения и др. (Таболина Т.В. Этническая проблематика в современной американской науке. М., 1985. С. 31 — 33).
В СССР "этнос", "этническое" и т.п. длительное время принадлежали в основном к категориальному аппарату этнографической науки. В последний период эти понятия все чаще можно встретить в публицистике. Термином "этнос" наряду с термином "нация" стали пользоваться и представители других общественных дисциплин, в том числе и политологии.
Термин "этнос" в современном понимании означает исторически сложившуюся на определенной территории устойчивую совокупность людей, обладающих общими особенностями языка, культуры, быта, психики и самосознанием, отраженном в едином названии и представлениях об общности происхождения. Этническое самосознание того или иного человека проявляется прежде всего в осознании своей принадлежности к определенной этнической общности. При этом имеет значение и пользование национальным языком, отношение к культуре своего народа.
Как видим, в приведенном определении этнос есть общие признаки с традиционной категорией "нация" (территория, язык, психика), но отсутствует такой признак, как общность экономической жизни. Особый акцент при определении понятия "этнос" на общность культуры и этническое самосознание привел к тому, что в последние десятилетия наметилось сближение в понимании этого феномена в русскоязычной и зарубежной (прежде всего в англоязычной) литературе. Это же касается и толкования международных актов, в частности Всеобщей декларации прав человека, в которой понятия "нация", "национальные законы", "национальные суды" даются в этатистском смысле.
Следует отметить и то, что в научной литературе и публицистике стран СНГ понятие "нация" стали употреблять не в сталинской трактовке, а вкладывать в него черты, которые называются при определении категории "этнос", т.е. слово "нация" стало употребляться в качестве синонима слова "этнос".
Ученые стран СНГ по традиции выделяют в "этносе" три его исторических типа: племя, народность, нация. Это деление они связывают с формационной концепцией развития общества, разработанной К. Марксом. Исходя из этой концепции для первобытнообщинной формации характерна этническая общность — племя, для рабовладельческой и феодальной — народность, для капиталистической и социалистической — нация. Нация, народность и племя при общности языка, культуры, территории обычно различаются по численности людей, степени развитости экономики и экономических связей.
Использующиеся в отечественной и зарубежной литературе понятия "этнические (национальные) группы", "этнические (национальные) меньшинства" означают совокупность людей той или иной национальности, проживающих (как правило, рассредоточенной) в инонациональной среде, например евреи, цыгане — в Беларуси, белорусы, украинцы и др. — в России. В американской политологии под этническими группами понимаются и этносы в целом.
По советской традиции в обществоведении и публицистике СНГ широко используется категория национальный вопрос. Под ней понимается ликвидация национального гнета, неравноправия и установление справедливых и равноправных межнациональных отношений, устранение национальных распрей, вражды и подозрений на этнической почве.
Развитию межэтнических отношений обычно сопутствуют такие явления, как национализм и шовинизм. Национализм — идеология и политика, в основе которых лежат идея национальной исключительности и превосходства, пренебрежительное отношение к представителям других этносов. Шовинизм — это крайне воинствующий национализм, предполагающий подчинение одной нации другой, как правило, меньшей — большей.
История этнических отношений в мире свидетельствует о сложности и трудно разрешимости национальных проблем, так как они связаны с такими устойчивыми и деликатными явлениями, как психология, историческая память, национальная гордость, ситуативное поведение, которые нередко носят иррациональный (неразумный) характер.
Политика в области этнических отношений включает непосредственное воздействие политических субъектов (государств, партий и т.д.) на эти отношения. При этом следует иметь в виду, что этническая ситуация, состояние межэтнических отношений, их характер в свою очередь определяют содержание политических программ. К сфере национальной политики относят также национальное самоопределение, сочетание национальных и интернациональных интересов, равноправие наций и народностей, создание условий для свободного развития национальных культур, языков, подготовку и представительство национальных кадров в структурах власти (Тавадов Г.Т. Политика и национальные отношения //Соц. полит. науки. 1991. № 10. С. 22).
Как правило, политическое регулирование национально-этнических отношений основывается на концепциях, господствующих в политических системах. В западной политологии и политической практике довольно длительный период важную роль играли интеграционные (ассимиляционные) теории. В их основу были положены представления западных ученых, политиков и идеологов объединении различных этносов в одну этническую общность, а точнее, о возможности врастания выходцев из различны стран мира в этническое большинство американского, канадского общества и обществ других полиэтнических стран.
Особенно большие надежды на такие теории возлагались в США. Их авторам и сторонникам страна представлялась "плавильным котлом", в котором происходила переплавка различных этнических групп в единую американскую нацию. Осуществляя интеграционные концепции на практике, правительства США, Канады, Великобритании и других европейских стран предприняли ряд мер по снижению этнического и расового противостояния. В первую очередь этому способствовало повышение уровня жизни этнорасовых меньшинств, уменьшение дискриминационных препятствий при устройстве на работу, выборе места жительства, в сферах образования и управления.
Такая политика стимулировалась борьбой этнорасовых меньшинств против различных форм дискриминации. Их выступления получали все большую поддержку прогрессивных сил в среде доминирующих наций. Проведению такой политики способствовали и принятые международные акты, осуждающие расизм и шовинизм. Их невыполнение влекло за собой негативные последствия морального и политического характера.
В Западной Европе сформировалась группа стран, которые в этническом отношении считаются благополучными.Вих числе Швейцария, Швеция, Финляндия, Люксембург и др. Это благополучие достигнуто прежде всего на основе улучшения материального благосостояния этнических общностей, демократизации общественного и государственного строя, роста общей и политической культуры, и в частности культуры межнационального общения.
Несмотря на некоторые позитивные изменения, проблема этнорасового равноправия в ряде капиталистических стран (Канада, Великобритания и др.) все-таки осталась неразрешенной. Получение льгот меньшинствами вызвало возмущение у этнических групп, лишенных таких льгот. Последние расценили такую политику как "расизм наоборот". Вместе с тем недостаточная решенность проблем равноправия обусловливала неудовлетворенность и тех этнорасовых меньшинств, которые имели льготы от государства.
Проблема межэтнических отношений в 70 — 80-е гг. обострилась и в связи с неравномерным экономическим и социально-культурным развитием этнонациональных регионов ряда стран. В Канаде это выразилось в стремлении к самостоятельности франкоязычной провинции Квебек. В Великобритании в это время активизировались автомистские движения в отставших в своем развитии от других регионов Шотландии и Уэльсе, во Франции — в Бретани и на Корсике, в Бельгии — в Валонии. Периодически вспыхивают антирасовые выступления чернокожих в США.
К проблеме регулирования отношений между традиционными этническими группами добавилась проблема взаимодействия коренного населения и мигрантов, многие тысячи которых устремились из стран Африки, Азии и Латинской Америки, а также из стран бывшего социалистического лагеря. Вместе с дешевой рабочей силой, используемой для выполнения непрестижных тяжелых работ, этнорасовых проблемы, связанные с мигрантами, стали возникать также и в благополучных в этническом отношении странах (Швейцария, Швеция и др.). Поток мигрантов увеличил число безработных в этих странах, негативно сказался на состоянии преступности, что вызывает отрицательную реакцию со стороны коренных доминирующих этносов и местных этнических меньшинств.
Реакцией на обострение в ряде стран Запада этнической ситуации была замена господствующих в политике интеграционных, ассимиляционных концепций концепцией плюрализма (много культурности). Последняя исходит из неизбежности и возможности параллельного сосуществования различных расовых и этнических групп, сохранения на длительную перспективу этнических общностей. Основателю плюралистической традиции Г. Каллену Америка виделась не "плавильным котлом", а "обществом-оркестром", в котором естественными инструментами являются этнические группы с их своеобразным "духом и культурой" (Гаевский И.А., Червонная С.А. Национальный вопрос в общественно-политической жизни США. М., 1985. С. 33).
Концепция плюрализма была взята на вооружение пришедшими к власти в ряде капиталистических стран партиями не консервативного направления. Не консервативные политики предприняли попытку осуществить на практике равенство национальных меньшинств с белым населением путем создания условий для "самореализации личности", которая должна зависеть только от склонностей и возможностей индивида. Важнейшим направлением их политики стало поощрение развития частнопредпринимательской деятельности "цветных" и привлечение их в сферу управления. Это сыграло определенную положительную роль в уменьшении в среде цветных безработицы, в росте слоя предпринимателей и управленцев.
Однако программа не о консерваторов столкнулась с такими проблемами, как неравные возможности "цветных" по сравнению с возможностями белых в получении образования, недостаток у предпринимателей-"цветных" капиталов, жесточайшая конкуренция со стороны крупных корпораций и др. Поэтому в среде национальных меньшинств вновь стали активизироваться процессы усиления этноцентризма, выражающегося в отказе от общества "белых", в защите этнической самобытности, борьбе за самоопределение малых этносов.
Причины обострения национально-этнических отношений на территории бывшего СССР.Практика строительства социализма в СССР и других социалистических странах, имея определенные достижения в развитии экономики, образования, профессиональной культуры населявших страну этносов, в целом не дала примера успешного решения национального вопроса, хотя в документах КПСС было заявлено, что этот вопрос разрешен полностью и окончательно. В годы сталинского и брежневского правления, когда активно использовались репрессивные методы и пропагандистские средства, КПСС и Советскому государству удавалось приглушать межнациональную напряженность. С развитием гласности и демократии "замороженные" проблемы стали "оттаивать" и принимать конфликтные формы. Особенно это проявилось на Кавказе, в Средней Азии, Прибалтике, Молдове, а между Азербайджаном и Арменией, Грузией и Южной Осетией, Грузией и Абхазией национальное противостояние превратилось в межэтнические войны.
В основе обострения межэтнических проблем на территории бывшего СССР лежат как объективные, так и субъективные причины.
В качестве объективных причин можно выделить факторы исторического характера, влияние которых на межэтнические отношения сказывается и сейчас. Во-первых, это пестрая мозаика этнического состава бывшей Российской империи (а затем и СССР) с разительными географическими условиями проживания этносов, большими различиями их культур, религий, языков, контрастностью в экономическом и социальном развитии. Все это в совокупности создавало условия для противоречий в межэтнических взаимоотношениях. Во-вторых, жесткий характер национального гнета и политика царизма по принципу "разделяй и властвуй", сохранение национального неравноправия в годы советской власти — все это способствовало накоплению национальной предубежденности в течение многих веков, а то и вражды, проявление которых сдерживалось страхом перед жестоким наказанием со стороны властей. В-третьих, отсутствие традиций устранения возникающих межэтнических противоречий с участием представителей всех заинтересованных в их разрешении сторон и применением лишь переговорных методов.
Наиболее мощная мина замедленного действия была заложена субъективной, волевой деятельностью руководства Советской страны, особенно Сталиным, его окружением и последователями. Среди субъективных факторов, ~ действие которых выразительно проявляется в современной этнической ситуации на территории бывшего СССР, можно выделить следующие.
1. Последствия сталинской политики "автономизация" национального государственного строительства. Первоначально в основе этой политики лежала сталинская идея включения образовавшихся после Октябрьской революции 1917 г. республик в состав РСФСР на правах автономий, что лишало народы возможности иметь свою государственность, а их суверенитет определялся законами, принимавшимися законодательными органами Российской Федерации. После критики этой идеи Лениным, формально согласившись с ней, Сталин стал реализовывать политику "автономизация", используя ленинское положение о приоритетности классовых, интернациональных интересов рабочего класса над интересами наций. В результате такого подхода к национальным отношениям вместо провозглашенного принципа федеративного государственного строительства СССР на его территории было сформировано унитарное государство с жесткой командно-административной системой, которая игнорировала право республик (в том числе и РСФСР) самостоятельно решать свои экономические, социальные и культурные проблемы. Пути, способы и средства их решения определялись московской партийной и государственной бюрократией. Таким образом, не сумев реализовать политику автономизации в рамках РСФСР, Сталин осуществил ее в рамках СССР.
2. Внедрение сталинским режимом в сознание населения страны идеи русской самодержавности, выражающейся в формуле "старшего брата", которым провозглашался русский народ, а всем другим народам отводилась роль младших братьев. Это, естественно, предполагало их неравноправие и вызывало антирусские настроения. "Отцом всех народов", как известно, Сталин считал себя.
3. Произвольное определение власть имущими национальной структуры страны. Это, в частности, проявилось в игнорировании реального существования многих народов. В период между двумя переписями населения (1926 — 1939) из официальной статистики исчезло 130 этносов. Их число было уменьшено со 192 до 62 (Коммунист Белоруссии. 1989. # 11. С. 35 — 36). Такое отношение ко многим народам вызывало у них чувство ущербности и обиды.
4. Игнорирование этнических и исторических факторов при определении государственно-административных границ. В результате этого часть народов оказалась разделенной, в разных национально-государственных образованиях. Так, Нагорный Карабах, 90 % населения которого составляли армяне, был отдан Азербайджанской республике. На Южную и Северную разделена Осетия, Абхазская республика была включена в состав Грузии. Такая политика коснулась и Беларуси, часть районов которой была отдана Польше и Литве. Попытки же восстановить историческую справедливость превращаются в межэтнические конфликты, а иногда и в кровопролитные войны.
5. Несправедливое объявление ряда народов — чеченцев, ингушей, крымских татар и др. — "преступными" и выселение их с исконных территорий проживания из-за того, что отдельные их представители или группы встали на сторону фашистских захватчиков в годы второй мировой войны. Возвращение депортированных народов на свои территории вызывает напряжение и конфликты с людьми, переселившимися сюда из других регионов страны.
6. Пренебрежительное отношение командно-административной системы к национальным языкам, культурам, религиям, традициям, репрессии против национальной интеллигенции, разрушение исторических, культурных (в том числе и культовых) памятников, политика культурной и языковой русификации вызывали у части патриотические настроенных людей негативное отношение не только к политической системе, но и к русским, которые в обыденном сознании нередко считались носителями этой политики.
7. Значительная утеря этносами норм народной морали и этикета (милосердие, почитание старших, гостеприимство и др.), что не могло не сказаться отрицательно на культуре межэтнических взаимоотношений.
8. Недостаточный учет в кадровой политике национального фактора, ограничение представительства в государственных органах и учреждениях коренных этносов или доминирование в них представителей одной нации.
9. Чрезмерная миграция русскоязычного населения, которая привела к значительным этническим диспропорциям в составе населения ряда союзных республик и автономных образований. В результате такой миграции коренные этносы приблизились к переходу или перешли в разряд национальных меньшинств.
Национальная политика, проводимая в СССР, имела мощное идеологическое прикрытие. Главной задачей идеологических органов в сфере межнациональных отношения было теоретически и пропагандистские обосновать развитие тенденции сближения и слияния наций, а в последние годы и существование в СССР новой исторической интернациональной общности "советский народ". Как показывает современное состояние межэтнических отношений на территории бывшего Советского Союза, многое в науке и идеологии было не столько действительным, сколько желаемым. В период перестройки в СССР общность "советский народ" не выдержала проверки на прочность.
Вместе с тем, анализируя межнациональные отношения в годы советской власти, можно найти в их формировании и положительный опыт налаживания межэтнических контактов и взаимосвязей, который было бы неправильно, неразумно отбрасывать. Это касается как производственной, так и бытовой сферы. В частности, к такому опыту можно отнести существовавшие сотрудничество и взаимопомощь в военные и послевоенные годы, производственную кооперацию, создание межнациональных браков, налаживание дружеских взаимоотношений на личностном уровне, взаимообогащение культур, спортивные взаимосвязи и т.д. На уровне личных, семейных и соседских контактов они продолжают существовать в Беларуси, несмотря на различные политические и идеологические коллизии, связанные с суверенизацией республик, утверждением идейного плюрализма.
В обострении межэтнических противоречий роль катализатора играют и факторы, имеющие современное происхождение, связанные с национальной политикой пришедших к власти новых политических элит. Говоря об этой политике, следует отметить ее радикализм в ряде бывших союзных республик или нежелание использовать мирные, дипломатические методы разрешения межэтнических противоречий. Применение же силовых способов их устранения приводит к углублению этих противоречий, к кровопролитным войнам. Яркие примеры дает кавказский регион. К тому же следует добавить, что межнациональные проблемы в сочетании с религиозным экстремизмом используются некоторыми амбициозными политиками в борьбе за власть, позволяют им накопить политический капитал для достижения власти. Поэтому даже там, где с межэтническими отношениями все благополучно, они стремятся "найти" проблемы (чаще всего в истории), обострить их, чтобы впоследствии выступить в качестве "радетелей" за национальные интересы. С этой целью создается образ врага в лице определенного этноса, активно эксплуатируется ухудшение материального положения людей.
Межэтнические противоречия используются в корыстных целях не только теми, кто борется за власть, но и власть имущими для удержания ее в своих руках. Последние нередко стремятся прикрыть этими проблемами некомпетентную политику, коррумпированность или другие неблаговидные деяния.
В обострении межэтнических противоречий заинтересованы уголовно-мафиозные кланы и группировки. Под прикрытием националистических лозунгов они получают возможность грабить, насиловать, расправляться с неугодными и т.п.
На уровне рядового гражданина в основе националистических взглядов и поступков чаще всего лежат невысокий уровень образованности и культуры, стремление компенсировать комплекс неполноценности обвинениями в своих неудачах представителей других наций.
В основе современной политической стратегии решения национально-этнических проблем лежит признание права каждого народа на самоопределение. Это право предполагает свободный выбор народами государственного устройства вплоть до государственного отделения и образования самостоятельного государства, свободный выбор институтов и символов государственности, право каждого народа самостоятельно решать экономические, политические, социальные и культурные вопросы своего раз вития.
При национальном самоопределении необходимо учитывать не только историческое прошлое, как это часто бывает, но и современные реалии, в которых находятся этносы. Во-первых, национальное самоутверждение должно сообразовываться с таким же стремлением других этносов, с желанием сохранить государственно-территориальное и демографическое статус-кво. Во-вторых, при стремлении к автономии или отделению, при попытках возвратить территорию, ранее принадлежавшую тому или иному государству, необходимо предусмотреть последствия принимаемых политических решений и предпринимаемых действий в этих направлениях. Возможно, ради мира, сохранения человеческих жизней следовало бы в некоторых случаях отказаться от немедленного возвращения территорий и радикальной суверенизации, направить усилия на улучшение жизни этносов, сохранение национальной культуры, языка, традиций в условиях существующих государственных образований. Решение территориальных проблем должно осуществляться только посредством переговоров, ибо, как показывает практика, военный путь приводит к человеческим жертвам и страданиям, тупиковым ситуациям.
При решении национальных проблем в первую очередь необходимо учитывать права человека: право на жизнь, достойное существование, выбор местожительства, гражданство и другие права, закрепленные во Всеобщей декларации прав человека. На этой основе можно решить национально-этнические проблемы не только на микро, но и на макроуровне (нации, этнические группы). Реализация народом права на самоопределение не должна исключать их права на объединение в федерации, конфедерации и другие государственные общности. Более того, в современном взаимосвязанном и взаимозависимом мире, особенно среди развитых стран Запада, четко проявляется тенденция к интеграции в экономической и политической жизни. Выражением этой тенденции является стремление и практические действия по созданию единой валюты, органов управления и других интеграционных институтов.
Этнополитическое развитие Беларуси.Формирование белорусского этноса началось в VII — VIII вв. в период славянской колонизации Восточной Европы и завершилось в XVI в., когда белорусские земли входили в полиэтническое феодальное государство — Великое княжество Литовское, Русское, Жемойтском. Для процесса последующего этнополитического развития белорусского этноса было характерно активное воздействие на него внешних сил. С одной стороны, это было влияние Речи Посполитой, образовавшейся после объединения Великого княжества Литовского с Польшей в результате Люблинской унии 1569 г., с другой — с ХVIII в. Российской империи. Находясь в составе первой, белорусское население подвергалось полонизации, в составе второй — русификации. Так, в 1840 г. царскими властями было запрещено даже само название "Белоруссия", а белорусы стали рассматриваться не как самостоятельный этнос, а как этнографическая группа русского народа, ".испорченная" польским, влиянием (Терешкович П.В. Современная этнополитическая ситуация в Белоруссии //Национальные процессы в СССР. М., 1991. С. 154).
Белорусы на своей территории издревле проживали компактным массивом. По данным переписи Российской империи 1897 г., в общей массе населения белорусских губерний они составляли 78 %. Преимущественно это были сельские жители. Второй по количеству этнической группой являлись евреи. Согласно установленной царским правительством черте оседлости они селились в основном в городах и местечках и занимались ремеслами и торговлей. В 1897 г. состав городского населения Беларуси по национальному признаку выглядел следующим образом: белорусов — 17 %, евреев — 57, русских — 17, поляков— 6, остальных национальностей — 3 % (Этнаграфия Белаpyc: Энцыкл. Мн., 1989. С. 361 — 362).
В начале ХХ в. в Беларуси активизировалось национальное движение, проявившееся в развитии национального самосознания, культуры и идеологии, а также в формировании национальных политических организаций. В 1924 г. стала проводиться политика "белорусизации" общественной жизни. Получил преимущественное положение по сравнению с другими белорусский язык. Была создана национальная система образования, включающая и высшую школу, формировались белорусская наука, художественная литература, средства массовой информации. Наряду с этим не ущемлялись языки других народов, проживающих на территории страны. Вместе с белорусским официальными были признаны также русский, польский и еврейский языки. Своим национальным языком свободно пользовались литовцы, латыши и другие этнические группы. Однако процесс этнополитического развития Беларуси был вновь заторможен сформировавшимся в СССР тоталитарным режимом.
Официальная национальная политика привела к тому, что к середине 80-х гг. над белорусской культурой нависла угроза исчезновения. Не стало белорусских школ в городах республики. Во многих сельских школах, формально считавшихся белорусскими, обучение велось также на русском языке. В результате сформировалась большая часть белорусского населения, пренебрежительно относящегося к белорусскому языку и белорусской культуре и по существу значительно потерявшего свое национальное самосознание.
Такая ситуация не могла не беспокоить сторонников белорусского языка и белорусской культуры, особенно в среде художественной и научной интеллигенции. Национальное движение вновь активизировалось. Этому способствовал кризис тоталитарной системы. Во второй половине 80-х гг. проблемы выживания белорусского этноса стали подниматься в прессе. Обострился интерес к национальному языку в среде студенчества и молодых творческих работников. Это привело к возникновению ряда молодежных неформальных объединений ( "Талака", "Тутэйшыя", "Паходня" и др.). В конце 80-х гг. часть активистов национального движения явилась организатором Белорусского народного фронта "Адражэнне", в числе главных задач которого было достижение суверенитета республики. Впоследствии подобные задачи были включены в программу ряда возникших политических партий (Белорусская социал-демократическая громада, Белорусская национально-демократическая партия и др.).
Под давлением национального движения Верховный Совет БССР 27 июля 1990 г. принял Декларацию о государственном суверенитете Белоруссии, а на внеочередной его сессии 25 августа 1991 г. Декларации был придан статус конституционного акта. Сессия приняла закон о новом названии Белорусской ССР. Теперь она называется Республика Беларусь.
Беларусь на сегодняшний день считается благополучной в межнациональных отношениях республикой. Однако это не означает, что здесь нет проблем этнополитического характера. В частности, есть негативное отношение части населения к процессу суверенизации белорусского государства, пренебрежительное отношение к белорусскому языку и культуре.
Главным условием гармонизации межэтнических отношений в республиках бывшего СССР, в том числе и в Беларуси, является решение социальных проблем — продовольственной, жилищной, обеспечения населения товарами массового потребления, работой, справедливой заработной платой, организации достойного человека медицинского обслуживания и др. Мировая практика показывает, что в обеспеченном продуктами питания, жильем, одеждой обществе не так остро ощущаются межэтнические противоречия. Решение острых социальных проблем связывается сейчас с развитием рыночных отношений, восстановлением экономических связей между бывшими союзными республиками и их вхождением в мировой рынок.
Наряду с решением социальных и экономических проблем не менее важна в национальной политике стабилизация политической обстановки на демократической основе. Важным стабилизирующим фактором в успешном решении этнических проблем будет формирование правового государства, в котором бы гарантировались права и свободы всех граждан независимо от их национальной принадлежности, которое бы обеспечивало исполнение установленных законов и способствовало реализации общечеловеческих нравственных норм.
Среди важнейших факторов, от которых зависит укрепление дружеских отношений между представителями различных этносов, — повышение их образованности, общего культурного уровня, в том числе и культуры межнационального общения, возрождение принципов народной морали и этикета, в частности уважения достоинства человека независимо от его этнической принадлежности, толерантное отношение к традициям иноэтнического населения, благородство, милосердие и др.
Учитывая зависимость решения национального вопроса от реализации социальных, экономических и политических задач, следует иметь в виду и то, что этнические отношения имеют свою специфику и относительную самостоятельность, которая, в частности, проявляется в этническом самосознании и этнической психологии, требующих особого внимания и корректности. В связи с этим в национальной политике необходимо качественно новое отношение к национальным культурам, традициям, обычаям и религиям. Исходной позицией здесь должно быть признание самобытности национальных культур и языков, их уникальной ценности и права на существование и развитие. Сохранение такой самобытности должно обеспечиваться правовыми нормами, исключающими всякую дискриминацию и неуважение. Вместе с тем национальная культура должна не игнорировать общечеловеческие культурные ценности, а тесно сочетаться с ними.
Следует отметить, что, по Конституции Республики Беларусь, государство берет ответственность за сохранение историко-культурного наследия, свободное развитие культур всех национальных общностей, проживающих на ее территории. Конституция закрепляет также равенства всех религий и вероисповеданий.
Для Беларуси вместе с проблемой сохранения национальной культуры особенно актуальным остается сохранение белорусского языка.
Важное место в национальной политике должны занимать отделение национального от националистического, раскрытие корыстной сущности национализма и шовинизма. Национализм и шовинизм ведут к унижению достоинства этносов, неравноправию в межэтнических отношениях, обострению их противоречивости и, наконец, к экстремистским действиям, которые могут принимать кровопролитный характер.
Отношение к национализму и шовинизму должно быть однозначно отрицательным. Вместе с тем не следует путать национализм с национальным самосознанием и гордостью, со стремлением честным трудом, без ущемления интересов других наций жить лучше, развивать свою культуру, пользоваться своим языком, обрядами и обычаями.
Гордость за принадлежность к Беларуси, владение белорусским языком, уважительное отношение к белорусской культуре могут быть свойственны не только белорусам, но и представителям других наций, проживающих на территории республики. Гордятся же званием "американец" жители США различной этнической принадлежности, и эта гордость не мешает им чтить свои этнические традиции и культуру.
Таким образом, преодоление этнополитических противоречий в значительной степени связано с дальнейшим переустройством общественной жизни на демократических и гуманистических началах, с развитием этнического и общечеловеческого в культуре и образе жизни этносов.
Дата добавления: 2016-04-06; просмотров: 1115;