Г) по форме взаимосвязи
со сценой (эстрадой): зал без стационарной сцены и эстрады; зал с традиционной
глубинной колосниковой сценой* (в т.ч. трехпортальной и др.); зал
с традиционной сценой или эстрадой в торце*; зал с трехсторонней
сценой*и трехсторонней сценой античного типа*; зал со сценой-
ареной* или рингом*; зал с панорамной сценой и сценической
коробкой; зал панорамной сценой без сценической коробки*; зал
с кольцевой сценой*; зал с несколькими дифференцированными
(дисперсными) сценическими площадками*; зал со сценой в виде
системы подвижных взаимозаменяемых сценических планшетов с
движением по горизонтали и вертикали, на основе глубинной
сцены-коробки с трюмом*; залы со знаком * наиболее характерны
по схеме взаимосвязи зала и сцены (эстрады).
Д) по степени трансформации: стационарные; стационарные с отдельными элементами
трансформации (подъемно-опускной оркестр, кашетируемый
портал, подвижная авансцена и др.); трансформирующиеся.
В МГСН 4.17-98 определены типы кинозалов в г. Москве, рекомендуемые по вместимости, форме кинообслуживания, виду кинопроекции, уровню комфорта и области применения:
- 1200-800 (универсальный) - кинопремьеры, кинофестивали, кинонедели, концерты, собрания;
широкоформатная, широкая; I-й уровень комфорта; в составе
киноцентров (фестивальных, премьерных кинотеатров);
- 800-600 (универсальный) - кинопремьеры, обычный кинопоказ, концерты, собрания;
широкая; I - II-й уровень комфорта; в составе общерайонного
кинотеатра, обслуживающего жителей планировочного района;
- 600-400 (универсальный) - обычный кинопоказ, концерты, собрания; широкая, обычная;
I – II-й уровень комфорта; в составе районного кинотеатра или в
многозального комплекса (многопрограммного кинотеатра);
- 500-200 (универсальный) - демонстрация детских фильмов; широкая, обычная;
II – III-й уровень комфорта; в составе детского кинотеатра
или в составе районного кинотеатра;
- 400-200 (универсальный) - демонстрация «трудных» кинолент, фильмов прошлых лет,
кинолекторий, дискуссионный клуб; щирокая, обычная; I – II-й
уровень комфорта; в составе «студийного» кинотеатра,
кинокомплекса, клуба;
- 300-100 - обычный кинопоказ; обычная; II – III-й уровень комфорта; кинозал
для обслуживания жителей микрорайона в составе общественного
центра, встроенный(пристроенный) в жилое здание, гостиницу
или в составе кинокомплекса;
- 200-100 непрерывный показ; обычная; III-й уровень комфорта; кинотеатр
«экспресс» в местах интенсивного пешеходного потока, в
транспортных и пересадочных узлах, на вокзалах, в аэропортах.
Приоритетными вместимостями являются для кинозалов – 100-300 мест, а для видеозалов – 40-80 мест.
В МГСН 4.17-98 установлена следующая номенклатура типов клубов, рекомендуемых для г. Москвы с учетом числа посетителей, отношением вместимости помещений зрелищной и клубной частей, области применения и назначения:
Досуговые клубы:
Тип 1 – с универсальной гостиной – 50-250 посетителей; 1:0,2-1:1; МК, ГК; обслуживание
жителей жилых районов, микрорайонов, жилых групп
(в основном маломобильных – пожилых, детей, семей
с маленькими детьми); придомовые семейные, детские,
спортивные, самодеятельные клубы по интересам.
Тип 2 – с универсальным залом – 250-1000 посетителей; --- ; МК, ГК, ГДК; массовые зрелища,
развлекательный досуг молодежи и других групп населения.
Тип 3 – с универсальной рекреацией – 250-1000 посетителей; --- ; МК, ГК, ГДК; массовые
зрелища, развлекательный досуг молодежи и других групп
населения.
Тип 4 – комплексы клубного досуга – 150-1000 посетителей; 1:0,5-1:1,5; ГДК; развлекательный,
физкультурно-оздоровительный досуг различных групп
населения.
Профильные клубы - 300-1500 посетителей; 1:1-2:1; ГК, ГДК.
Тип 1 – группа отдыха и развлечений – 150-1000 посетителей; --- ; развлекательный досуг,
оздоровительные занятия, компьютерные игры, обучение.
- лекционно-информационная
группа - 150-500 посетителей; --- ; лекционно-информационная
деятельность, выставки.
Тип 2 – - 300-1000 посетителей.
- лекционно-информационная
группа - 150-170 посетителей; лекционно-информационная
деятельность, выставки.
- кружково-студийная группа - 150-300 посетителей; компьютерное оборудование,
игры, кружково-студийные занятия.
Клубные блоки* ГК, ГДК.
Тип 1 – лекционно-информационный – 100-200 посетителей; ГК, ГДК; лекционно-
информационная деятельность, выставки.
Тип 2 – кружково-студийный - 100-300 посетителей, компьютерное оборудование,
игры, кружково-студийные занятия.
Любительские клубы 150-1000 посетителей; ГДК; исполнительское творчество,
активный отдых, занятия ремеслами, техникой, клубы
коллекционеров и знатоков, спортивные, туристические,
дискуссионные и пр. клубы.
*Клубные блоки предназначены для реконструкции клубных зданий, приспособления для клубной работы общественных и жилых зданий и помещений, создания на базе клубов культурных центров.
Обозначения:
МК – клуб городского микрорайона, жилой группы;
ГК – клуб центра жилого района;
ГДК – клуб центра планировочного района, городского центра.
Культурно-зрелищные учреждения (театры, концертные залы, кинотеатры, клубы) как типологически близкие архитектурные произведения, отражают и способствуют развитию важной культурно-эмоциональной стороны жизни людей. Все здания указанных учреждений возникли в разное время в процессе длительного исторического развития человеческой цивилизации и культуры на основе древних обрядов, ритуалов, культовых церемоний, народных празднеств, гуляний, других массовых действий, носящих обязательные элементы зрелищности.
Театры –древнейшие общественные сооружения едва ли не у всех народов мира. Современная архитектура театров впитала в себя, в неравной, правда, степени, и продолжает использовать различные функционально-планировочные и объемно-пространственные формы театров прошлого. Театральная архитектура в своей эволюции создала широкую панораму композиционно образных решений. Но всегда в основе театрального здания любой жанровой специфики есть сцена и зрительный зал – два самых важных составляющих элемента.
Демонстрационный (сценический) комплекс, помимо сцены, включает помещения, обеспечивающие процесс подготовки и осуществления сценического действия: артистические уборные, помещения персонала, администрации, мастерских, складов декораций и т.п.
Зрительный комплекс,это зрительный зал и помещения, обслуживающие зрителей: вестибюль, гардероб, фойе, кулуары, буфеты, туалеты и др. Демонстрационный (сценический) комплекс намного сложнее зрительного и составляет 60-70% от общей кубатуры здания.
История развития театрального здания – это история развития и поисков наиболее рационального и гармоничного взаимоотношения этих его двух основных функциональных комплексов. Истоки современного театра – театрализованные празднества в древней Греции, посвященные борьбе бога Диониса с зимой. История развития античного театра (от VI в. до н.э. – до IV в. н.э.) завершилась новой формой театральных представлений – выступление актера и хора – и соответствующей ей грандиозной естественной архитектурной формой театра. Место орхестры – круглой площадки у подножия холма, усыпанной песком и предназначенной для танцев, заняли специальные подмостки (будущая сцена); сзади орхестры появилось сооружение с помещениями для переодевания актеров и хранения бутафории – скене; приподнятая площадка между скеной и орхестрой получила название просцениума, т.е. места, где говорят.
Греческие театры (от латинского theatron – места для зрителей, размещенные концентрическими ярусами) достигали очень внушительных рамеров. Диаметр тетра в Эгесте – 63 м, в Сиракузах – до 150 м, вместимость до 40 тыс. зрителей. Театр в Эпидавре (IV в. до н.э.) диаметром 118 м обладал великолепной акустикой и вмещал до 150 тыс. человек. Кроме открытых театров в Греции строились закрытые театры – «одеоны» меньшей вместимости.
Демократическая основа греческих театров предопределила их типологическую однородность и принципы формирования – концентрическое амфитеатральное размещение зрительских мест вокруг орхестры.В более поздних римских театрах произошло объединение скены и зрительской части в единый объем путем выдвижения просцениума вперед на 0,5 орхестры (оставшаяся часть предназначалась для сенаторских мест). Приближение зрителей повлекло снижение высоты скены до 1,5 м при средней ее глубине до 7-8 м (от 4 до 25 м).
Только в XVI начале XVII вв. (в конце эпохи Ренессанса-Возрождения) в Италии возник новый театр – ранговый или ярусный. Дифференциация публики по общественному положению получила отражение в распределении ярусов: верхние для низших слоев и нижние для высшего света. Появление оперы потребовало увеличения зрительских мест в зале без изменения его размеров и удаления зрителей от сцены. Прообразом ярусного театра могли послужить итальянские дворы, дворы гостиниц, с выходящими в них балконами и галереями. А сословно-классовая разобщенность общества привела к делению ярусов на отдельные ячейки-ложи.
Стремление к улучшению акустических свойств залов стало причиной возникновения нового типа зала – в виде усеченного конуса или подковы. Применение сменных декораций и большое число участников сценического действия привели к глубинной сцене с кулисами.
С начала XIX в. театр - центр великосветской жизни. В театр зрителей теперь привлекала возможность демонстрации самих себя. Это во многом определило архитектурное решение театрального здания, в первую очередь, зрительного зала. Его архитектура подчинялась идее выражения сословной иерархии общества в структуре ярусов и лож, в их убывающем декоре снизу вверх. Театральный зал стал нарядным салоном, отделенным от сцены богато украшенным порталом, разделявшим как бы два мира; к контакту актеров со зрителем и не стремились. При этом большое внимание уделялось вестибюлям, фойе, кулуарам и парадным, торжественным лестницам. Таким и дошло до нас традиционное, классическое решение здания театра.
Что касается развития театра и театрального здания в России, то достаточно сказать, что когда в театральном Лондоне в группе зрелищных построек вдоль Темзы уже ставились драмы У. Шекспира (1564-1616 г.) в Древней Руси были еще странствующие актеры – скоморохи и только в начале XVII в. появился кукольный Петрушка. История театров Москвы также, как и всей России, подтверждаемая документами, начинается с конца XVII в.
В 1672 г. царь Алексей Михайлович Романов приказал построить «Комедийную храмину в селе Преображенском, где 17 октября и состоялся первый спектакль «Артаксерксово действо». Современники утверждают, что царь смотрел этот спектакль «целых десять часов, не вставая с места». Потом в кремлевских палатах (за пять дней!) был оборудован новый театр и в Москве их, вместе с театром в доме боярина И. Милославского, стало три. Любопытно, что эти театры уже имели кулисы и «рамы перспективного письма», сразу таким образом «прыгнув» в итальянскую коробку сценического пространства. Правда, после смерти А.М. Романова в 1677 г. театры были закрыты и редкие спектакли продолжали давать только в доме Ф. Я. Лефорта – сподвижника Петра I.
Лишь в конце 1702 г. по указанию Петра I на Красной площади у Никольских ворот (на месте Исторического музея) встала «Комедийная храмина», а за ней появились и другие театры (в Измайловском дворце, в Сухаревой башне) где давали спектакли при помощи крепостных актеров и приглашенных любителей. Так продолжалось до 1740-х годов, когда арх. В. Растрелли по указанию императрицы Елизаветы построил в Москве два театра (на Красной площади и на Яузе), сгоревших от пожаров через несколько десятилетий. История театральных зданий Москвы тех лет – это история грандиозных пожаров, продолжавшихся до конца XIX в.
Самые старые театры в Москве, сохранившиеся и используемые сейчас по своему прямому назначению – Государственные академические Большой (арх. О. Бове, А. Кавос, 1825 г., 1856 г.) и Малый (арх. О. Бове, 1824 г.), а также дом генерала Полторацкого (арх. О. Бове, 1821 г.), ставший только в 1936 г. Центральным детским театром (РАМТ). В течение почти 60 лет XIX в. в Москве господствовало только два казенных театра – Большой и Малый.
На рубеже XIX и XX вв., весь XX век и, даже в начале XXI века строились новые и реконструировались старые здания театров Москвы, увеличив их число от нескольких единиц до двух с лишним сотен. Развивались и направления типологии зданий театров - от расширения диапазона вместимости и числа залов, до расширения состава и увеличения площадей помещений в зрительской и сценической частях. Ослабевали или усиливались и различные тенденции-поиски новых форм здания - от «оптимального», до конкретно-жанрового.
Сегодня мы наблюдаем интереснейший процесс, когда на смену барочному, ярусному театру и многолетним поискам идеального построения зала и сцены пришла простая и ясная идея: современному зрителю интересно видеть все типы театров, какие знала история, - и парадные театры с глубинной сценой, и античные амфитеатры, и театры со сценой-ареной, трехпортальной сценой, большие и малые, гигантские и интимные. Появились и трансформируемые театры, изменяющие в зависимости от постановки взаимную планировку сцены и зала. Таким образом, история становления и развития зданий театров Москвы в какой-то мере отражает процесс развития самого театра. И наметившееся сегодня тяготение к разнообразию функционально-планировочных и архитектурно-пространственных решений его здания, современного, удобного и комфортного как для актеров, так и для зрителей, это подтверждает.
Концертные залы не имеют таких давних традиций своей архитектуры как театры. В Европе раньше концерты давались в дворцовых залах – иногда в специальных залах ратуш. Церковная музыка исполнялась в соборах и церквях России. Хотя между концертами и театральными представлениями имеется разница, по характеру процессов здания концертных залов близки театральным. Не случайно в первых концертных залах эстрада отделялась от зала порталом.
Эстрада и зрительный зал– самые важные, взаимосвязанные части демонстрационного и зрительного комплексов любого концертного зала, независимо от его жанровой специфики.
Демонстрационный комплекс -помимо самой эстрады или сцены включает помещения для подготовки и осуществления того или иного концертного выступления: артистические комнаты, помещения «накопления» выступающих, туалеты, оперативные склады для инструментов, декораций, мебели, одежды, помещения технического персонала, администрации и др.
Зрительный комплекс - сам зрительный зал и помещения обслуживающие зрителей: вестибюль, гардероб, фойе, кулуары, буфеты, туалеты и др. При этом зрительный комплекс больше демонстрационного и составляет 60-70% от общей кубатуры здания.
Интересно, что зданий концертных залов в столице в десятки раз меньше чем зданий театров.
Первым концертным залом в Москве стал главный зал Благородного дворянского собрания (Колонный зал Дома союзов) – замечательное детище арх. М. Казакова (1790-е гг.). Большое количество деревянных конструкций (колонны тоже из дерева!) и форма потолка создали самые благоприятные условия для отличной акустики. К тому же зал был универсальным – там проводились балы, приемы, музыкальные концерты (на паркете пола устанавливались кресла). Сейчас, после разных реконструкций Колонный зал вмещает 1380 кресел и используется Московской филармонией как лучший зал Москвы по своим акустическим свойствам.
Только в 1898 г. на месте усадьбы княгини Е. Дашковой, а потом графа М. Воронцова во флигеле нового здания (арх. В. Загорский) открылись классы и Малый концертный зал, а в 1901 г. и Большой зал (на 1700 мест) Московской консерватории (созданной в 1866 г. Н. Рубинштейном). Великолепная акустика обеспечивалась за счет пустотелых керамических емкостей, вмонтированных в свод. Вот уже более 110 лет с этим образовательным комплексом, одним из главных центров музыкальной жизни государства связаны имена лучших композиторов, дирижеров, музыкантов и певцов России, а также всего мирового исполнительского искусства.
В октябре 1940 г., после многолетних попыток проектирования и строительства на Триумфальной площади Государственного театра им. В. Мейерхольда (ГосТИМ) с необычно-интересным зрительным залом-амфитеатром и сценой-эстрадой, по проекту арх. Д. Чечулина была завершена отделка этого здания, переданного в 1938 г. Московской филармонии как концертный зал. Зал рассчитан на 1565 мест и состоит из небольшого партера, вместительного 3-х ярусного амфитеатра, 2-х ярусов балконов и носит имя великого русского композитора П.И. Чайковского, являясь основной концертной площадкой столицы.
Повествуя о концертных залах Москвы, следует упомянуть Большой, Малый залы и Музыкальную гостиную комплекса зданий Российской Академии Музыки им. Гнесиных (основана в 1944 г., арх. А. Тишин и др., 1947 г.). Единое пространство Большого зала с эстрадой, партером и амфитеатром с баллюстрадой отличается особой демократичностью архитектурного решения и отличной акустикой, особенно, при исполнении камерной музыки.
Следует упомянуть и про возведенный напротив Новоспасского монастыря в 2002 г. Московский Международный Дом Музыки, входящий в комплекс зданий Культурного центра «Красные холмы» (арх. Ю. Гнедовский, В. Красильников, Д. Солопов, С. Гнедовский и др., 2000-2005гг.). В Доме музыки несколько залов – главный Светлановский на 1734 места, названный по фамилии известного дирижера Е. Светланова, где установлен самый большой в России орган, театральный на 530 мест и Камерный на 573 места. Хотя разработчики, наверное, и уделяли внимание естественной акустике концертных залов, она оказалась не на высоте профессиональных требований. В конце-концов, пришлось прибегнуть к помощи электроники.
Кинотеатры – относительно молодой вид специфического зрелищного здания. В 1895 г. братья Люмьер организовали в подвале «Гранд-кафе» в Париже первые публичные демонстрации кинофильмов на экране. Спустя десятилетия, кинематограф стал самым массовым искусством и «завоевал» миллионы поклонников по всему свету. Для повышения доходности сооружались кинотеатры с залами до 6000 мест, где удаленность зрителя от экрана достигала 75 м.
За сто с лишним лет во всем мире возникла обширная сеть кинотеатров, демонстрирующих звуковые, цветные, стереоскопические, широкоэкранные, широкоформатные, панорамные и даже 3-D фильмы, делающие кинопоказ виртуально-реальным.
Здания кинотеатров подразделяются на круглогодичные и сезонные, закрытые и открытые.Они бывают однозальными и многозальными, отдельно стоящими и встроенными, с универсальными (кино-концерт-собрание) и специализированными залами (художественных фильмов, хроники, повторных фильмов, мультфильмов и др.). Кинозалы часто включаются в состав общественных и торговых центров в качестве неотъемлемой, дополнительной услуги и т.д.
Зрительный зал может быть прямоугольной, трапециевидной, полукруглой формы. Длина зала не должна превышать 45 м – для кинотеатра круглогодичного действия и 60 м – для кинотеатра сезонного действия. За рубежом распространены «автомобильные» кинотеатры на 500 – 1500 и более автомобилей с удаленностью зрителей от экрана шириной 20-40 м на 200 м.
В России и в Москве здания кинотеатров (электротеатров) появились в начале XX в., а первый киносеанс состоялся 26 мая 1896 г. в саду «Эрмитаж». Одним изкрупнейших кинотеатров в России стал «Художественный» на Арбатской площади (А.Ханжонков, арх. Н. Благовещенский, 1909 г., перестроен арх. Ф. Шехтелем в 1912-13 гг.); позже появились «Гранд Электро» (1913 г.) и «Уран» на Сретенке (1914 г.), «Форум» на Садовой-Сухаревской (арх. Ф. Кольбе, 1914 г.), «Колизей» на Чистопрудном бульваре (арх. Р. Клейн, 1914 г.) и др.
После Октябрьской революции 1917 г. и разрухи гражданской войны кинопоказ в Москве пришлось создавать заново. Наряду с возрождением уже существовавших отдельных и встроенных в здания кинотеатров открывались и новые в авангардных зданиях рабочих клубов или отдельно стоящие. Ярким примером является гигантский по тем временам кинотеатр «Ударник» в жилом квартале-комплексе ВЦИК на ул. Серафимовича (арх. Б. Иофан, 1928-1931 гг.). Помимо новшеств кинопоказа, в зрительном зале на 1,5 тыс. мест была предусмотрена еще и раздвигающаяся крыша. К началу Войны 1941-1945 гг. было построено еще несколько крупных кинотеатров подобных «Родине» на Семеновской площади (арх. В. Калмыков, 1935-1938 г.) и др.
С конца 1940-х и до конца 1950-х гг. был следующий этап активного строительства новых, встроенных в жилые здания и отдельных зданий кинотеатров. Даже «сталинские» высотки обзавелись небольшими кинотеатрами: «Иллюзион» на Котельнической набережной, «Баррикады» на площади Восстания. На Цветном бульваре появился панорамный кинотеатр «Мир» на 1450 мест (арх. В. Бутузов и др., 1958 г.). В центре и на окраинах строились двухзальные кинотеатры по образцовым проектам арх. И. Жолтовского в стиле сталинского ампира: «Буревестник» на Коровьем валу, «Слава» на шоссе Энтузиастов, «Победа» на Абельмановке и др.
С 1960-х и по 1990-х гг. в центре Москвы стали появляться крупные широкоформатные кинотеатры: «Россия» с тремя залами (главный на 1450 мест) на Пушкинской площади (арх. Ю. Шевердяев и др., 1961 г.), киноконцертный зал «Октябрь» на Новом Арбате (арх. М. Посохин и др., 1967 г.), «Дом кино» на Васильевской улице (арх. Е. Стамо, 1968 г.), «Новороссийск» на Садовой-Черногрязской и целый ряд средних однозальных и двухзальных кинотеатров в жилых районах на окраинах города: «Первомайский», «Владивосток», «София», «Саяны» и др.
Однако, с начала 1990-х гг. и по сей день из-за постоянных экономических кризисов строительство кинотеатров в Москве приостановилось, существующие кинотеатры большой вместимости в центре, а средней и малой вместимости на окраинах города стали терять большинство своих зрителей, разоряться, приходить в упадок, сноситься или перепрофилироваться в другие, более востребованные горожанами, зрелищные учреждения.
Клубы - учреждения для проведения досуга людей, объединяемых общими любительскими интересами. Прототипы клубов возникли давно. Учреждения досуга античности представлены греческими гетериями, римскими коллегиями. В средние века были союзы мейстерзингеров, камеры риторов и т.п. Предшественники современного клуба в функциональном смысле – различные группы, кружки, «братства» и другие организации разной досуговой деятельности.
В XVIII в. за такими сооружениями в Англии закрепился термин «клуб». Самым распространенным типом клуба становилось здание с двумя разными видами деятельности: массовой, развлекательной (зрелищная часть) и камерной, кружковой (клубная часть).
Зрелищная часть включает зрительный зал и сцену (эстраду) многоцелевого использования (кинопоказ, спектакли, лекции, собрания и т.д.), а также обслуживающие помещения (вестибюль, фойе, буфет, артистические, туалеты, склад декораций, мебели и др.). При этом фойе используется как для накопления зрителей перед залом, так и для устройства выставок, танцев и т.п.
Клубная частьвключает, кружковые комнаты, гостиные, библиотеку с читальным залом, лекционный зал-аудиторию, кафе и др., которые обычно группируются в блок (блоки), работающие независимо (со своими входами, вестибюлями и т.п.) от зрелищной части.
История развития клубного здания – это история поисков наиболее рационального и гармоничного взаимодействия этих его двух функциональных частей. С XVII в. в Англии, а с середины XVIII в. и в России, Москве стали возникать буржуазные «английские клубы» – чисто развлекательные и досуговые учреждения, объединявшие аристократическое общество.
В Москве известны сохранившиеся здания: Английского клуба (с 1772 г.) на Тверской улице, 21 (арх. А. Менелас, 1817 г.); Благородного дворянского собрания (с 1783 г.) на улице Охотный ряд, 2 (арх.М. Казаков, 1787 г.); Немецкого клуба (с 1819 г.) на Пушечной улице, 9; Купеческого собрания (с 1786 г.) на М. Дмитровке, 6 (арх. И. Иванов-Шиц, 1909 г.) и др.
С началом реформ 1860-х – 1870-х гг. возникли клубы московской интеллигенции: Собрание врачей, Педагогическое собрание, Юридическое собрание, а также кружки деятелей литературы, искусства и др. В конце XIX в. в России появились и первые спортивные клубы.
С XIX в. в противопоставление «английским клубам» в Европе, а потом и у нас в России, стали возникать «пролетарские», «народные» клубы и дома. В ходе Революции 1905-07 гг. возникли партийные и рабочие клубы, где устраивались политические собрания, лекции.
После октября 1917 г. клуб стал одним из основных проводников политики и идеологии советской власти. Под клубы использовали особняки, усадьбы, церкви и пр. Тогда же стали проводить архитектурные конкурсы на новые типы социалистического клуба.
В истории становления советского клуба можно выделить несколько этапов:
- Первый этап (1920-е – 1930-е гг.) –поиск нового типа пролетарского клуба и его форм – от клубов до огромных Дворцов и Домов культуры, сочетающих объемы театра с массой помещений для клубной работы. Это: Дом культуры железнодорожников на Комсомольской пл., 4 (арх. А. Щусев, 1925 г.); Клуб завода «Каучук» на ул. Плющиха, 64 (арх. К. Мельников, 1927 г.); Клуб им. С. Зуева на Лесной ул., 18 (арх. И. Голосов, 1928 г.); Клуб им. И. Русакова на Стромынской пл., 10 (арх. К. Мельников, 1929 г.); Дворец культуры ЗИЛ на Восточной ул.. 4 (арх. Л. и А. Веснины, 1937 г.).
- Второй этап (1940-е - 1950-е гг.) –есть официальная концепция типового клуба, его задачи и виды деятельности. Увеличена клубная часть и площадь клуба с соотношением зрелищной и клубной частей 1:1 - для клубов с залами на 600 мест и до 1:0,6 - для небольших клубов.
- Третий этап (1960-е – 1980-е гг.) –самоорганизующие основы клуба исчезли из-за территориального управления. Победило типовое проектирование, зависящее от числа обслуживаемого населения. Интересы людей не учитывались, ситуация для клубов стала кризисной.
- Четвертый этап (1990-х гг.) - -идет развитие новых форм клубной работы и ведется поиск новых соответствующих форм и типов клубных зданий: всевозможные любительские объединения, клубы «шахматные», «неформалов», «авангардистов», общества «Мемориал», «Милосердие», клубы афганцев, ветеранов, деловых людей, коллекционеров, собаководов и др.
4.Лекция «Здания и комплексы предприятий торговли, питания
и бытового обслуживания населения»
Предприятия розничной торговли
Согласно приведенному в обязательном приложении 1* к СНиП 2.08.02-89* «Общественные здания и сооружения» Перечню основных групп зданий и помещений общественного назначения к группе 3. «Здания и помещения сервисного обслуживания населения» относится подгруппа 3.1. «Предприятия розничной и мелкооптовой торговли».
Одним из основных факторов, определяющих жизненные условия в городах, является организация сетей предприятий обслуживающих население, и в том числе особенно предприятий розничной и мелкооптовой торговли. Ведь торговые предприятия – это всегда объекты мощного притяжения людей, те места в городе, куда стекаются большие, оживленные пешеходные и транспортные потоки и где вообще очень высока интенсивность городской жизни.
Сеть предприятий розничной торговли продовольственными и непродовольственными товарами, как сеть наиболее массовых общественных зданий, играет большую роль в создании архитектурного облика любого города и конечно такого как столичный мегаполис – город Москва.
Современные основные предприятия розничной торговли в городе представляют собой:
Универсам (супермаркет) магазин самообслуживания с универсальным ассортиментом
продовольственных товаров и ограниченным ассортиментом
непродовольственных товаров повседневного спроса.
Мини-продукты (минимаркет) магазин с узким или ограниченным ассортиментом
продовольственных товаров при площади торгового зала
не более 50 кв. м.
Гипермаркет магазин самообслуживания с универсальным ассортиментом
продовольственных и непродовольственных товаров
преимущественно повседневного спроса (торговой площадью
от 5000 кв. м, при использовании до 50% от торговой
площади под размещение непродовольственных товаров).
Торговый центр комплекс функционально и пространственно
взаимосвязанных предприятий и учреждений: магазинов
разных типов, а также предприятий питания, бытового
и других видов обслуживания, размещаемых на одной
территории или в едином объеме.
Согласно действующим в настоящее время на территории г. Москвы МГСН 4.13-97 «Предприятия розничной торговли» и Изменениям (выпуски 1, 2, 3) к ним:
Предприятия розничной торговли (магазины) создаются как объекты «функциональной системы» обслуживания населения города и условно подразделяются на две категории:
Первая категория – массового (стандартного) обслуживания – рассчитана на пешеходную доступность (с минимальными затратами времени населения), связь с транспортными путями в зонах повседневной деятельности человека и осуществляется – на местах, непосредственно в жилых зонах, в местах приложения труда, на транспортных узлах и в зонах отдыха.
Вторая категория – индивидуального (специального, избирательного), целевого обслуживания –рассчитана на затраты части времени с использованием транспортных средств и осуществляется в системе торговых центров городского значения по всей территории города.
При этом городские предприятия розничной торговли размещаются в отдельно стоящих зданиях, рыночных комплексах, общественных зданиях или центрах, в многофункциональных комплексах, а также встроенными (встроено-пристроенными) в жилые здания или здания иного назначения, либо пристроенными к этим зданиям. На основе перечисленных типов зданий предусмотрена возможность формирования торговых центров.
В г. Москве принята следующая классификация (классификационные группы) основных типов предприятий розничной торговли (магазинов):
ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫЕ
Дата добавления: 2016-04-06; просмотров: 1600;