Аргументы эволюционной эпистемологии в защиту познаваемости
Ранее при анализе принципа доверия субъекту уже рассматривалась аргументация от эволюционной теории познания базируется на следующих исходных посылках: человек принадлежит природному миру и должен рассматриваться наряду с другими его составляющими; само приспособление к этому миру и вся жизнь человека есть процесс познания; модели эволюции и самоорганизации сложных систем необходимо применять и к познавательной деятельности человека, который является одной из таких систем. Следует напомнить, что «гипотетический реализм» (Д.Кэмпбелл) опирается на предположение о существовании реального мира, структуры которого могут быть частично познаны, состоятельность же самого предположения может быть проверяема. Наши знания - это не «абсолютные истины», но «рабочие гипотезы», которые мы должны быть готовы сменить, отбросить, если они противоречат новым фактам. При таком подходе снимаются неоправданные ожидания полного совпадения или полного несовпадения реального мира и нашего представления о нем и, соответственно, познавательная деятельность субъекта и доверие ему не оцениваются эталоном «абсолютной истины».
Если познавательные способности человека - продукт эволюции, то они являются врожденными и наследуемыми, независимыми от индивидуального опыта, при этом, по Фоллмеру, формы созерцания «соответствуют миру как субъективные, внедренные в нас задатки и их использование точно согласуется с законами действительности просто потому, что они сформированы эволюционно в ходе приспособления к этому миру и его законам», что и делает возможным выживание человека. Человек хорошо оснащен для познания, большинство программ уже встроено с рождения, например, пространственное видение - способность интерпретировать изображение двумерной сетчатой структуры трех-
мерным образом; или чувство постоянства, которое позволяет распознавать объекты, «объективировать» мир, абстрагировать, строить классы и понятия.
В свою очередь Лоренц утверждает, что человек обладает фундаментальной способностью в той или иной мере учитывать, компенсировать и даже исключать (выводить за скобки) влияние внутренних (физических и ментальных) состояний и переживаний на познание внешней действительности. Однако это лишь знание, подобное знанию о мире и своей добыче, которым владеет грубый примитивный охотник, т.е. только о том, что представляет практический интерес. Но этому знанию наших органов чувств и нервной системы мы можем доверять. Фиксируя постоянные и принципиальные свойства познаваемого предмета, познавательный аппарат способен отражать объективное в этом предмете «адекватно выживанию», определенно соответствуя реальности.
Взаимно-однозначное подобие субъективных форм познания и объективных параметров реального мира в полной мере подтверждается исследованиями. Фоллмер поясняет эту ситуацию в понятиях «проективной теории познания», которая отрицает возможность дедуктивного следования от образа к изучаемому предмету, не настаивает на получении образа как копии реального мира, что характерно для теории познания как отражения, но говорит о взаимозаменяемости объекта и образа, согласовании образа и объекта лишь в отдельных аспектах, в конечном счете - о возможности получения из образа лишь гипотетической информации об объекте. Итак, каждое восприятие, каждая «проекция» -это правомерная попытка реконструкции реального мира, которая носит, разумеется, гипотетический характер, требует проверки и доказательства или опровержения. Эволюционное учение о познании, по существу, подтверждает принципиальные положения теории познания как отражения, которые близки к естественнонаучному объяснению возможности познания, но в то же время существенно их корректирует, поскольку делает базовыми понятиями «проективность», «изоморфизм», «гипотетический реализм».
Вместе с тем в эволюционной эпистемологии, показывающей, как формируются условия достоверного человеческого знания, осознается ограниченность органов чувств, а также исходных образов восприятия и повседневного опыта. И это оправдывает возникновение и дальнейшее существование такого значимого направления в философии, как скептицизм. Доверяя человеку познающему, следует помнить, что наш познавательный аппарат «адекватен» для тех условий, в которых он был развит в ходе эволюции, однако он может не соответствовать более поздним реальностям и не всегда годится для правильного понимания каждой из них. Еще недостаточно осмыслен также тот факт, что познающий человек реализует свои возможности в «мире средних размерностей», мезокос-
ме, что и евклидова геометрия и физика Ньютона, по-видимому, соответствуют этому миру. Никто из представителей скептицизма не располагал информацией о том, что познавательные структуры человека в ходе эволюции были адаптированы к реальному миру, а гносеологи Локк, Юм, Кант создавали, по существу, теорию познания «мира средних размерностей», не предполагая ее ограниченности этим миром и не осознавая, что только научное познание таит в себе возможности преодоления мезокосма, может вырваться за пределы такого мира.
Следует отметить, что неукоснительное требование теории познания как теории отражения постоянно сверяться с чувственным опытом и с практической деятельностью неявно говорит о непонимании пределов мира средних размерностей, в которых существует человек, об абсолютизации его чувственно-практических возможностей. Это находит выражение также и в том, что при познании и обучении не учитывают, что без соответствующего осмысления применяются повседневный язык, язык классической науки и классическая логика, сформировавшиеся именно для описания мира средних размерностей. Эти явления, а также неоправданно преувеличенные ожидания, в частности получения «абсолютно истинного», а не гипотетического знания, ведут к пессимизму и скептицизму, отрицанию возможности достоверного знания и разрушают доверие к человеку познающему. Однако сегодня познание развивается в новых условиях, включающих не только природные факторы, но деятельность человека в обществе и новый уровень развития его мышления и специальных познавательных средств. Познание, кроме того, носит кооперативный характер и базируется на интерсубъективной, коллективной деятельности. С этой точки зрения коллективные конструкты науки намного ближе к действительности, чем индивидуальный опыт как приблизительное «грубое знание». Обращение науки к опытным данным значительно расширяется, выходя далеко за пределы средних размерностей в сферы микромира или космоса, резко возрастает информация, существенно уточняются получаемые данные. Разумеется, эволюционная эпистемология предстает, по существу, только в качестве естественнонаучной концепции эволюции познавательных способностей и никак не может рассматриваться в роли философской теории познания, тем более что развитие познавательных способностей - это коэволюционный процесс, в котором культура с момента ее возникновения играет не менее фундаментальную, чем природа, роль в развитии человеческой способности адекватно воспринимать мир. Но в любом случае эволюционная эпистемология дает существенные основания для утверждения принципа доверия субъекту.
ЛИТЕРАТУРА
Основная
Богуславский В.М. Скептицизм в философии. М., 1990.
Лоренц К. Оборотная сторона зеркала. М., 1998.
Микешина Л.А., Опенков М.Ю. Новые образы познания и реальности. М., 1997.
Микешина Л.А. Философия познания. Полемические главы. М., 2002.
Фоллмер Г. Эволюционная теория познания. Врожденные структуры познания в контексте биологии, психологии, лингвистики, философии и теории науки. М., 1998.
Хахлвег К., Хукер К. Эволюционная эпистемология и философия науки // Современная философия науки: Хрестоматия. 2-е изд. М., 1996.
Юм Д. Трактат о человеческой природе. Т. 1 - 2. М., 1996.
Дополнительная
Лапшин И.И. Философия изобретения и изобретение в философии. Введение в историю философии. М.. 1999.
Эволюция, культура, познание. М., 1996.
Вопросы для самопроверки
Какой из видов реализма вы принимаете?
Когда возник скептицизм? Его основные положения.
Какие моменты познания говорят о его гипотетичности?
Основные идеи скептицизма Д.Юма.
Как соотносятся скептицизм и догматизм?
Ваше отношение к призыву Декарта «Подвергай все сомнению!»
Как соотносятся сомнение и вера в научном познании?
Каковы аргументы эволюционной теории познания в пользу познаваемости мира?
Как вы понимаете принцип доверия субъекту познания?
Основные идеи «гипотетического реализма».
Дата добавления: 2016-04-02; просмотров: 872;