Тем не менее, к 1915 г. в Москве существовало уже около 100 спортивных организаций, объединявших более 5,0 тыс. физкультурников и спортсменов.

Работа по развитию физической культуры и спорта продолжилась в новом, массовом формате с приходом новой, советской власти в октябре 1917 г. Уже в 1918 г. была создана первая в стране государственная организация – «Всеобуч» в рамках которой осуществлялась физическая и допризывная подготовка широких масс молодежи. В этом же году на улице Казакова на территории бывшей усадьбы и дворца А.К. Разумовского разместили Курсы подготовки преподавателей физической культуры (потом – ГЦИФК, просуществовавший там до 1980-х гг.).

К 1919 г. в Советской России насчитывалось 32,2 тыс. физкультурников, а в 1925 г., – уже 250 тыс. После окончания Гражданской войны проектирование и строительство различных спортивных сооружений стало частью государственной социально-экономической политики.

Строительство крупных капитальных спортивных сооружений в СССР началось с середины 1920-х гг. Так в 1927 г. вводится в строй стадион Юных пионеров в Москве. В 1928-29 гг. в Пролетарском районе сооружен крытый учебно-спортивный бассейн с ванной 25,0х13,5 м, прыжковыми устройствами и трибунами на 600 мест. В 1928 г. по проекту арх. А.Я. Лангмана и Л.З. Чериковера завершилось строительство стадиона «Динамо» с трибунами на 35 тыс. зрителей и мотовелотреком. В 1935 г. трек был разобран, что позволило увеличить вместимость трибун до 55 тыс. мест и стадион стал крупнейшим в Европе, где тогда проводились Олимпийские игры.

С 1931 г. в Москве велось широкое проектирование и строительство спортивных сооружений при возводившихся промышленных предприятиях, ВУЗах, клубах, Домах культуры, лечебно-профилактических учреждениях. Это были крупные стадионы (как стадион на 100 тыс. мест в Измайлово), физкультурные и спортивные площадки для игровых видов спорта в парках культуры и отдыха, спортивные залы для различных видов спорта, лыжные базы в Сокольниках, Измайлово, водные станции на Москве реке, водный стадион на Химкинском водохранилище и др. В то время под спортивные цели отдавались даже православные храмы. Так в трапезной Высокопетровского монастыря до 1992 г. была школа спортивной акробатики.

К 1940 г. в СССР насчитывалось более 82 тыс. спортивных сооружений различного типа: более 370 стадионов, 6 тыс. спортивных залов, 200 бассейнов и водных станций. Количество физкультурников достигло 5,3 млн. человек.

 

После окончания Великой Отечественной Войны 1941-1945 гг. в стране вновь широко развернулось строительство спортивных сооружений для массовых занятий физкультурой. С начала 1950-х гг. для проведения массовых соревнований – спартакиад союзных республик и международных соревнований стали возводиться крупные спортивные сооружения с применением сборного железобетона и современных строительных конструкций. Это позволило открыть возможность в несколько раз ускорить темпы их возведения и заметно снизить стоимость.

В 1956-57 гг. к открытию Всесоюзной спартакиады народов СССР и Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве была сооружен грандиозный стадион в Лужниках с главной спортивной ареной на 100 тыс. мест. В то время это был крупнейший в мире спортивный комплекс. Его возведение послужило примером для масштабного строительства подобных стадионов и комплексов, дворцов спорта, манежей и спортивных залов по всей стране.

К середине 1970-х гг. в стране функционировало 2400 стадионов, 89 тыс. футбольных полей, более 423 тыс. физкультурных и спортивных площадок, более 1000 крытых и открытых бассейнов, более 42000 спортивных залов.

К XXII Олимпийским играм 1980 г. в Москве были, как правило, на конкурсной основе спроектированы и построены новые грандиозные спортивные сооружения и реконструированы уже существовавшие в Лужниках и в Петровском парке. Все крытые спортивные сооружения были универсальны, приспособлены для занятий и соревнований высшего уровня по многим видам спорта, а также для проведения культурно-зрелищных мероприятий, поскольку их основные помещения могли трансформироваться, а вместимость изменяться за счет использования современных сборно-разборных конструкций.

К наиболее значимым и заметным в мире спорта объектам, конечно, следует отнести: крупнейший спортивный комплекс в Лужниках (большая спортивная арена на 85 тыс. мест, малый дворец спорта на 8 тыс. мест, универсальный зал «Дружба» на 25 тыс. мест и др.); спортивный комплекс «Динамо» (стадион на 55 тыс. мест, малая спортивная арена на 10 тыс. мест и др.); спорткомплекс ЦСКА (футбольно-легкоатлетический манеж, универсальный игровой спортзал, дворец тяжелой атлетики и др.); спорткомплекс «Олимпийский» на проспекте Мира (крытый стадион-арена на 45 тыс. мест и здание плавательных бассейнов на 15 тыс. мест); спорткомплекс в Крылатском (гребной канал, велотрек на 6 тыс. мест, велотрасса); дворец спорта в Сокольниках на 8 тыс. мест; дворец тяжелого спорта в Измайлово на 5 тыс. мест; конноспортивный комплекс «Битца» на 17 тыс. мест и целый ряд других сооружений.

К концу XX века общее количество спортивных объектов столицы превысило 5,0 тысяч. В это число входили около 160 спортивных арен, среди которых 31 стадион, более 20 дворцов спорта, 40 плавательных бассейнов; около 1,5 тыс. спортзалов; более 2 тыс. игровых площадок; около 400 футбольных полей, а также ряд других крытых и открытых спортивных сооружений. Однако потом, следуя за развитием и совершенствованием международных спортивных норм и правил, целый ряд крупных спорткомплексов пришлось реконструировать и модернизировать.

В начале XXI века руководство Москвы озаботилось проблемами массовой физической подготовки подрастающего поколения в новых жилых районах, а также необходимостью размещения там же крупных спортивных объектов для удовлетворения нужд и потребностей населения. В соответствии с Целевой городской программой московскими архитекторами была разработана серия различных типовых проектов ФОКов (для проведения занятий по игровым видам спорта, с плавательными бассейнами, с ледяными коробками для фигурного катания и хоккея с шайбой и др.). Их строительство велось внутри кварталов и микрорайонов.

Примерно тогда же были спроектированы и введены в эксплуатацию в новых крупных жилых районах большие арены для проведения тренировочных занятий, организации городских соревнований и международных встреч по разным видам летнего и зимнего спорта. Это были Крытый конькобежный центр в Крылатском, дворец спорта «Мегаспорт» на Ходынском поле, спортивная арена «Спартак» в районе жилой застройки бывшего Тушинского аэродрома и др.

Периодически активное, особенно в предыдущие 40 лет, проектирование и строительство больших и малых, открытых и крытых физкультурных и спортивных объектов в Москве, наряду с массой явно положительных факторов, конечно же, имело и целый ряд довольно существенных недостатков, просчетов и ошибок.

Больше всего в этом смысле «досталось» Большой спортивной арене в Лужниках, где:

- к Олимпийским играм 1980 г. пришлось в спешном порядке возвести четыре высоких железобетонных мачты с прожекторами для дополнительного искусственного освещения всего пространства спортивного ядра в вечернее время по требованию МОК. Эти высоченные мачты сильно подпортили внешний архитектурный облик огромного сооружения;

- к 850-летию Москвы в кратчайший срок возвели-устроили над чашей спортивного ядра огромный выносной металлический козырек по всему периметру зрительских мест по распоряжению мэра столицы. В результате из-за сильного затенения от козырька на футбольном поле пришлось устраивать искусственное покрытие вместо травяного газона;

- после проведения аншлаговых спортивных мероприятий до сих пор сказывается неудобство эвакуации десятков тысяч зрителей, вынужденных идти пешком до станций метро «Фрунзенская» и «Парк Культуры» из-за перегруженности входа на станцию метро «Спортивная» и закрытия входа на станцию «Воробьевы горы» по причине безопасности.

- для проведения решающих матчей предстоящего Чемпионата мира по футболу в 2018 г. полным ходом идет масштабная реновация спортивного ядра, в том числе легкоатлетических секторов и беговых дорожек, а также трибун зрительских мест под габариты только футбольного поля.

Крупные спортивные объекты, возведенные к Олимпиаде-80 спустя несколько месяцев после ее проведения стали пустующими и невостребованными с точки зрения их постоянного и регулярного функционального использования по прямому назначению:

- эксплуатация целого ряда огромных спортивных сооружений, возведенных из капитальных конструкций, в обычном ритме городской жизни оказалась нерентабельной, убыточной, если не разорительной, поскольку спортивно-праздничных и соревновательно-зрелищных дней в году во много раз меньше, чем обычных трудовых будней;

- арене спорткомплекса «Олимпийский» продолжительное время не могли найти достойного применения по ее функциональному назначению, пока на ней не придумали-решили проводить выставки-ярмарки различных товаров и организовывать выступления известных зарубежных и отечественных рок-ансамблей, звезд эстрады, которые собирали большие массы зрителей.

- некоторые спортивные сооружения из-за своей невостребованности стали быстро разрушаться и приходить в негодность, как трасса для велосипедных гонок в Крылатском, или как Большое открытое спортивное ядро и Дворец тяжелой атлетики в Измайлово;

Не всегда успешными с точки зрения рациональности и рентабельности оказывались и некоторые крупные спортивные сооружения, спроектированные и построенные совсем недавно - на рубеже XX и XXI вв.:

- радикально реконструированный, фактически построенный заново стадион «Локомотив» с устройством чисто футбольного ядра, без привычного овала беговых дорожек и секторов оказался в определенной мере ущербным, не отвечающим запросам многих любителей легкой атлетики, лишившихся пространства для проведения тренировочных и соревновательных процессов;

- разработка типовых проектов разных по функциональному наполнению ФОКов выявила довольно слабый профессионализм Москомспорта, а также архитекторов-проектировщиков к успешному выполнению поставленной Руководством Москвы актуальной социальной задачи.

Подводя итоги и представляя перспективы развития объектов физкультуры и спорта в России и ее столице следует иметь в виду, что если мы действительно хотим иметь физически здоровую, крепкую и выносливую нацию, то должны, прежде всего, обратить свои знания, профессиональное умение и мастерство на развитие доступных и массовых физкультурно-оздоровительных зданий, крытых и открытых спортивных сооружений.

Культурно-зрелищные учреждения.

Согласно приведенному в обязательном приложении 1* к СНиП 2.08.02-89* «Общественные здания и сооружения» Перечню основных групп зданий и помещений общественного назначения к основной группе 4. «Сооружения, здания и помещения для культурно-досуговой деятельности населения и религиозных обрядов» относится группа 4.3. «Зрелищные и досугово-развлекательные учреждения».

Большое значение в Р.Ф. и ее столице – городе Москве имеют такие массовые и востребованные у населения подгруппы учреждений для зрелищной и досугово-развлекательной деятельности как:

4.3.1. Зрелищные учреждения(различные театры, концертные залы, кинотеатры и др.).

4.3.2. Клубные и досугово-развлекательные учреждения (клубы общего, специализированного и любительского профиля, танцзалы и др.).

Указанные учреждения досугово-развлекательной деятельности наряду с другими подгруппами учреждений в этой сфере призваны обеспечивать социально гарантированное обслуживание всех социально-демографических слоев населения нашего государства в области культурно-зрелищных и культурно-досуговых мероприятий.

Эти учреждения наиболее характерны для размещения в градостроительной структуре достаточно крупных жилых образований(городов и мегаполисов), например, таких как Москва, где находятся и работают десятки театров, концертных и киноконцертных залов, кинотеатров, клубов, многофункциональных культурно-зрелищных и культурно-досуговых центров различного профиля и жанра, большой и малой вместимости или пропускной способности, а также различной доступности и досягаемости.

С середины 1980-х гг. в Р.Ф. действовали ВСН 45-86/Госгражданстроя «Культурно-зрелищные учреждения. Нормы проектирования», рапространявшиеся на проектирование однозальных и многозальных зданий и сооружений культурно-зрелищных учреждений, которые были структурированы следующим образом:

- театрыдраматические и музыкально-драматические, музыкальной комедии, оперы и балета;

- кинотеатры с обычной кинопроекцией и обслуживанием круглогодичного и сезонного действия (летних закрытых и открытых), а также комбинированных (круглогодичных совместно с сезонными);

- клубов общего профиля (типы I – V);

Согласно рекомендуемому приложению 1 к ВСН 45-86/Госгражданстроя «Перечень специализированных типов зданий театров, кинотеатров и клубов» указанные выше учреждения подразделялись на:

- Театры: многожанровые, гастрольные, балетные, пантомимы; малой вместимости: камерные и студийные; кукол, юного зрителя, детские музыкальные, молодежные и др.

- Кинотеатры: премьерные, досуговые, студийные, детские, с непрерывным кинопоказом («экспресс»), кинокафе и др.; с особыми видами кинопроекции: кинопанорама, циркорама, стерео, видео и др.

- Клубы: общедосуговые: клубы-гостиные, студийные, культурно-спортивные и др.; любительские (по интересам); коллекционеров и знатоков, ремесел и техники, исполнительского творчества, шахматные, автоклубы, профессиональных и творческих союзов и др.

 

 

В основу действующих на территории г. Москвы МГСН 4.17-98 «Культурно-зрелищные учреждения» был положен переход к индивидуализированному типологическому разнообразию современных культурно-зрелищных зданий и комплексов в отличие от традиционной типологии объектов культуры с жестким составом в ВСН 45-86/Госгражданстроя «Культурно-зрелищные учреждения. Нормы проектирования».

В МГСН 4.17-98 «Культурно-зрелищные учреждения» были определены условия нормирования требований по основным технологическим единицам, когда в качестве технологической единицы была принята группа помещений, объединенная неразрывными технологическими связями. В данном случае, нормируемыми элементами – технологическими единицами – стали являться:

- комплекс помещений, обслуживающих зрителей;

- зрительные залы различной вместимости и назначения;

- сцены, эстрады и помещения их обслуживающие;

- комплекс помещений технологического обеспечения кинопоказа;

- комплекс помещений, обслуживающих артистов;

- репетиционные помещения;

- складские помещения;

- мастерские;

- клубный комплекс помещений;

- музейно-выставочный комплекс с помещениями обработки и хранения;

- комплекс помещений библиотеки с помещениями книго- и нотохранилищ;

- видеотека и видеопросмотровые залы с помещениями хранения;

- фото- и фонотеки с помещениями хранения;

- служебно-административные помещения;

- санитарно-гигиенические помещения;

- помещения медицинско-оздоровительного назначения;

- технические помещения, обслуживающие здание в целом.

При этом нормативные требования распространялись на: набор услуг и состав основных групп помещений; минимально допустимые показатели площадей помещений с различной степенью комфорта; требования к безопасности посетителей и персонала.

В МГСН 4.17-98 все культурно-зрелищные учреждения были разделены на три группы, различающиеся по уровню комфорта. Показатели по отдельным технологическим единицам нормировались по уровню комфорта в зависимости от состава, параметров помещений, набора услуг, оснащения технологическим оборудованием.

Настоящая система гибкого нормирования стала позволять формировать на этой основе многообразные типы культурно-зрелищных учреждений с разным составом помещений, уровнем комфорта, качеством материально-пространственного и технологического обеспечения. Так вместимость зрительного зала (залов) и других помещений для посетителей стала определяться заданием на проектирование на основе предпроектных проработок (архитектурная концепция и т.д.), включающих обоснование типа и мощности культурно-зрелищного объекта.

Зрительные залы для условий Москвы по своим характеристикам условно делятся по:

А) по вместимости: камерные (до 80 мест); малые (от 81 до 300 мест); средние (от 301 до 800

мест); большие (от 801 до 1200 мест); крупные (от 1201 и более мест).

Б) по назначению: театральные; концертные; кинозалы; видеозалы; универсальные.

В) по акустическим

характеристикам: речевые с естественной акустикой; музыкальные с естественной акустикой;

музыкальные с электроакустикой; универсальные (речь, музыка, кинопоказ).








Дата добавления: 2016-04-06; просмотров: 1372;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.021 сек.