Глава 5 Теории политических элит
Понятие элиты
Социум на каждом этапе своего развития представляет собой широкое поле действия различных закономерностей, которые интегративно взаимосвязаны друг с другом, так как отражают единый, неделимый процесс развития всех сторон общественной жизни. Одной из таких закономерностей является смена политических элит, формирование и функционирование которых накладывает свой отпечаток на развитие социальных процессов.
В классической теории элит существует два подхода к определению ее природы:
1) элитический(фр. elite – лучшее, отборное, избранное) подход, который основывается на понимании элиты как группы, занимающей властные позиции в обществе (концепция «политического класса» Г. Моски).
2) меритократический(лат. meritus – заслуга, достоинство и греч. kratos – власть) подход основывается на понимании элиты как наиболее ценной и продуктивной части общества (концепция В. Парето). В современных же трактовках теории элит преобладает первый подход.
Так что же такое элита в политическом смысле слова?
Согласно современным понятиям, политическая элита – не простая совокупность людей, занимающих высокие государственные посты. Это устойчивая социальная общность, основанная на глубоких внутренних связях входящих в нее политиков, объединенных общими интересами, которые связаны с обладанием рычагами реальной власти, стремлением сохранить на них свою монополию, отсечь и не допустить к ним другие группы, стабилизировать и укрепить позиции каждого ее члена.
Наиболее древним учением об элите можно считать виднейшего китайского мыслителя, политического деятеля Конфуция , провозгласившего идеал высокоморального образованного управленца‑бюрократа («благородного мужа», «цзюнь‑цзы»). Дальнейшее становление элитарной концепции связано с именами древнегреческих философов Платона и Аристотеля. В этом плане примечательно изображение Платоном в идеальном государстве деятельности философов‑правителей, мудрых наставников народа, организаторов общественно‑политической жизни полиса.
Своим происхождением современная классическая теория элит обязана итальянской школе политической социологии, открывшей новое направление в исследовании отдельной личности и социальных групп – устроителей государственной власти. С этой школой элитизма связывают научные разработки теорий «политического класса» (Г. Моска), «правящей элиты» (В. Парето), «железного закона олигархии» (Р. Михельс – немецкий социолог, принявший итальянское подданство).
Идентификация этих теорий способствовала формированию общей теории элит под названием «макиавеллистской». Именно Макиавелли, считая человека объектом и субъектом политики, исследует его в системе политических отношений и политических явлений (особенно его борьбу за власть, за социальную силу), разграничивал два типа «политического человека»: руководителя как политически активного типа, нацеленного на приобретение и удержание власти, и руководимого – политически пассивного типа, не заинтересованного в обладании властью.
Дата добавления: 2016-04-06; просмотров: 644;