ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
Определение и структура политической культуры.Западными политологами было замечено, что даже примерно равные условия развития политических отношений порождают большое разнообразие политических систем. Исследования подтвердили, что, помимо расстановки и соотношения социально-классовых сил, в развитии политических систем большую роль играет политическая культура населения. Пионерами в исследовании феномена политической культуры были американские ученые Г.Алмонд, С.С.Верба, Г.Пауэлл и др.
Что же такое "политическая культура"? Чаще всего под "политической культурой" понимается совокупность политических знаний, ценностных ориентаций, моделей поведения, реализуемых личностями, социальными и политическими общностями в определенной политической системе.
Сущность и характер политической культуры более детально раскрывается через ее структуру. В качестве основных структурных элементов выделяют исторический опыт и политические традиции, культуру политического сознания и культуру политического участия. К структурным элементам политической культуры относят также политические символику, язык, мифы и этику.
Политический исторический опыт — это совокупность политических навыков, знаний, норм поведения, на копленных в процессе политической практики. Опираясь на этот опыт, ставший духовным достоянием истории, политические деятели и рядовые граждане выбирают тот или иной вид и форму политического поведения в конкретных политических процессах и ситуациях.
В ходе исторического развития на характер и черты политической культуры оказывают влияние различные факторы, и прежде всего уровень общей культуры населения и социально-экономические условия. В стране с высокоразвитой культурой и экономикой, многочисленным средним классом, как правило, преобладает и высокий уровень политической культуры и, как следствие, стабильность общественных отношений. Политическая культура как часть политической системы испытывает на себе влияние таких ее элементов, как государство, политические партии, общественные организации, средства массовой информации, а также влияние войн и революций.
Опыт, накопленный в процессе эволюции политических отношений в обществе, приобретает устойчивость и трансформируется в политические традиции, т.е. устойчивые, передающиеся из поколения в поколение явления и нормы поведения. Сила политических традиций настолько велика, что они могут значительно воспрепятствовать эволюционным и революционным преобразованиям в политической системе. Кпримеру, общинное сознание, авторитарные традиции политической власти, память о недавних репрессиях против оппозиции и инакомыслящих, страх перед их возобновлением тормозят реформирование экономической и политической систем в ряде респурик бывшего Советского Союза.
Вместе с тем традиции являются и стабилизирующим фактором. Так, приверженность таким ценностям, как законопослушание, патриотизм, демократия, крепкая семья, нравственность, обеспечивают согласие в обществе, устойчивость политических систем Швейцарии, Англии и других стран Запада.
Политическое сознание — это совокупность политических знаний, идейно-политических убеждений, политических ценностей, ориентаций и установок, которыми определяется отношение людей к политической системе, политическим процессам и явлениям. В зависимости от уровня политического сознания это отношение может быть положительным и отрицательным, активным и пассивным, рациональным (разумным, целесообразным) и иррациональным (неразумным, бессознательным).
Политические знания включают в себя знания о политике, власти, политических режимах, о функционировании государства и других политических институтов, способах влияния на власть, формах участия в политических процессах.
Политические знания и идейно-политические убеждения формируют политические установки и ориентации на определенные ценности (свободу, равноправие, социальную справедливость и т.д.), политическую систему и политический режим, политическую партию или политическое движение и, наконец, на ту или иную форму личного участия в политической жизни и политической деятельности: пассивную или активную, в качестве избирателя или члена политической партии, участника массовых политических акций или политического лидера.
В качестве особого элемента общественного сознания выделяется такое понятие, как менталитет (ментальность). Чаще всего под ним понимают сознательное или бессознательное, логическое или эмоциональное проявление человеком или общественной группой представлений о мире, в том числе и мире политическом, о своем месте в нем. Иными словами, это сформировавшаяся в процессе исторического развития устойчивая модель мышления, идеалов и поведения людей. Это понятие дает возможность отличать одни народы, социальные и демографические группы от других.
Так, исследователи политической культуры граждан США отмечают следующие характерные для них признаки: индивидуализм, высокое гражданское самосознание, склонность к политической состязательности, относительную толерантность (терпимость) к иным политическим позициям, приверженность легитимным (законным) формам политического поведения, ориентация на общественное мнение, взыскательное отношение к политикам и властям.
Политическую культуру россиян отличают прежде всего ориентация на нормы коллективистской морали, идеологизированность населения, склонность к политическому радикализму, политическая лояльность и подданническое отношение к государству, правовой нигилизм, предрасположенность к политическому конформизму, т.е. приспособление к конкретному политическому режиму, политическая наивность, доверчивость и др. (Политология /Под ред. А.А. Радугина, 1996. С. 233 — 234).
Показателями культуры политического участия является прежде всего сознательная политическая деятельность на благо общества, борьба с аморальными явлениями в политической жизни: войнами, терроризмом, коррупцией, нарушениями гражданских прав и свобод.
Существенным структурным элементом политической культуры является политическая символика. Символ это образ, знак, в котором заключен определенный смысл. Через символы выражаются разнообразные политические ценности: суверенитет и мощь государственной власти, единство нации, патриотизм, приверженность демократии, господствующая в государстве идеология и т.д. Посредством символов передаются традиции, подчеркивается связь времен, демонстрируются особенности страны. Политическими символами могут быть графические изображения звезды, креста, полумесяца, свастики, зверей (льва, лошади и др.), птиц, например орла; цвета (зеленый — любимый цвет мусульман, красный — коммунистов, черный цвет— символ скорби в Европе, белый — в Азии).
Главные государственные символы — государственный флаг (стяг), герб и гимн. Являясь элементом общения, эти символы выступают в качестве своеобразных визитных карточек государства, отражающих его отличия от других стран.
Во многом символический характер носит конституция страны. Помимо того, что это основной закон государства, она олицетворяет собой стабильность общества. В некоторых странах, например в США, конституция приобрела характер священного документа наравне с Библией. Гарантом конституции являются их президенты.
Политическими символами являются столицы стран. Часто в средствах массовой информации и политической риторике вместо названия государства употребляются слова типа "Москва", "Вашингтон", "Париж", "Минск" и др. Города являются также символами героизма и стойкости (Сталинград и др.). В качестве символов выступают здания столиц ("Белый дом", "Кремль"), а также крепости (Брестская крепость).
Символический характер носят различные политические ритуалы: торжественное произношение клятвы при вступлении в должность главы государства (коронация королей, инаугурация президентов); парады войск в дни национальных праздников, почетные караулы, возложения венков к обелискам и др.
Особый колорит политической культуре придает политический язык. Постоянно на слуху современного человека такие слова, как "государство", "власть", "президент", "демократия", "диктатура", "мир", "война", "терроризм", "консенсус" и др. Политическое вербальное (словесное) общение дополняется элементами невербального — жестами, голосованием, аплодисментами, рукопожатием, отдачей чести и т.п.
К элементам политической культуры относятся и мифы. Миф — это коллективное фантастическое представление о прошлом. Наиболее распространенным является миф "о золотом веке", который адресуется определенным периодам человеческого общества или государства. Золотым веком Ж.-Ж.Руссо и другие политические мыслители считали период истории до появления государства. Так, к примеру, одна часть граждан России идеализирует времена царского правления, другая — времена Сталина, Брежнева, "когда был порядок и цены каждый год снижались". В среде молодежи заметна мифологизация западного, в первую очередь американского образа жизни.
Через культуру политика взаимодействует с этикой, моралью. Некоторые политологи выделяют как особый элемент политической культуры политическую этику, которую можно определить как совокупность ценностей и норм, ориентирующих и регулирующих действия политиков, а шире — всех, кто вовлечен в сферу политики в качестве активного действующего лица (Бакштановский В.И., Соломонов Ю.В. Введение в политическую этику. М.; Тюмень, 1990. С. 15).
Часто политику называют "грязным делом", понимая под этим проявление аморальности в политической сфере. Действительно, в политической практике нередко приходится сталкиваться с безнравственным поведением: обманом избирателей, использованием насильственных методов регулирования интересов различных групп или отдельных лиц, допущением малого зла во избежание большего. В политической деятельности имеют место и военные конфликты, приводящие к человеческим жертвам. Теоретическое обоснование безнравственности в политике нашло свое отражение в учении Н.Макиавелли и определяется термином "макиавеллизм".
Неизбежны ли проявления аморализма в политике? Следует признать, что на практике это явление достаточно распространено. Хороша та политика, которая проводится в соответствии с общечеловеческими нравственными нормами, в частности со стремлением не допускать в политическую деятельность зла, несправедливости, обмана, решением спорных конфликтных ситуаций посредством компромисса интересов и выбора наиболее приоритетных целей, отвечающих потребностям большинства.
Функции, типы и модели политической культуры. Политическая социализация личности.Политическая культура выполняет ряд функций, важнейшими из которых являются познавательная, коммуникативная, интегративная, нормативно-регулятивная, воспитательная.
Познавательная функция предполагает усвоение знаний о политике и политической власти, о политических системах и режимах, явлениях политической жизни. В итоге в сознании людей формируются политические установки и ориентации, определяются их политическое поведение и участие в политической деятельности.
В результате коммуникативной функции передаются из поколения в поколение политический опыт, традиции, осуществляется взаимодействие различных социальных групп и политических институтов.
Назначение интегративной функции — достижение согласия в обществе на основе общепринятых политических ценностей, согласования интересов различных общественных групп.
Нормативно-регулятивная функция обеспечивает регулирование политических отношений на основе политических решений государственных органов и сформировавшихся у граждан политических ориентаций и ценностей.
Воспитательная функция проявляется в целенаправленном воздействии на политическое сознание и поведение граждан и социальных групп со стороны различных политических институтов. Кроме внешнего воспитательного воздействия те или иные политические убеждения и поведение формируются в результате политического самовоспитания.
Политическая культура — явление сложное. Ее неоднозначность проявляется как в разных политических системах, так и в различные исторические эпохи их развития. Для анализа развития политической культуры используются различные классификации. На сегодняшний день в мировой политологии классической является классификация, разработанная американскими учеными Г.Алмондом и С.Вербой. Они выделили три так называемых "чистых" типа: патриархальную, или приходскую; подданническую, или культуру подчинения; активистскую, или культуру участия.
Патриархальную культуру характеризует политическая неразборчивость, отсутствие интереса к политике, политической системе и политическим институтам, а отсюда и неучастие в политической жизни. Политические ориентации людей растворены в социальных и религиозных установках и ценностях. Такой тип культуры присущ начальным этапам формирования политической системы. Он характерен для африканских племен и автономных общин.
Подданническая культура отличается от патриархальной тем, что в ней присутствует интерес к политике и политическим институтам, но отношение к политической системе в основном эмоциональное (ощущение гордости за нее или, наоборот, неприязни к ней). Носители этой культуры не стремятся воздействовать на власть и ее политику, а предпочитают подчиняться ей, считая, что госyдарство само должно решать их проблемы.
Активистская культура характеризуется активной гражданской позицией, стремлением граждан участвовать в политической жизни и по возможности влиять на политику государства.
Выделив отмеченные типы политической культуры, Г.Алмонд и С.Верба признают, что в чистом виде они не существуют. На практике эти культуры представляют собой сочетание тех или иных типов с преобладанием какого-либо одного из них. На основе "чистых" типов они сформулировали три смешанных: патриархально-подданнический, подданническо-активистский, патриархально-активистский. В качестве оптимальной в цивилизационном плане они определили гражданскую культуру. В ней доминирует при наличии элементов патриархальной и подданнической культуры активистская культура. Такая культура, по их мнению, характерна для США и Англии. Гражданскую культуру отличает вера граждан в законность политических институтов, верность основным направлениям государственной политики, терпимость к проявлениям в политике различных интересов и вера в то, что эти интересы можно примирить и гармонизировать.
Наряду с рассмотренной типологией существует целый ряд других классификаций политической культуры. Так, русский исследователь Э.Я.Баталов различает культуру рыночную и культуру этатистскую. Первой присущи такие элементы рынка, как конкуренция, саморегулирование политических отношений и функционирование политической системы. Для второй характерна определяющая роль государства в регулировании всей политической жизни общества.
Польский ученый А.Бодмер делит политическую культуру на замкнутую и открытую. В первой выразительно проявляется приверженность национальным политическим ценностям и нормам, религиозным и социальным традициям. Такая культура консервативна, существует автономно. Она не воспринимает ценности и нормы, присущие другим политическим системам. Открытый тип культуры характеризуется восприимчивостью к изменениям и использованием ценностей других политических систем.
Определенному политическому режиму свойственно навязывать гражданам страны свои модели политической культуры, основными из которых являются либерально-демократическая и авторитарно-тоталитарная.
Либерально-демократическую модель характеризуют свобода, права человека, гражданское общество, парламентаризм, правовое государство, добровольное и сознательное политическое участие, плюрализм (многообразие) форм собственности, идеологий, мнений, т.е. все то, что принято называть демократией. Причем эти демократические ценности не только декларируются, но и реализуются на практике.
Для авторитарно-тоталитарной модели свойственны единая (общественная) собственность, единая идеология, неприятие плюрализма мнений и инакомыслия, диктатура правящей партии, культ главы государства, государственное регулирование всех сфер общественной жизни, порядок любой ценой, принудительное участие в политической жизни. Права и свободы только провозглашаются, но в действительности не осуществляются.
В политической культуре, помимо типов, выделяют подтипы, или субкультуры: региональные, демографические и др. Так, исследователи региональных особенностей политической культуры Запада отмечают прежде всего либерально-демократические ценности; Востока — приверженность историко-религиозным традициям, ее харизматичность, превосходство административной власти над представительной и судебной.
Различаются политические культуры демографических общностей. Так, нередко различаются требования сельского и городского населения, предъявляемые к кандидатам в органы власти. Имеются отличия в субкультурах пожилых людей и молодежи. Для первых в большей степени характерна приверженность к традициям, для молодежи — к изменениям в политических системах. Имеют особенности политические культуры социальных групп, этносов, религиозных общностей.
Носителем определенного типа или подтипа-политической культуры является и личность. Индивидуальные особенности, участие в политике, качества политического деятеля формируются в процессе политической социализации личности. В этом процессе человек принимает ту или иную политическую роль под воздействием различных факторов и средств политического воспитания.
Под политической социализацией личности понимается усвоение индивидом политических ценностей, норм, установок, образцов поведения (т.е. политической культуры), присущих данному обществу, социальной общности, группе.
Политическое воспитание является частью общего процесса воспитания. Первым средством политической социализации личности является семья. Родители и старшие члены семьи передают ребенку не только свои политические взгляды, но и образцы политического поведения. Политическую информацию ребенок, а затем и подросток получает также из средств массовой информации, от своих сверстников, в детском саду, школе. В более старшем возрасте к политическому воспитанию подключаются общественно-политические организации, высшие и средние специальные учебные заведения, армия, трудовой коллектив. Однако более или менее позиция индивида упорядочивается с накоплением жизненного опыта, в том числе и опыта личной политической деятельности, собственного анализа информации, полученной из различных источников и реальной действительности. Поэтому эффективность форм и средств политического воспитания в значительной степени зависит от связи воспитательной работы с практикой, от политического и педагогического профессионализма субъектов воспитания. Наряду с внешними факторами в политической социализации, безусловно, большую роль играет самовоспитание, в процессе которого под воздействием собственных волевых усилий и целеустремленности личность сама формирует свои гражданские качества.
Развитие политической культуры в Беларуси.Политическая культура в Беларуси развивалась в русле политических культур и культурных процессов, протекавших на ее историческом пути. В ее развитии можно выделить три этапа: первый — досоветский, второй — советский и третий — современный этап.
Начиная со времен феодальной раздробленности в политической культуре страны присутствовали элементы патриархальной, подданнической и активистской культуры. Безусловно, неграмотный или малограмотный трудящийся люд, лишенный информации о жизни общества, проявлял слабый интерес к политике. В большей степени этот интерес обнаруживался в среде богатой части населения. Вместе с тем рядовые жители города и деревни имели возможность участия в местной общественной и политической жизни посредством таких демократических институтов, как вече, городское самоуправление согласно магдебургскому праву, предоставленному многим городам Беларуси, и сельская община.
Городское вече — это собрания граждан, на которых избирались князья, решались вопросы войны и мира и т.д. В письменных памятниках Беларуси времен феодализма наиболее часто упоминается городское вече Полоцка.
Магдебургское право существовало в Беларуси в XIV — ХЧШ вв. По этому праву городским жителям предоставлялась возможность при помощи собственной системы юридических норм самим решать местные экономические и социально-политические проблемы, избирать городское самоуправление, которое осуществляло власть без вмешательства государственных служебных лиц (воевод, старост).
Сельская община (бел. "грамада") имела свои корни в первобытнообщинном строе. Это объединение крестьян, созданное для решения производственных и общественно-экономических проблем деревни.
Характерная черта общины — круговая порука, выражавшаяся в общей ответственности сельских жителей за своевременную уплату налогов и выполнение различных повинностей: содержание дорог, мостов, материальное обеспечение хозяйственных чиновников и находившихся на постое военных. В ее функции входило поддержание дисциплины и правопорядка на территории общины. Посредством народного суда, так называемой "копы", община осуществляла судебные функции. Она защищала своих членов от произвола государственных чиновников, оказывала членам сообщества помощь в кризисных ситуациях (при пожаре, неурожае, в случае болезни и т.д.). Вопросы и проблемы общественной жизни обсуждались на собраниях крестьян, на которых принимались коллективные решения. Поведение на общественных собраниях регулировалось нормами народной морали и этикета. На собрании нельзя было ссориться, свистеть, плеваться. Запрещалось являться на них в нетрезвом состоянии. Нарушителей изгоняли из собрания, наказывали штрафами и розгами. (Грамадск быт культура сельскага насельнцтва Беларус, Мн., 1993. С. 39 — 74). В Беларуси община просуществовала вплоть до первой мировой войны.
В эпоху белорусского Возрождения (XIV — XVI вв.) был заложен фундамент белорусской духовной культуры. В это время сформировались устойчивые черты национального характера и менталитет белорусской народности. В числе таких черт выделяют трудолюбие, выносливость, добродушие, гостеприимство, доверчивость, толерантность, рассудительность.
Длительное существование общины сформировало коллективистское сознание у белорусов, которое стало нормой деловых отношений и ценилось выше индивидуализма. Вместе с тем коллективистское сознание, объединяя людей в рамках общины, на государственном уровне играло разделительную роль. Внутри страны формировалось различное отношение к "своим" и "чужим общинникам, что вело к разъединенности белорусского этноса. Этому способствовало также отсутствие единой религии в Беларуси. Как известно, на ее территории существовал целый ряд религиозных течений: православие, католицизм, униатство, протестантизм и др.
Общинное сознание влияло и на отношение членов общины к государству, которое воспринималось сельскими жителями как ненужное учреждение, ничего не дающее крестьянам, а лишь облагающее их налогами, повинностями и подавляющее протесты против крепостничества.
Различное отношение к общине и государству приводило к формированию стандарта в поведении. Отсюда— осуждение обмана, воровства внутри общины и равнодушное отношение, а временами и одобрительная реакция на эти явления относительно государства, что способствовало развитию правового нигилизма. Община сдерживала развитие предприимчивости у белорусов, которая обычно произрастает на основе не общественной, а частной собственности.
Коллективистские отношения имели место и в городах. Формированию коллективизма трудящегося городского населения благоприятствовали производственные объединения ремесленников: цехи, "сотни", братства, а также общественные объединения наемных ремесленных рабочих (челяди) и учеников, так называемые челядные управы, которые создавались для защиты интересов этих социальных групп. Развитию коллективистского сознания и поведения горожан способствовала эмиграция в города сельских общинников с их социальной психологией.
На политическую культуру Беларуси повлияло и пребывание белорусских земель в составе Речи Посполитой и Российской империи. Власть каждого из этих государственных образований стремилась ассимилировать, растворить ее в своей культуре путем устранения языка, традиций, обычаев и этнического самосознания белорусов. Вместе с тем каждое из них являлось своеобразным каналом проникновения в Беларусь политико-культурных ценностей глобальных культур: европейской и азиатской. Так, через Польшу в Беларусь проникали либерально-демократические ценности Западной Европы: гуманизм, парламентаризм, идеи свободы частной собственности и предпринимательства и др. Вместе с образцами великой русской культуры внедрялись восточные ценности: абсолютизация власти главы государства, его харизматизации, превалирование государственного интереса над частным, исполнительной власти — над представительными органами и т.д.
Отсутствие у Беларуси своей государственности вело к снижению этнического и гражданского самосознания. Отдаленность центральных государственных органов от Беларуси, отсутствие достоверной информации об их деятельности, защита государственной политики церковью вырабатывали у простых людей веру в непогрешимость и невиновность в их социальных бедах государственных правителей. Главным "виновником" тяжелой жизни считались непосредственные работодатели и представители местной власти. Все это вместе с отчужденностью от собственности и власти, социальной и политической незащищенностью приводило к тому, что к свойственной белорусам национальной и религиозной толерантности добавлялась политическая толерантность, нередко превращающаяся в конформистское, раболепное отношение к центральным властям. Социальный протест в большинстве случаев был направлен против помещиков и местных властей.
Несмотря на толерантное отношение к своему политическому и социальному положению в Беларуси всегда находились люди, не мирившиеся с существующим положением, протестовавшие против самодержавия и крепостничества,
католицизма. В их числе К.Лыщинский, Ф.Савич, К.Калиновский и многие другие.
Большой массовости и активности социально-политические движения в Беларуси достигли в начале ХХ в. Развернулась пропаганда либеральных и социалистических идей. Стали действовать политические партии. В их числе особенно заметную роль играла Белорусская социалистическая громада. Появилось большое количество рабочих кружков и комитетов. Разворачивалось профсоюзное движение. Возникли новые формы политической власти— Советы рабочих и крестьянских депутатов.
В начале второго, советского, этапа при создании Белорусской Советской республики были продекларированы многие демократические права и свободы. В 1922 г. Беларусь стала одной из республик Советского Союза. С этого времени политическая культура в ней развивалась в русле тех политических и культурных процессов, которые происходили под влиянием КПСС и советского руководства.
Советский этап в развитии политической культуры нельзя характеризовать однозначно. С одной стороны, значительно возросли политическая образованность населения и политизация массового сознания, с другой — политическое сознание было жестко сориентировано на восприятие единственной идеологии — коммунистической. Трудящиеся получили возможность высказываться в средствах массовой информации, на митингах и собраниях, но она регламентировалась цензурой, партийными и государственными органами. Инакомыслие и взгляды, не совпадающие с официальной идеологией, преследовались вплоть до заключения их носителей в тюрьмы и психические лечебницы.
Участие в политической деятельности частью граждан осуществлялось по необходимости. Всеобщая покорность репрессиям и произволу сочеталась с героизмом в годы Великой Отечественной войны, на трудовых фронтах, при выполнении интернационального долга. Патриотизм совмещался с интернационализмом и ненавистью к капитализму и мировому империализму. Вместе с ограничением политических прав и свобод советские граждане имели право на труд, образование, бесплатное медицинское обслуживание.
Большинство исследователей политической культуры советского периода оценивают ее как создание авторитарно-тоталитарной модели. Утверждению данной модели способствовало в первую очередь воздействие на политическое сознание и поведение граждан целенаправленной политики КПСС и Советского государства, мощной политико-просветительской и политико-образовательной системы, влияние которой подкреплялось страхом перед репрессивными органами. Вместе с этим при объяснении факторов, формировавших политическое сознание и поведение советских людей, следует учитывать и политические традиции большинства народов Советского Союза, в том числе и населения Беларуси. Традиционная бедность большинства сельских и городских жителей, негативное отношение к частному предпринимательству, преуспевающим, богатым людям, общинное коллективистское сознание, постоянные надежды при решении личных проблем на государство и прежде всего на вождей — все это благоприятствовало укреплению общественной собственности, командно-административной системы, веры в хорошего вождя и поиск причин тяжелой жизни в действиях плохих председателей колхозов, директоров предприятий и государственных чиновников. Таким образом, в новых условиях старые политические традиции получили новое идейно-политическое оформление. Модернизированный патриотизм, коллективизм, толерантное (интернационалистское) отношение к другим этносам, харизматическое отношение к вождям стали называться советскими социалистическими традициями. Надо отметить, что закреплению этих традиций способствовало относительное улучшение материального положения населения Беларуси, особенно в "брежневско-машеровские" времена. Следует также заметить, что прочность политических традиций была несколько слабее в западных областях Беларуси, которые меньше времени пребывали в составе СССР и больше подвергались влиянию западноевропейской культуры. Это, кстати, можно обнаружить и на современном этапе.
Развитие политической культуры в Республике Беларусь в нынешних условиях представляет собой сложный и противоречивый процесс. В нем действуют как традиции, так и новые явления. Современная политическая культура включает элементы разных исторических эпох: от патриархальной (общинное сознание) до образцов гражданской политической культуры, ориентации на демократические ценности и демократические преобразования.
Различно и участие населения в политической жизни страны. Одна часть населения проявляет довольно живой интерес к политике, но не стремится воздействовать на власть, предпочитая подчиняться ей, считая, что от их участия в политической деятельности ничего не изменится. Другая, относительно немногочисленная, — пытается активно демонстрировать свои политические взгляды и отстаивать их, участвуя в работе общественных организаций, движений, политических партий, принимая участие в различных политических мероприятиях. Представители этих двух групп в той или иной степени участвуют в выборах и референдумах. Третья часть граждан вообще мало интересуется политикой, будучи целиком занятой своими личными проблемами.
Современная политическая культура республики не только сложна по своему характеру, но и противоречива по направлениям развития, которые отличаются борьбой между традиционными и новыми представлениями о политических ценностях. Эти тенденции особенно заметны стали после "перестроечного смятения" политического сознания масс, вызванного развалом СССР и обвальным разрушением политической системы социализма.
К числу таких тенденций относится консервация сохранившихся социальных и политических установок и возврат к исчезающим ценностям социалистического общества.
В числе таких установок и ценностей можно выделить следующие: порядок и стабильность общественной жизни; ориентации на социальную справедливость и равенство (хотя на практике это равенство в бедности); установка на то, что общественные и личные проблемы могут и должны решать государство и харизматический лидер; коллективизм, ориентация на коллективистские формы профессиональной деятельности (совхозы, колхозы, государственные предприятия); негативное отношение к частному предпринимательству; интернационализм, союзная наднациональная форма государственности; приоритетная ориентация внешнеэкономической и внешнеполитической деятельности на Восток; неприятие инакомыслия и оппозиции.
Носителями этой тенденции являются поколения пожилых людей и часть людей среднего возраста, хорошо помнящих "брежневско-машеровские" времена, когда работа и заработок были гарантированными, а колбаса дешевой, хоть и дефицитной. Социалистические ценности и установки характерны для значительной части политической элиты, многих руководителей промышленных предприятий и сельскохозяйственных коллективов. Особенно активно и настойчиво культивируются они политическими партиями левого направления.
Сторонники нотационной политической культуры ориентированы на либерально-демократические ценности: демократию, и в первую очередь на утверждение реальных прав и свобод граждан (право на частную собственность, свобода слова, печати и др.); правовое государство и гражданское общество, разделение властей; свободу частного предпринимательства, конкуренцию; неприятие авторитаризма и тоталитаризма; государственный суверенитет; приоритетную ориентацию внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности на Запад.
Выразителями нотационной тенденции в развитии политической культуры Беларуси являются значительная часть молодежи, небольшая часть критически настроенных к социалистическим и коммунистическим идеям людей среднего и пожилого возраста. По социальному положению носители этой тенденции — работники, занятые в сфере частного бизнеса и предпринимательства, часть научной и творческой интеллигенции. Активистский элемент нотационной культуры — члены партий и движений правого направления.
Безусловно, выделение этих тенденций в обобщающем плане не означает, что отмеченные традиционные и либерально-демократические политические ценности и ориентации в полном наборе проявляются на личностном уровне. В индивидуальном политическом сознании они могут существовать и в комбинированном виде, в том или ином количестве. В переходный период их сочетание естественно. И относиться к ним следует не с радикально отрицательных и тем более с враждебных позиций, а с точки зрения национальных (государственных) интересов, принимая во внимание мировой опыт и политические традиции населения своей страны.
Политическая культура всегда взаимодействует с экономическими отношениями. Рыночные отношения, как показывает мировая практика, благоприятствуют демократической направленности развития политической культуры, командно-административная экономика обусловливает государственный и авторитарно-тоталитарный характер политической культуры. Не принимать во внимание эту связь в политике нерационально и неэффективно.
Являясь составной частью политической системы, политическая культура испытывает на себе влияние таких ее элементов, как государство, политические партии, общественные организации, средства массовой информации. От культуры их деятельности и воздействия на население во многом зависит будущее политической культуры Беларуси.
Дальнейшее развитие политической культуры Беларуси зависит от хода и характера политических процессов в целом, от того, по какому пути пойдет республика. В значительной степени ее будущее зависит от состояния общей культуры населения республики в целом и культуры политической элиты в частности. Не следует сбрасывать со счетов и внешне культурные факторы, т.е. влияние на нее стран Востока или Запада.
Дата добавления: 2016-04-06; просмотров: 877;