Методы построения и исследования идеализированного объекта

Методы этой группы создают возможность построить идеальную знаковую мо­дель и заменить изучение реальных объектов и процессов исследованием абстрактного объекта. Кратко охарактеризуем основные методы построения и исследования теорети­ческого объекта, представленные в таблице 3.

 

Таблица 3

 

Методы построения и исследования идеализированного объекта Формы знания
Абстрагирование Понятия, идеи, принципы,
Идеализация идеальные (знаковые) модели,
Формализация законы, аксиомы, постулаты,
Мысленный эксперимент другие
Математическое моделирование,  
Другие  

Напомним, что гносеологическим основанием этих методов является корректное пони­мание движения познания от чувственно-конкретного к абстрактному. Обсуждая эту проблему, Гегель пояснял, что «на абстрагирующее мышление следует смотреть не просто как на оставле­ние в стороне чувственной материи ... но оно есть скорее снятие последней и сведение ее как простого явления к существенному, проявляющемуся только в понятии». Приведя эту мысль Ге­геля, В.И.Ленин продолжает: «Мышление, восходя от конкретного к абстрактному, не отходит — если оно правильное … от истины, а подходит к ней. Абстракция материи, закона природы, аб­стракция стоимости и т.д., одним словом, все научные (правильные, серьезные, не вздорные) аб­стракции отражают природу глубже, вернее, полнее» (Ленин В.И. Философские тетради // Он же. Полн. собр. соч. Т. 29. С. 152).

Абстракция,или абстрагирование - прием, широко представленный в челове­ческом познании вообще, приобретает статус метода только в научно-познавательной деятельности. Оно включает такие мысленные операции, как отвлечение от свойств и отношений, незначащих для данного исследования. Соответственно, «оставшиеся», т.е. мысленно выделенные свойства и отношения оказываются на переднем плане, пред­стают как необходимые для решения задач исследования, выступают в качестве пред­мета изучения. Отвлекаясь от эмпирических данных, получают абстракции первого по­рядка, каждый последующий шаг порождает абстракции более высокого порядка, при этом складывается своего рода шкала абстракций - понятий, принципов, научных обобщений, законов, выполняемых на абстрактных объектах (моделях). Она не носит абсолютного характера и всегда при смене задач исследования может быть заменена другой. Так, в небесной механике абстрагируются от химического состава, строения и

 

происхождения солнца и планет, которые выступают в этом случае как носители глав­ного свойства - гравитационных масс. Очень часто отвлекаются от развития, измене­ния, движения объекта, принимая его покоящимся, неизменным; могут отвлекаться от взаимодействия на молекулярном уровне, учитывая только механические соударения и т.д.

Очевидно, что построение идеального объекта и последующее его исследование пред­полагает в ходе исследования, по выражению К.Маркса, «восхождение от конкретного к абст­рактному». Дальнейшее развитие теоретического знания, учитывая значимость конкретного, предполагает также процесс восхождения от абстрактного к конкретному, которое осуществля­ется специфически для каждой науки и разных типов знания. Маркс, разрабатывавший и приме­нявший этот метод в «Капитале», как правильный в научном отношении, писал: «Конкретное потому конкретно, что оно есть синтез многих определений, следовательно, единство многооб­разно. В мышлении оно выступает как процесс синтеза, как результат, а не как исходный пункт, хотя оно представляет собой действительный исходный пункт и, вследствие этого, также исход­ный пункт созерцания и представления. На первом пути полное представление подверглось ис­парению путем превращения его в абстрактные определения, на втором пути абстрактные опре­деления ведут к воспроизведению конкретного посредством мышления» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 46. Ч. 1.С. 37). Первый путь — это восхождение от конкретного к абстрактному, второй — от абстрактного к конкретному, т. е. синтез, наполнение конкретными определениями абстракт­ных понятий на новом уровне знания.

В гуманитарном и социальном знании абстракции также служат основой науч­ного познания. Здесь также создаются понятия, формулируются идеи и принципы, од­нако это абстракции невысокой степени отвлечения от эмпирического материала, близ­кие к реальности и индивидуальным явлениям. Анализ историко-литературных иссле­дований позволяет увидеть различные способы абстрагирования, уровень которых не стремится к предельной степени общности, что обусловлено самим характером гума­нитарного познания, отражает его специфику.

При этом заслуживает внимания вопрос о сохранении содержательной стороны абст­ракций и даже возвращении от чрезмерной абстракции к более конкретным и детализирующим моментам понятия. Например, такую базовую абстракцию, как поэтика, понимали ранее (Б.В.Томашевский) как «способ построения» литературных произведений, т.е. близких к лин­гвистике, своего рода «рабочих принципов» автора или литературной школы. В дальнейшем это понятие было дополнено более конкретными философско-эстетическими принципами (Р.Якобсон, М.Бахтин). Наконец, в исследованиях Д.С.Лихачева и С.С.Аверинцева понятие «по­этика» было включено в культурно-исторический контекст, восходящий к мировоззрению в це-

 

лом — эстетическому, богословскому, философскому значениям (Микешина Л.А. Философия по­знания. Полемические главы. М., 2002. С. 104-108).

В гуманитарном контексте значимы не только сами приемы абстрагирования, их общеметодологический характер, но и то, как проявляется зависимость характера и уровня абстракций от мировоззренческих, ценностных целей и предпосылок.

Так, Д.С.Лихачев показал, как уже отмечалось, что предельное «возвышение» стиля и языка осуществляется через абстрагирование, путем исключения бытовой, политической, воен­ной, экономической терминологии, а также названий должностей, мест, исторических условий, что в полной мере отражало стремление средневековой литературы, найти общее, абсолютное и вечное в частном, конкретном и временном, невещественное в вещественном. Такие приемы по­зволяли разрушить конкретность и материальность мира, поднять события жизни действующих лиц над обыденностью, рассматривать их под знаком вечности и тем самым перевести, по суще­ству, на уровень идеального и всеобщего. Эти же задачи, обязательные для любого гуманитар­ного исследования, лежат в основе другого приема абстрагирования - повторяемости образов, сочетания сходных сравнений, метафор, эпитетов, использования трафаретных, традиционных сочетаний, в которых отражаются сложившиеся представления. При использовании этих прие­мов к отвлеченности мысли добавляется отвлеченность чувств, поскольку в результате повторов, трафаретов стираются все ощутимые признаки и сохраняется лишь общее эмоционально-возвышенное описание.

Ни одно исследование не обходится без так называемой абстракции отожде­ствления, в ходе которой отвлекаются от свойств, индивидуализирующих объекты, что позволяет рассматривать их как неразличимые, тождественные и обобщать или объе­динять их в некоторые классы (множества), поскольку каждый из них может быть представителем этого класса. Это дает право, исследуя такой идеальный объект, став­ший представителем класса, переносить полученные данные на весь класс. Воспользу­емся известным примером: герой А.М.Горького в пьесе «На дне» Сатин восклицает «Что такое человек?.. Это не ты, не я, не они… нет! - это ты, я, они, старик, Наполеон, Магомет… в одном!» Так иллюстрируется сочетание индивидуального и общего в по­нятии «человек», создание которого возможно лишь в ходе абстракции отождествле­ния.

Однако нельзя забывать, что реальный объект обладает всеми - общими и инди­видуальными свойствами и деление на классы относительно. Очевидно, что в зависи­мости от цели, предмета, а также исходной концепции (парадигмы, гипотезы) создают­ся различные абстракции одного и того же объекта. В этих случаях мы имеем дело с различными способами идеализации реальных объектов. Но существует и собственно метод идеализации,основанный на абстрагировании, но предполагающий также мыс-

 

ленное конструирование так называемых идеальных объектов, в которых то или иное свойство, состояние представлены в предельном, наиболее выраженном виде. Речь идет об объектах, которые не существуют в действительности, таких как абсолютно черное тело, несжимаемая жидкость, абсолютно твердое тело, идеальное зеркало и другие. Этот познавательный прием, предполагающий как фантазию, воображение, так и рас­чет, строгую логическую последовательность, позволяет достичь еще большего, чем в обычной абстракции, эффекта - обнажить и смоделировать значимые для исследования признаки, в полной мере увидеть проявление объективных свойств и закономерностей.

Почему необходим переход к объекту как теоретической модели? Реальный объект всегда сложен, имеет иерархическую структуру, переплетение значимых для данного исследования и второстепенных свойств, затемненность необходимых, зако­номерных отношений случайными явлениями, тогда как научные законы и теории в целом формулируются по отношению именно к идеализированным объектам, их свой­ствам и состояниям, которые выступают в функции особого рода идеальной модели. Модель - это идеализированный объект, наделенный небольшим количеством специ­фических и существенных свойств, имеющий относительно простую структуру. Все понятия и утверждения теории относятся именно к такому объекту, его свойства и от­ношения описываются системой основных уравнений. Дальнейшее развитие теории предполагает прежде всего изменение, уточнение лежащего в ее основе идеализиро­ванного объекта. Правомерность такой идеализации, ее познавательная значимость до­казываются не прямолинейным сопоставлением идеального объекта с действительно­стью, но применимостью на практике той теории, которая создана на основе этой моде­ли.

С такими же объектами имеет дело и мысленный эксперимент- специфиче­ский теоретический метод, конструирующий идеализированные, неосуществимые си­туации и состояния, исследующий процессы в «чистом виде». Особенность этого мето­да в том, что он, не будучи материальным, но только мысленным представлением опе­раций с представляемыми объектами, позволяет идеализированный объект и процесс сделать наглядными, понятия теории как бы наполнить чувственным содержанием. В мысленном эксперименте участвуют специфические воображаемые объекты, например, тележка, движущаяся без сопротивления окружающей среды; ракеты, летящие со ско­ростью света; лифты, падающие в безвоздушное пространство и т. п.

 

Мысленный эксперимент предполагает оперирование с мысленными моделями, пред­ставление о которых разработано в концепции В.А.Штоффа. Как и материальные, мысленные модели выполняют одновременно функции упрощения, идеализации, отображения и замещения реального объекта. В истории науки это, например, первоначальные атомные модели вещества, модели атомов и молекул, модели газов, волновая и корпускулярная модели света и другие. По­добные модели применяются и в социальных науках, например, модель простого товарного хо­зяйства и общества, состоящего из собственников средств производства, обменивающих товары в условиях разделения труда, - именно такую модель общества и описывает теория стоимости. Конструируемые учеными абстрактные, идеализированные мысленные модели выступают про­межуточным звеном между утверждениями теории и действительностью, с той или иной степе­нью приближения они дают знания об объекте, поскольку создаются на основе отношения сход­ства с ним — изоморфизма или гомоморфизма (Штофф В.А. Проблемы методологии научного познания. М.. 1978. С. 236-237).

Очевидно, что такого рода «эксперимент», являясь необходимой теоретической формой научного мышления и способствуя разработке теории, не может, однако, рас­сматриваться как эмпирическая проверка и метод подтверждение знания, у него другая функция в построении и обосновании теории.

Важнейшим средством построения и исследования идеализированного теорети­ческого объекта является формализация.Под формализацией в широком смысле слова понимается метод изучения самых разнообразных объектов путем отображения их со­держания и структуры в знаковой форме, при помощи самых разнообразных искусст­венных языков. В разделе о языке науки уже были даны правила построения формали­зованных языков и показана эвристическая ценность их применения, которая состоит в том, что введение символики обеспечивает полноту обозрения определенной области проблем, краткость и четкость фиксации знания, позволяет избежать многозначности терминов. Познавательная ценность формализации состоит также в том, что она явля­ется средством систематизации содержания и уточнения логической структуры теории. Под аксиомами и постулатами понимаются утверждения, принимаемые в рамках ка­кой-либо теории как истинные, хотя и недоказуемые ее средствами. Реконструкция на­учной теории в формализованном языке позволяет проследить логическую зависимость между различными положениями теории, выявить всю совокупность предпосылок и оснований, исходя из которых она развертывается, что позволяет уточнить неясности, неопределенности, предотвратить парадоксальные ситуации. Формализация теории выполняет также своеобразные унифицирующие и обобщающие функции, позволяя ряд положений теории экстраполировать на целые классы научных теорий и применять

формальный аппарат для синтеза ранее не связанных теорий. Одно из наиболее ценных достоинств формализации - ее эвристические возможности, в частности, возможность обнаружения и доказательства ранее неизвестных свойств изучаемых объектов.

Создание формализованных описаний не только имеет собственно познаватель­ную ценность, но является условием для использования на теоретическом уровне ма­тематического моделирования. Широкое применение математическое моделирование получило в конце 40-х годов ХХ века, как теоретический метод исследования количе­ственных закономерностей процессов, изучаемых не только отдельными науками, но и такими междисциплинарными направлениями, как кибернетика, исследование опера­ций, теория систем, когнитивные науки. Математическая модель, представляющая со­бой знаковую структуру, имеет дело с абстрактными объектами - математическими ве­личинами, понятиями, отношениями, которые допускают различные интерпретации. Соответственно одна и та же модель может применяться в различных науках. Значение математической модели при разработке теории определяется тем, что она, отображая определенные свойства и отношения оригинала, замещает его в определенном плане и дает новую, более глубокую и полную информацию об оригинале.

Математическая модель, как правило имеет вид уравнения или системы уравнений раз­личного типа вместе с необходимыми для ее решения начальными и граничными условиями, значениями коэффициентов уравнений и другими параметрами. В связи с абстрактным характе­ром математической модели возникает проблема интерпретации и конкретизации тех абстракт­ных объектов, которые фигурируют в ней. Эта ситуация типична для использования при по­строении теории уже готовой, созданной в теоретической математике абстрактной структуры. В этом случае речь идет о правомерности использования этой гипотетической модели и о способах ее интерпретации. Другой случай: эмпирические исследования конкретной науки ставят задачу создания новой математической модели для решения проблем именно данной науки. Проблемы математических моделей получают новое развитие в связи с компьютеризацией и развитием когнитивных наук.

Построение теории предполагает синтез знания, полученного при исследовании идеализированного объекта (модели), выявление и обоснование знания на новом уров­не - не описания, но объяснения научных фактов.








Дата добавления: 2016-04-02; просмотров: 1075;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.007 сек.