Техника как средство деятельности. 9 страница
Изложение предшествующего материала свидетельствует о двух ипостасях техники. С одной стороны техника выступает как специфический вид человеческой деятельности, с другой - как средство этой деятельности. В первом случае речь идет о технической деятельности, направленной на преобразование природных факторов в социально значимые. Эта деятельность невозможна без знаний, причем знаний особого рода - технических. Во втором случае речь идет о средствах человечески-преобразующей деятельности, т.е. об определенных технических средствах, артефактах. Их создание предполагает использование не только материальных факторов - вещества и энергии, но и знаний о способах проектирования, конструирования и функционирования этих артефактов. "В техническом прогрессе участвуют три основных элемента: знания, энергия и материалы, - писал Дж.Томсон-. От этих трех элементов зависит, насколько цивилизация может господствовать над природой. Знание, безусловно является главным их них; без него остальные два элемента бесполезны"(1,40).
В создании современной техники знание - не единственный духовный фактор. Большую роль играет и интуиция, т.е. способность постигать истину не прибегая к рассуждениям на фоне огромного количества информации. Информации по сложным вопросам вокруг нас так много, что подчас вникнуть в нее нет никакой возможности. Надо поэтому научиться полагаться на интуицию, пишут Дж. Нейсбат и И. Эбедин и продолжают: "В этом и состоит основной вопрос информационного общества: перед нами море информации, но не хватает интеллекта, мыслительных способностей, чтобы рассортировать ее" (2.88). Не интуицией ли мы руководствуемся, когда работая на компьютере применяем "метод втыка"? Но в основном контакт оператора с компьютером основывается на большом круге знаний о программах, особенностях и возможностях ЭВМ. Знание в преобладающем большинстве случаев является духовным фактором как создания и функционирования артефактов, так и технической деятельности.
По мере технического прогресса объем человеческих знаний , воплощаемых в технических средствах , возрастает. Техника выступает все в большей степени как реализованное или материализованное человеческое знание. Это обстоятельство лежит в русле общесоциологической закономерности возрастания рациональных форм деятельности по мере движения общественного прогресса от его низших ступеней к все более высшим.
Следовательно, в каком бы аспекте мы не рассматривали технику - антропологическом, инструментальном или социальном техника всегда предстает как реализация человеческих знаний об объективном мире. "Технология", - пишет Дж. Грант,- не столько машины и инструментты, сколько то представление о мире, которое руководит нашим восприятием всего существующего" (3,155), т.е. определенная система знаний "Техника является не чем иным, как преодолением природы посредством человеческого сознания" - пишет Г. Рополь (4,217). При этом техника - это специфический вид знаний. "С первого взгляда techne представляется нам как особый род знания в противоположность другим родам знания, - пишет В.Шадевальд.- Techne- это такое знание и способность, которые направлены на производство и конструирование и таким образом занимают своего рода среднее положение между просто опытом или ноу-хау, empeireia и теоретическим знанием episeme" (4,99).Такую направленность техники как реализованого знания отмечает и К.Ясперс:"В качестве теории техника дает нам методы, целесообразные для достижения цели, т.е.такие, которые, во-первых, соответствуют данной вещи, во-вторых, позволяют не затрачивать лишних усилий и обращаться только к необходимому" (5,118).
Рассматривая технику как реализованное или материализованное знание нужно иметь ввиду, что сам процесс этой реализации в различные исторические периоды имел свою специфику. Объясняется это не только тем, что содержание и структура знаний претерпевала существенные изменения в ходе истории - от примитивных знаний первобытного человека об окружающей еге природе до современных научных абстракций, но и тем, что, как уже было показано, не менее существенную эволюцию претерпела и техника как средство деятельности - от ручных каменных орудий до автоматов и компьютеров. Вполне естественно, что взаимоотношения знаний и техники в различные исторические периоды было неодинаковыми. Поэтому, выяснив происхождение, сущность и структуру человеческого знания и его главнейшей части - технического знания, мы проанализируем историю и логику взаимосвязи знания и техники, сделаем акцент на исследовании этой логики когда в общей сумме используемого в технике человеческого знания преобладающее место занимает научное знание что привело к современной НТР.
1. Знание - феномен человеческой
деятельности.
Проблема знания - не новая. Она всегда была предметом внимания философии. Но как всякая традиционная проблема она каждый раз высвечивает свои новые аспекты, требует нового подхода и переосмысления. По мере возрастания роли знаний в практической деятельности людей, накопления огромного и все возрастающего количества знаний, усложнения его структуры возникает необходимость осознания того, что такое знание, каково его происхождение, природа, формы и законы развития, средства получения и т.д.
Знание - одно из центральных проблем философии. Исследование знания составляет важнейшую задачу философии, вечную проблему философского знания. "Проблема знания не новая, - пишет Н.К.Вахтомин. - Она всегда была и остается предметом изучения философской науки. Уже у самих истоков философии, когда ум человеческий обратился к изучению самого себя, появился такой элемент познания, как знание" (6,3).
Еще на заре философии знание стало объектом внимания мыслителей. В древнеиндийской и древнекитайской философии содержатся попытки выявления природы знания и ее практической пользы. Индийский философ и поэт 7 века Бхартрихари писал:
"Знанье - краса величайшая в людях!
Радость с собой несет оно, счастье и славу!
Помощь окажет оно на чужбине,
Знание выше богатства, сильней всех богов!
Даже цари признают превосходство науки!
Тот же, кто знанья лишен,
Тот прозябает как зверь!" (7, 176).
Не обошла вниманием проблему знания и античная философия. Платон утверждал, что знание есть вместе с тем и незнание , борьба между ними опосредуется мнением, которое вытекает из эмпирического знания тогда как научное знание связано с теоретическим мышлением. Аристотель, отметив стремление людей к овладению знанием, отмечает, что "действительное знание тождественно с предметом познаваемым" (7,458).
В средневековой философии истинное знание относили к сфере божественного промысла. Новое время отделило сферу знания от веры и объявило знание силой. Акцентируя внимание на опытном происхождении знания, Ф.Бэкон писал, что "знание и могущество человека совпадают, ибо незнание причины затрудняет действие" (8,12). Эту же мысль высказывает Гольбах : "С ростом знаний человека растут его силы и его орудия; наука, искусства, ремесла оказывают ему свою помощь; опыт делает его более уверенным, помогая ему оказывать сопротивление многим явлениям, перестающим пугать его, лишь только он познает их"(9,685). Выявлению природы знания посвящены многие работы немецкой классической философии. Не обошла вниманием проблема знания и марксистская философия. Заслуживает внимания определение знания К.Марксом: "Способ, каким существует сознание и каким нечто существует для него, это - знание"(10,633). Следовательно, по Марксу, знание это способ существования сознания.
Справедливости ради заметим, что определение знания К.Марксом является не совсем корректным по следующему сображению. Безусловно, сознание проявляется как знание. Но знание - не единственная форма проявления сознания, которое может выступать еще и в виде эмоций, чувств, воли. Поэтому сознание является более широким феноменом чем знание и , следовательно, знание - одна из форм или видов существования сознания.
Понятие "знание" относится к широко употребляемым в науке и практике. Существует множество определеий этого понятия. Знание определяется как воспроизведение реальности в чувственых и умственных образах и понятиях (М.Г.Ярошевский), как субъективный образ объективного мира (Ф.И.Георгиев), как идеальное воспроизведение в языковой форме объективных закономерных связей практически преобразуемого материального мира (Ю.Н.Тендряков), как теоретическое овладение объектом и предпосылка практической деятельности человека (П.В.Копнин) и др. В словарях руского языка знание определяется также неоднозначно: как деятельность сознания, результат этой деятельности, состояние знающего что-нибудь субъекта, совокупность сведений.
Несмотря на разнообразие этих определений все они отражают две характерные черты знания. Первая из них состоит в том, что знания являются результатом познания, адэкватным отражением реальности. Вторая заключена в том, что знания добываются в процессе практически преобразующей деятельности человека и служат в свою очередь этой деятельности.
Для понимания природы и сущности человеческого знания необходимо обратиться к его источику - человеческой практике, труду. Знание- необходимая предпосылка труда, потому что труд включает в себя не только материальную, но и идеальную деятельность. Идеальная деятельность при этом предшествует материальной. Знание есть результат идеальной деятельности, духовного производства, идеального отражения объективной реальности в процессе человеческой практики.
Знание возникает в предметной деятельности, в результате взаимодействия субъекта и объекта. Основной принцип этого взаимодействия - принцип единства мышления и бытия. Этот принцип выражается в адекватности действий субъекта объекту, поскольку знание - отражение предмета имеющего социальную обусловленность своего существования. "Знание возникает не только под воздействием субъекта на объект, на возникновение знания оказывает влияние весь предшествующий опыт субъекта, который выражается в категориях, - пишет Н.И.Вахтомин. - Именно поэтому знание - синтез объективного и субъективного, предметного и идеального"(6,128).
В ходе своей практики люди вступают в субъектно-объектные отношения которые и порождают знание. "Всякое знание основано на совпадении объективного и субъективного,-писал Ф.Шеллинг.- Ибо знают только истинное; истина же состоит в совпадении представлений с соответствующими им предметами"(11,232).
Иногда обращают внимание на то, что знание нельзя отождествлять с истиной поскольку де всякая истина есть знание, но не всякое знание - истина. "Знание может неадекватно отражать предмет и поэтому не будет истиной"- пишет Н.К.Вахтомин (6,127). Это мнение он обосновывает тем, что всякое эмпирическое знание отражает явление, которое не обязательно совпадает с сущностью и поэтому может быть истинным или не истинным. Мы полагаем, что здесь допущена неточность: знание отождествляется с незнанием. В действительности любое знание так или иначе представляет собой субъективное восприятие абсолютной истины в ее относительном проявлении, относительной истины, содержащей в себе частицу истины абсолютной. Адекватность знания тому или иному предмету или процессу объективного мира есть его необходимый признак. Однако степень адекватности может быть различной.
Безусловно, изучение знания имеет определенные трудности и особенности. Они вытекают не только из того, что, что термин "знание" употребляется в различных значениях, но и из того, что знание само по себе не существует вне человека, стремящегося к его изучению. В этом случае человек использует определенную систему знания для познания знания. Это обстоятельство позволяет иногда сравнивать данную - бесперспективную, по мнению некоторых авторов - ситуацию с положением человека, пытающимся вытащить за волосы самого себя из воды. Однако знание действительно существует, его наличие есть неоспоримая реальность и поэтому принципиально возможно не только поставить, но и дать ответ на вопрос о его источниках и содержании обращаясь к общественной практике в ходе которой, как было уже сказано, формируется познавательный процесс и возникают субъектно-объектные отношения, диалектическая взаимосвязь между объектом познания и познающим субъектом.
Объект - это существующая вне субъекта реальность, однако его нельзя сводить ко всей объективной действительности. Объект познания - это часть объективной реальности, определенные явления и процессы, на которых нацелено внимание познающего субъекта. Следовательно, те или иные явления и процессы объективной реальности становятся объектом познания только тогда, когда они включены в практическую познавательную и преобразовательную деятельность субъекта - человека , определенной социальной группы или общества в целом. Объект познания невозможен без субъекта познания.
Объект познания выступает как источник знания. Но он обладает свойством быть безразличным к познающему субъекту. Активность в процессе познания проявляет познающий субъект руководствуясь своими практическими целями. Именно поэтому знание является не зеркально-идеальным отражением реальности, это идеальное отражение реальности субъектом сквозь призму его практических задач. Человек избирательно отражает те или иные стороны предметов и явлений, в том или ином ракурсе и связях и создает образ, возможный для последующего материального создания вещи. В процессе этой творческой деятельности происходит, с одной стороны, субъективизация объекта путем его превращения в факт сознания и приобретение объектом субъективных свойств благодаря воплощению замысла субъекта. С другой стороны, происходит противоположный процесс - объективизация субъекта когда его деятельность как бы выносится вовне, воплощается в форму предмета или в знание. Так, создание артефактов - яркий пример опредмечивания знаний человека в процессе его практики. Если активность субъекта при формировании знания выражается обычно в духовной деятельности, то при использовании знаний активность субъекта выражается главным образом в материально-предметной деятельности на основе знаний.
Таким образом, знание имеет два источника: объект и субъект познания. Объект дает материал, а субъект - сведения об этом материале. Конечный результат - знание обусловлен характером и свойствами этих обоих источников. Конечно, объект обусловливает характерную форму знания, но один и тот же объект может отражаться субъектом в различных аспектах и выражаться в различных по глубине знаниях. Знание не обладает имманентным содержанием, оно отражает внешний мир который определяет его содержание. Но возникнув, оно существует и развивается как образ субъекта, преобразующего реальность. Будучи в целом зависима от конкретной человеческой практики, на основе имманентно присущих ему логических закономерностей знание одновременно имеет форму некоторой самостоятельности и дифференцированности. Так, сейчас различают разные ступени знания, например, первичные познавательные структуры, инвариантные образования и продукты памяти, а также знание теорий и законов. Если не ограничиваться лишь признанием чувственно-познавательных процессов, то мы увидим, что путем комбинации знания образуется гипотетическое и прогностическое знание, что знание может выполнять прогностическую функцию. В этой связи С.В.Крымский совершенно правильно отмечал, что знание “строит перспективные конструкции, опережая существующую практическую ситуацию и выполняя предсказательные функции " (12,37).
Знания вне активного воздействия субъекта на объект не только не существует, но и не может возникнуть. "Недеятельное" знание не способно к развитию и превращается в фикцию. Следовательно, сущность знания заключена в творческом отображении и преобразовании действительности. Знание - это возникшее в процессе практического отношения человека к действительности и сформировавшееся как результат познания адекватное отражение реальности в чувственных образах и логических формах, являющееся необходимым условием человеческой деятельности.
Наличие различных форм деятельности и различных способов их отражений определяют сложность структуры человеческого знания, которая является предметом философского внимания на протяжении многих веков. Так, Конфуций выделял высшее знание - врожденное, низшее - приобретенное учением и знания, приобретенные в итоге преодоления трудностей. Аристотель выделял знания по степени совершенства либо потому, что есть знания о более возвышенных и удивительных вещах. В средневековье истинное знание было прерогативой бога, а низшее - людей. Ныне знания делятся на обыденное и теоретическое, эмпирическое и логическое, чувственное и рациональное, знание индивида и знание коллектива, научное, философское и обыденное и т.д.
Причиной большого разнообразия систем классификации знания является то, что знание является полем внимания ряда дисциплин - логики, психологии, философии, науковедения, истории и социологии науки и т.д. Каждая из этих дисциплин выделяет свой аспект анализа знания - психологический, логический, эвристический, теоретико-информационный, социологический. Не трудно заметить, что во всех этих случаях знание классифицируется по различным основаниям. Совершенно прав А.В.Славин, утверждая, что "все приобретенные человеком новые знания целесообразно подвергнуть классификации. Основания для классификации могут быть различными" (13,51).
Обычно различают два уровня знания - обыденное и систематизированное.
Обыденное знание человек приобретает в своих ежедневных занятиях и в результате своего общения. Объекты обыденного знания носят, как правило, эмпирический и случайный характер. Это результат спонтанной ориентировки человека в окружающем его мире. В процессе повседневного познания человек приобретает жизненный опыт и так называемый здравый смысл, т.е. под влиянием повседневной жизненной практики он накапливает взгляды на окружающую действительность и закономерности.
Под систематизированным знанием в большинстве случаев понимают научное знание, противопоставляемое обыденному знанию, причем последнее рассматривают как несистематизированное. Действительно, системность есть одна из важнейших характерных черт научного знания. Г.В.Плеханов совершенно справедливо писал, что "наука как раз и есть знание, приведенное в систему" (14,32).
Но, во-первых, помимо системного характера научное знание обладает и другими, не менее важными, признаками - теоретичностью, формально-логической непротиворечивостью, общезначимостью и др. Во-вторых, нужно учитывать также, что всякое научное знание системно, но не всякая система знаний будет научным знанием. Область системного знания шире научного знания и включает в свое содержание помимо науки различные формы идеологии - от политического сознания до философии и искусства. Что касается несистематизированного (обыденного) знания, то кроме эмпирического знания возникшего в процессе труда сюда включены социальная психология и народное творчество.
Обыденное знание, по нашему мнению, следует рассматривать как результат прямого отражения условий жизни людей, а научное знание - как систематизированную, формально-логически непротиворечивую систему эмпирического и теоретического знания. Эти уровни различаются своим генезисом, качеством и формой выражения, а также по субъектам-носителям.
При рассмотрении структуры человеческого знания мы , исходя из целей нашего исследования, утверждаем, что в соответствии с тремя формами объективной реальности - природой, техникой и обществом и формами утилизации знания можно выделить три области знания - естествознание, техникознание и обществознание.Каждая из этих областей человеческого знания имеет обыденные и систематизированные ( в том числе и научные) уровни. Поэтому можно говорить о трех больших отраслях научного знания - естественных науках, технических науках и общественных науках.
Сказанное не означает отсутствия таких знаний и наук, которые не укладываются в это членение. Существует большой класс наук, которые имеют общий характер, относятся или к материальному миру в целом (философия), или к отдельным его свойствам (кибернетика, математика, общая теория систем). Но в данном случае речь идет о конкретных областях человеческого знания и конкретных науках, т.е. областях знания и науках, имеющих своим объектом знания определенные фрагменты объективной реальности.
По своей природе знание идеально и свою материализацию она прежде всего находит в знаковой форме, языке. Но знаки, являющиеся материальной, языковой оболочкой мысли, не являются единственной формой материализации знания. В действительности человеческое знание реализуется в различных формах, важнейшие из которых - с учетом языка - таковы: научные теории и методы, художественные формы и образы, этические нормы и правила, политические, правовые и философские взгляды и, наконец, практическое овладение предметами и явлениями в различных областях человеческой деятельности. Материализация знаний в объективной действительности реализуется прежде всего в промышленности, которая является раскрытой книгой овеществления сущностных сил человека. Материальное производство выступает как способ материализации знаний. Знание находит свою опредмеченную форму прежде всего в технике и технологии.
Таким образом, знание выступает как элемент духовной культуры и по своему содержанию относится к сфере общественного сознания. Когда же знание функционирует в своей конкретной социальной определенности, оно выступает как элемент производительных сил. В этом своем качестве из всех видов человеческого знания - естествознания, техникознания и обществознания - на первое место выдвигается техническое знание.
2.Техническое знание как духовный
фактор техники.
В состав производительных сил общества входят не только материальные, но и духовные производительные силы. Последние существуют как совокупность духовных потенций субъекта, реализованные в его трудовых актах и в существующих технических устройствах. Духовные потенции субъекта - это его сознание и воля, опыт и навыки, знания в обыденной и систематизированной формах. Главным элементом духовного фактора производительных сил общества выступает техническое знание.
Технические знания являются той частью человеческого знания, которые реализуются в технике и технологии. В последних воплощаются далеко не все человеческие знания, поскольку знание людей призвано обслуживать все сферы их деятельности, одной из которых, правда главнейшей, является техническая. Более того, человеческие знания реализуются в различных формах, основными из которых являются научные теории и методы, художественные образы, этические нормы и правила, политические, правовые и философские взгляды и убеждения, практическое создание вещей и процессов. В техническом знании мы имеем дело с обыденными и научными знаниями, используемыми в процессе создания артефактов и технологических процессов.
Формирование технических знаний уходит в глубокое прошлое и связано с трудовой деятельностью человека. Именно в процессе этой деятельности люди научились сознательно изготовлять орудия своего труда. Необходимость решения ближайшей, трудовой задачи заставляла человека обдуманно вносить изменения в предмет, служивший ему орудием. Благодаря общественной форме существования людей, знания, приобретенные каждым отдельным индивидом, передавались отдельным соплеменникам а также последующим поколениям, которые, в свою очередь, совершенствовали его. Проверяя на практике эффективность своих действий, человек отбрасывал все нерациональное и сохранял и развивал практически полезное. Таким образом происходило накопление совокупного опыта, зарождались первые ростки технического знания.
Способность отвлекаться от конкретной ситуации и мысленно представлять еще не совершенные действия позволила людям проводить предварительную мысленную разработку орудий труда. Каждое новое поколение делалось богаче предшествующего по объему и по уровню знаний, накапливало большие запасы новых методов и приемов труда, новых видов умения и опыта.
Самими ранними средствами передачи информации, необходимой для создания новых орудий, служили уже применявшиеся орудия а также устные указания, рецепты, следуя которым человек создавал новые, но пока еще мало отличающиеся от предшествующих, орудия труда. С развитием мышления появляется возможность пользоваться знаками и символами, "замещающими" чувственно воспринимаемые и представляемые предметы, т.е. появляется возможность кодирования информации, добываемой в процессе чувственного восприятия.
Дата добавления: 2016-04-02; просмотров: 551;