Метательные снаряды и машины
Особо важными для истории науки были механические приспособления, используемые при охоте. Копье, дротик, в высшей степени оригинальный бумеранг, праща и болас, действие которого зависит от довольно сложных динамических и аэродинамических движений систем в пространстве, являются последовательным совершенствованием простого искусства бросания палок и камней. Более тщательно разработанным и более важным для будущего было выдающееся изобретение лука, которое, вероятно, имело место лишь в конце древнекаменного века. Лук представляет собой первое использование человеком механического запаса энергии, которая накапливается в луке при медленном натягивании тетивы и быстро расходуется в момент пускания стрелы. Следовательно, лук является первой используемой человеком машиной. Он должен был привести к более результативной охоте, и его употребление, невидимому, распространилось с необычайной быстротой по всему миру (рис. 1).
Для истории науки лук интересен втройне. Изучение полета стрелы стимулировало появление и развитие динамики. Лучковое сверло, заменяя действия рук по кручению трута или сверла и освобождая одну из них, было первым примером поддерживаемого вращательного движения. Звук натянутой тетивы, вероятно, привел к созданию струнных инструментов, и, таким образом, это был вклад как в науку, так и в музыку.
Еще раньше был известен и другой способ извлечения музыкальных звуков с помощью духовых инструментов, из которых горн и труба восходят, вероятно, ко временам древнекаменного века. Из своего опыта первобытный человек достаточно хорошо знал, что воздух и ветер - материальны. Пневматика началась с дыхания. Его можно было направлять, выдыхая или вдыхая воздух через полые кости или тростники. Воздухом могли быть наполнены пузыри для переправы и он мог быть вытеснен из кузнечных мехов для раздувания огня. Его сила могла использоваться в духовом ружье для охоты или же в бамбуковом воздушном насосе для разжигания огня. Это движение свободного или управляемого поршня в цилиндре должно было привести к изобретению пушки и парового двигателя.
2.6. ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ И ИДЕИ
Так как археологические данные материальны, то, естественно, мы знаем гораздо больше о технических достижениях первобытного человека, нежели о его достижениях в области идей, но те небольшие доказательства, которыми мы располагаем, в сочетании с данными о жизни первобытных народов наших дней показывают, что эти идеи также должны быть весьма значительны. Во-первых, невозможно проводить целый комплекс механических и организационных работ в обществе, занимающемся охотой и не умеющем образовывать внутренние связи и общественную организацию. Охота часто проводилась в больших масштабах и на таких животных, как мамонт или дикая лошадь, что требовало искусной расстановки сотен людей.
Кроме того, имеется прямое свидетельство о развитии мифов и ритуалов в палеолитических стоянках, в частности в местах погребения. Сам по себе факт того, что погребение практиковалось почти с самого начала древнекаменного века, указывает на существование того или иного отношения к судьбе человека после смерти. Отношение, казалось, было очень простым, погребения с орудиями и пищей являются доказательствами наличия веры в загробную жизнь, которая не очень отличается от такой веры в современных религиях. Но некоторые обычаи, как, например, покрывание трупов красной охрой в подражание крови, свидетельствуют о довольно широком применении магии. Это подтверждается всеми примечательными рисунками, которые нижнепалеолитический человек оставил в пещерах и скальных убежищах. Такие рисунки носили чисто магический характер и в основном делались для того, чтобы способствовать охоте и увеличению количества животных для нее.
Будет справедливо сделать вывод по аналогии с современными нецивилизованными племенами, что это свидетельство указывает на наличие целого комплекса ритуалов, состоящих, по существу, из танцев и песен, воспроизводящих успешную охоту на тех животных, которых изображали танцоры. Именно из таких церемоний должно было произойти театральное искусство, так же как и религиозные ритуалы. Подражание животным делалось, конечно, для обмана их, и его успех не должен был ограничиваться только животными. Обманные действия затем передадутся войне, а поэтический вымысел легко переродится в простую ложь.
Колдун
Вначале все должны были участвовать в ритуальных церемониях, но к концу древнекаменного века уже имеются доказательства начала специализации. Живопись в отдаленных, труднодоступных пещерах должна была производиться искушенным художником, который должен был, кроме того, еще довольно часто участвовать в охоте для поисков и изучения своих объектов: изображения в действии. Среди этих рисунков случайно были обнаружены отдельные фигуры переодетых мужчин, изображающих животных, которые, казалось, имели какое-то особое значение. В большинстве первобытных племен нашего времени мы находим колдунов, или шаманов, про коих думают, что они по-особому связаны с силами, которым подвластны части мира или окружающей среды, имеющие отношение в первую очередь к пище, но также к здоровью и удаче в жизни. Эти люди до некоторой степени освобождены от постоянной работы по добыванию пищи и изготовлению орудий[77] и вместо этого должны использовать свое магическое искусство для общего благополучия. Они также отвечают за сознательное сохранение традиционного обучения и, следовательно, за его изменение в развивающемся обществе. Поэтому их предшественники, жившие в древние времена, являются прямыми предками в области культуры святых королей, священников, философов и ученых.
Теория магии. Духи
Действия магов вначале, вероятно, базировались на бессознательной, а впоследствии на простой, по существу подражательной и симпатической разновидности теории действия вселенной. Исходя из данных о погребениях и рисунках, представляется, что эта теория была разработана уже в древнекаменном веке. Вначале подобия, а затем упрощенные изображения, или символы, могли настолько отождествляться с оригиналами, что действия, оказываемые на них, переносились с помощью таинственной притягательной силы на реальный мир. Неразрывная последовательная связь соединяет эти изображения и символы с теми, которые мы употребляем с таким успехом в современной науке, но необходимы были целые столетия опыта и ожесточенных битв, чтобы провести грань между магическим и просто условным значением символизма.
Другим аспектом первобытного мышления, который на какой-то ступени отделился от подражательной или символической магии, была идея о влиянии, оказываемом духами на реальный мир и, следовательно, необходимость в установлении контроля над ними и их умилостивления. Идея духа сама по себе крайне изощренная. Вероятно, она возникла из-за того, что невозможно было постичь факты смерти, и первые духи, как показывает убранство могил, представлялись действительно телесными. Но, поскольку при жизни умершие были членами племени, предполагалось, что их духи продолжают свое общение с племенем. Думали, что духи умерших продолжают воздействовать на природу, как это делали живые люди своими непосредственными действиями или с помощью магии, и первоначально их сила не превосходила силы человека. И только позднее дух (дыхание — breath, дух — geist, душа — soul, психическое — psyche), который со смертью покидает тело, стал представляться обособленным от него и способным к собственной невидимой, но отнюдь не безрезультативной жизни.
В конце концов, понятие о духе должно было разделиться на два совершенно различных понятия. С одной стороны, дух сильного человека преобразовывается в дух легендарного героя и отсюда — в дух бога, чтобы стать центральной фигурой религии. С другой — дух отделяется от своего человеческого происхождения и превращается в невидимого естественного агента, вроде ветра или же предполагаемой активной силы, определяющей химические и жизненные изменения. Последние, очищенные от божественной природы, как будет показано в последующих главах, играли чрезвычайно важную роль в науке и прекратили свое существование тогда, когда были сведены к «духам» винной лавки*. или же остались в качестве «диких неукротимых духов» — газов (или хаосов) Ван-Гельмонта (стр. 346), которые в конце концов должны были попасть в камеру газометра.
* Игра слов: английское слово “spirit”, кроме основного значения «дух», имеет еще значение «спирт», «алкоголь». Ср. «дух» — «духи». — Ред.
2.7. ДОСТИЖЕНИЯ ПЕРВОБЫТНОГО ЧЕЛОВЕКА
Этот весьма короткий обзор техники и идей первобытного человека должен быть достаточен, чтобы показать то, как много было уже сделано к концу древнекаменного века в деле использования человеческого разума для распространения его власти над природой с помощью материальных орудий и через посредство деятельности общества по созданию традиций и ритуалов, обеспечивающих сохранение достигнутых успехов. Основы механики и физики были заложены в изготовлении и употреблении орудий, основы химии — в употреблении огня, а основы биологии — в практическом и передающемся по наследству знании о животных и растениях. Общественное знание содержалось в языке и искусстве и систематизировалось в тотемизме с началом формального обучения в церемониях посвящения.
Характер общества, обусловленный его зависимостью от охоты и собирательства, по существу, был общинным без какой-либо заметной специализации и без разделения на классы.
Дата добавления: 2016-04-02; просмотров: 549;