Теория постматериалистической политической культуры Инглхарта

 

Теория политической культуры Рональда Инглхарта стала одновременно продолжением и ответом на теорию Алмонда – Вербы. Продолжением – потому что Инглхарт, с одной стороны, в своих теоретических разработках отталкивался от достижений предшественников, построивших свою теорию на парадигме модернити и наметивших одной из главных тенденций развития политических культур современных обществ их дальнейшую модернизацию. С другой стороны, теория Инглхарта выступает ответом, своеобразным вызовом на ставшую уже классической, а значит и традиционной, теорию Алмонда – Вербы. Вызов Инглхарта заключался в первую очередь в прерывании традиции и новых парадигмальных основаниях общества и политической культуры. «Модернизация, – утверждает Инглхарт, – не финальный этап истории. Становление передового индустриального общества ведет еще к одному совершенно особому сдвигу в базовых ценностях – когда уменьшается значение характерной для индустриального общества инструментальной рациональности. Преобладающими становятся ценности постмодерна, неся с собой ряд разнообразных социетальных перемен – от равноправия женщин до демократических политических институтов и упадка государственно‑социалистических режимов» [172] .

Сдвиг обществ к ценностям постмодерна – не случайный поворот истории или излом политического развития. Этот сдвиг, с точки зрения Инглхарта, соизмерим с переходом человечества от аграрного общества к индустриальному, когда изменялось мироотношение, сформированное неподвижно‑устойчивой аграрной экономикой, опиравшейся на религиозный характер жизни, традиции, наследуемый статус, обязательства перед общиной. Модернистское мироотношение несло с собой светский образ жизни, социальную мобильность, стимулирование инноваций, индивидуализм. В настоящее время передовые индустриальные общества изменяют свои социально‑политические траектории в двух кардинальных отношениях.

1. Системы ценностей. С принятием модернистских, материалистических, индустриальных ценностей экономический рост стал приравниваться к прогрессу, т. е. к главному критерию преуспевания общества. Но в настоящее время по известным причинам это все более ставится под сомнение, а место критерия преуспевания занимает акцентирование качества жизни. Такие нормы индустриализма, как дисциплина, достижения в повседневном труде, в продвижении по службе, уступают место нормам постиндустриализма: широкой свободе, выбору жизненного стиля, индивидуальному самовыражению.

2. Институциональная структура. Постиндустриальные, постмодернистские ценности изменяют социальные отношения внутри индустриальных, иерархических, бюрократизированных организаций, служивших опорой индустриализму. Меняются и государство, и политические партии, и сборочные линии массового конвейера, и структура промышленных корпораций и торговых фирм. Все они подошли как к пределам своей эффективности, так и к пределам их массового приятия.

Основным содержанием ценностно‑структурного сдвига, утверждает Инглхарт, является переход от материалистических ценностей к ценностям постматериальным (см. табл. 18.4). С переориентацией на ценности постматериализма заметные изменения происходят в политической системе и политической культуре:

• падает уважение к власти и политическим авторитетам;

• усиливается акцент на политическом участии и на переходе от участия к более автономным его видам через политические партии; целью участия в выборах становится не достижение безопасного существования, а самовыражение;

• усиливается тяга индивидов к самовыражению;

• политические конфликты становятся все менее классовыми и фокусируются вокруг проблем культуры и качества жизни.

Эти тенденции способствуют:

• в обществах с авторитарной политической культурой – демократизации, но в обстановке слишком быстрых перемен и неуверенности в завтрашнем дне возможны вспышки ксенофобии;

• в демократических обществах – развитию демократической культуры, которое идет по пути большей партисипаторности и ориентированности на конкретные проблемы.

Ядром теории постматериалистической культуры Инглхарта является теория межгенерационной перемены ценностей, которая объясняет, что человечество будет переходить от современных индустриальных материалистических ценностей к ценностям постматериа‑листическим постепенно, от поколения к поколению.

Свои теоретические выводы Инглхарт подтверждает эмпирическими замерами. В книге «Культурный сдвиг в зрелом индустриальном обществе» (1990) он привел такие данные: в Западной Европе и Северной Америке в 1970‑х гг. соотношение между «материалистами» и «постматериалистами» было 4 к 1, а в 1988 г. – 4 к З [173] . В монографии «Модернизация и постмодернизация» (1997) он утверждает, что переход к пост‑материалистическим ценностям затронул также и народы Восточной Европы, так как безопасность существования в период с 1950 по 1980 г. (шаг замеров – 30 лет, время прихода нового поколения) была значительно выше, чем в период с 1915 по 1945 г. [174]

Таблица 18.4. Характеристики ценностных систем материалистического и постматериалистического общества

Печатается по изданию: Инглхарт Р. Постмодерн: меняющиеся ценности и изменяющиеся общества // Политология: Хрестоматия / Сост. Б. А. Исаев, А. С. Тургаев, А. Е. Хренов. СПб., 2006

 








Дата добавления: 2016-04-06; просмотров: 1432;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.004 сек.