Первобытное искусство
По этому вопросу мы имеем весьма подробные свидетельства о том, каким знанием природы обладают ныне сохранившиеся охотничьи племена, и о той роли, какую играют тотемические танцы в их обрядах. То, что это верно и по отношению к прошлому, доказывается часто встречающейся пещерной живописью, рисунками и скульптурой, которая почти исключительно изображает животных. Эти изображения не ограничиваются внешним видом животного — часто рисуются кости, сердце, внутренности, что свидетельствует о зарождении анатомии из обычая разрезать добычу.
В действительности именно благодаря этому биологическому аспекту жизни первобытных людей появилась техника живописного изображения, явившаяся основой не только изобразительных искусств, но также и графического символизма, математики и письма, которые сделали возможным появление рациональной науки[75].
2.3. СОЦИАЛЬНАЯ ОСНОВА ЖИЗНИ ПЕРВОБЫТНОГО ОБЩЕСТВА
Язык
Задолго до того, как стал возможным такой уровень развития, в человеческом обществе возник язык — это наиболее могучее средство связи и развития. Сам по себе язык является средством производства, возможно первым из них. Во время преследования добычи сотрудничество нескольких индивидуумов, безоружных или с необработанными палками и камнями, возможно только тогда, когда они пользуются жестами или словами. Такое сотрудничество вполне могло иметь место задолго до того, как они сделали какое-либо приспособление для своих целей. Ранний язык должен быть связан главным образом с добыванием пищи, включая передвижение людей, а также с изготовлением и использованием орудий производства.
Насколько рано возник язык, должно показать то, в какой степени он уже повлиял на наследуемое анатомическое строение человеческого мозга. Координирование действий глаз и рук, которое занимает больше половины деятельности человеческого мозга, является, по существу, лишь результатом разработки того, что унаследовано от обезьяночеловека. Соответственное координирование уха и языка, хотя и не играющее такой роли в деятельности мозга, фактически было заново создано. Такая координация могла возникнуть и стать наследуемой у человека только после возникновения общества.
Все млекопитающие пользуются своим голосом до некоторой степени для гениального общения, но обычно — для выражения эмоций: сексуальных чувств, гнева или страха, и восприятие этих криков, в свою очередь, порождает соответствующий эмоциональный отклик. И только позднее к эмоциональному общению и действиям могло прибавиться общение путем обмена сведениями о вещах и местах. Переход к такому общению — не полный, оттенки при выражении чувств в языке переходят в сферу поэзии, песни и музыки, но они никогда не отсутствуют в разговорном языке и придают ему воздействующий и даже повелительный характер, который привел к появлению веры в магическую силу слов. Все же магические свойства языка всегда подчинялись утилитарным его свойствам.
Язык с самого начала своего возникновения почти целиком должен был быть произвольным и условным. В каждом особом случае общения значение звуков должно было завоевать признание и закрепляться традициями, чтобы стать полноценным языком, с помощью которого можно иметь дело со всем комплексом материальной и общественной жизни. Именно по этой причине языки так же разнообразны, как язык вообще — универсален.
Символизм
Объекты и ситуации, с которыми имеет дело язык, всегда более сложны, чем звуки, употребляемые для их описания. Вследствие этого слова в языке неизбежно являются абстрактными и обобщенными символами. Они годятся только для обозначения условного действия, которого требует данная ситуация, — не больше. В самом акте создания своих языков человеческие общества были вынуждены обобщать — вводить одно слово для обозначения различных предметов и у потреблять словесный символизм, или стенографию. Манипуляции этих символов в мозгу совместно с непосредственным зрительным представлением образуют человеческую мысль. Научные формулы и теории являются только естественным и сдерживаемым распространением процесса формирования языка. Словесный символизм, как мы увидим, может быть источником как заблуждения, так и познания. Если выделить повелительные эмоциональные свойства слов, они могут превратиться в магические заклинания. Если символы взяты вместо материального объекта или действия, то они могут превратиться и символы (counters) идеалистической логики.
Дата добавления: 2016-04-02; просмотров: 706;