Общественная власть в догосударственный период
Догосударственный период
Земле – 10 млрд. лет. По данным археологии (находка в Эфиопии) человекоподобное существо возникло 4,5 млн. лет назад. Изначально - эпоха палеолита, период – первобытно-общинного строя. В мустьерский период (около 100 тыс. лет до н.э.) человек отличается от животного умением делать орудия труда (обрабатывать камень и кость), возводить жилище. Образ жизни бродячий, стадный (30-40 человек). Больше нельзя, не прокормиться. Отношения и прежде всего половые, регулируются обычаями. Что касается семьи, то существует две точки зрения: или «все со всеми», или гаремная. Труд коллективный – иначе не выжить. Мировоззрение – в форме первобытных религий.
В ориньякский период (около 30 тыс. лет до н.э., поздний палеолит) человек научился делать копья, дротики, гарпуны, западни для животных и ловушки для рыбы. Образ жизни – оседлый или полуоседлый. А в 10-8 тысячелетиях до н.э. (эпоха мезолита) появляется лук, стрела, топор.
Примерно с 8 тысячелетия до н.э. (неолит) появляется мотыга, долбленая лодка. Человек научился шлифовать, пилить и сверлить камень, приручил собаку. В этот период человек совершает неолитическую революцию в земледелии и индустрии. Появляются глиняная посуда, сети, ткачество, одомашненные животные. Главный итог – на смену присваивающей форме хозяйства пришла производящая, а новые орудия труда привели к появлению излишних продуктов. А это вместе со скотоводством (нет необходимости в коллективном труде) ослабило связь человека с коллективом.
Пока это матриархат, экзогамия, групповщина и безотцовщина. Материнская родовая община (до 300 человек) живет в одном доме, совместный труд, совместное потребление. Это – коммуна. А во-главе – главная добытчица – женщина.
Наличие одомашненных животных, излишков продуктов привело к ликвидации матриархата и утверждению патриархального рода, возникновению парной семьи с преобладанием власти мужчины. Появляется институт развода.
Общественная власть в догосударственный период
Род возник с появлением запрета половых связей внутриутробных братьев, сестер и более дальних родственников. Его основа – общее право на имущество, землю, военную добычу. Появление избытков продуктов ведет к возникновению разбоя. Появляется военный институт.
Вождь избирается на определенный срок, у него военная и судебная функции и нет административной. Но вождь имеет преимущество при дележе добычи, у него особая защита, ему лучший кусок пищи на пиру. Постепенно появляются рода, способные выставить сильный отряд. Род начинает разлагаться: в результате грабежа, военной добычи, рабства (пленных убивать невыгодно) формируются более зажиточные семьи – знатные в роду: наследственная аристократия.
А в месте с ней и форма правления – общее собрание и совет старейшин. Функции собрания: судебные дела, военные и административные вопросы.
Союз родов – фратрия (братство), а в промежутке могла быть фила (любовь). Фратрия – группа родственных родов. Она экзогамна. Ее главная задача – регулировать половые отношения. Члены одной фратрии вступают в брачные отношения с соседней фратрией. Союз фратрий – племя.
Во главе их – советы старейшин, а форма власти – военная демократия.
Это период рассвета родовой организации, но уже имущественное расслоение налицо. Отношения регулируются обычаем.
Начинается непосредственный переход к государству.
Эти государства возникали и развивались примерно по одному сходному пути. Сходной была и сложившаяся в них государственная организация – первого известного истории древневосточного типа: Восточная деспотия.
| |||
Господствующий класс Древневосточных государств состоял из крупных чиновников, военачальников, а также жрецов. Основные же производственные функции выполняли классы мелких товаропроизводителей (крестьян, ремесленников), а также рабов и близких к ним по положению подневольных работников. Рабство на Востоке не было всеобъемлющим социальным институтом. Рабский труд почти не применялся в сельском хозяйстве и ремесле, а использовался в основном на государственных работах при строительстве каналов, дорог, крепостей.
Своеобразие государственного строя древневосточных государств определялось, прежде всего, его социальной базой – общиной. Своим консерватизмом, своим нежеланием вмешиваться в политику община способствовала превращению центральной власти в деспотию. Подавление человека, его воли начиналось уже в пределах коллектива, к которому он принадлежал. В то же самое время сельские общины не могли обходиться без организующей роли центральной власти.
В целом для древневосточного региона были характерные замедленные темпы исторического прогресса. Крупные социальные сдвиги происходили зачастую лишь под влиянием внешних завоеваний или природных катаклизмов.
Дата добавления: 2016-04-02; просмотров: 871;