Научно-методические основы советской системы физического воспитания
В первые годы советской власти начала решаться проблема подготовки научно-педагогических кадров, от которых во многом зависело создание научно-методических основ физического воспитания. В 1919—1920 гг. приступают к работе два высших учебных заведения — Институт физического образования им. П. Ф. Лесгафта в Петрограде и Центральный институт физической культуры в Москве. В этих вузах в начале 20-х гг. ведутся научные исследования в области физического воспитания и спорта. Заслуга в разработке медико-биологических, психологических и педагогических проблем физической культуры и спорта принадлежит ученику и последователю П. Ф. Лесгафта В. В. Гориневскому, а также Л. А. Орбели, А. Н. Крестовникову, П. А. Рудику, Н. А. Бернштейну, М. Ф. Иваницкому и др. Однако специалисты с высшим физкультурным образованием для общеобразовательных школ, т. е. учителя физической культуры, вплоть до 1946 г. в СССР не готовились, а институтов физической культуры до Великой Отечественной войны было лишь шесть.
Народный комиссар здравоохранения и председатель Высшего совета физической культуры при ВЦИК Н. А. Семашко (в центре), ректор института А. А. Зикмунд (слева), профессор В. В. Гориневский (справа)
В плане развития научно-методических основ советской системы физического воспитания нельзя не сказать, что в 1923 г. было создано издательство “Физкультура и спорт”. В этом же году им был выпущен первый сборник научных статей по физической культуре. Со страниц книги звучит голос первого председателя ВСФК Н. А. Семашко: “Этот первый сборник научных статей по физкультуре знаменует собою начало планомерного, систематического подведения научной базы под физическую культуру”. С 1925 г. начинает выпускаться ежемесячный научно-теоретический журнал “Теория и практика физической культуры”, вначале издаваемый Наркомздравом по согласованию с ВСФК, а затем ставший органом Комитета по физической культуре и спорту.
Таким образом, был основан центральный орган печати, который до сего времени публикует новейшие экспериментальные исследования ведущих отечественных и зарубежных ученых и практиков физической культуры и спорта.
В 1933 г. открывается Центральный научно-исследовательский институт физической культуры (ЦНИИФК) — головное научное учреждение по разработке проблем физической культуры и спорта в нашей стране.
Научные труды отечественных ученых по проблемам теории и практики физической культуры за все предыдущие годы получили бесспорное международное признание на многих всемирных научных конгрессах, конференциях и симпозиумах. Широко известны работы В.М.Дьячкова, Н.Г.Озолина, А.Д.Новикова, Л.П.Матвеева, В. М. Зациорского, В. П. Филина (теория и методика физического воспитания и спортивной тренировки), П. А. Рудика, А. Ц. Пуни (психолого-педагогическое направление), Н. И. Пономарева, В. В. Столбова, В. И. Столярова (историко-социологическое направление), Н. А. Бернштейна, Д. Д. Донского, И. П. Ратова (биомеханика), А. Н. Крестовникова, С. П. Летунова, М. Ф. Иваницкого, П.Я.Гальперина, В.С.Фарфеля, В.Л.Карпмана (медико-биологическое направление) и многих других.
Во второй половине 30-х гг. официальная педагогика, в том числе и спортивная, становится в нашей стране частью идеологии тоталитарного режима. Она обладала рядом отчетливо выраженных характеристик, которые отличали ее от педагогики предшествующего периода. Методологической основой педагогики провозглашалась философия марксизма-ленинизма. Вместо множества концепций типа биогенетической, социогенетической, рефлексологической, культурно-исторической была выдвинута одна, единая в своих методологических основаниях — советская педагогическая теория. Провозглашалась и научность официальной педагогики, но такой, которая соответствовала бы господствующей идеологии. Всякая попытка постановки вопроса о создании автономной от государства школы и педагогики стала рассматриваться в условиях тоталитаризма как политическое преступление. Начавшаяся в конце 20-х гг. кампания, направленная на уничтожение старой интеллигенции, когда одни были репрессированы, другие подверглись травле, третьи вынуждены были эмигрировать, привела к разрыву советской педагогической науки с богатым опытом, накопленным отечественными учеными, такими, как В. В. Розанов, П. Ф. Каптерев, П. П. Блонский, С. Т. Шацкий, Н. А. Бернштейн и др.
Основными педагогическими понятиями (категориями) становятся воспитание, образование и обучение. Попытки ввести какое-либо новое понятие, например развитие, жестко пресекались. В чистом виде, как составная часть сталинской идеологии, официальная педагогика существовала в 30 — 50-е гг.
Наиболее полно взгляды официальной педагогики отражает постановление ЦК ВКП(б) 1936 г. “О педологических извращениях в системе наркомпросов”. В нем указывается на вредную деятельность педологов*, на то, что их взгляды базируются на лженаучных, антимарксистских положениях. К ним прежде всего относили то, что способности детей обусловлены биологическими, социальными и наследственными факторами. А это находится, говорится в постановлении, в вопиющем противоречии с марксизмом, принижая значение школы в деле воспитания в условиях социалистического общества. Таким образом, педагогика 30—50-х гг. практически лишается своих естественно-научных основ — биологии, физиологии, социологии, генетики. Если в середине 20-х гг. центр интересов ведущих педагогов советской России смещался к педологии и психологии, объясняя это тем, что образование без опоры на физиологию, психику ребенка, социальные факторы среды малоэффективно, то с выходом в свет названного постановления официальная педагогика встала на противоположную точку зрения. Дело усугублялось тем, что многими советскими педагогами после постановления 1936 г. были сделаны однозначные выводы, ведущие к отказу от изучения возрастных и индивидуальных особенностей развития детей вообще.
* Педология буквально — наука о детях. Совокупность психологических, биологических, социологических концепций развития ребенка. Возникла в конце XIX в. в США и Западной Европе.
Опираясь на диалектический метод познания, ЦК ВКП(б) постановил в 1936 г. признать методы анкетирования, тестирования, а также математико-статистические методы ненаучными и буржуазными. Поэтому о них перестали упоминать, а тем более использовать. Однако после XX съезда КПСС 1956 г., когда многое стало подвергаться сомнению, отношение к “проклятым” методам резко изменилось. Официальная педагогика, напротив, стала пропагандировать их.
То, что происходило в области физической культуры в 30 — 50-е гг. со многими советскими учеными, добившимися мирового признания и вдруг подвергшимися преследованию, подтверждает пример выдающегося ученого Н. А. Бернштейна. В 1947 г. профессор Н. А. Бернштейн был удостоен высшей государственной премии — Сталинской, а в 1949 г. был объявлен космополитом, вульгаризатором и сочинителем лженаучных теорий, биологизатором, механицистом и наглым клеветником. А между тем Бернштейн один из первых в мире экспериментально определил, что движениями человека управляет мозг. Им были открыты такие фундаментальные явления в управлении движениями, как “обратные связи”, описанные им еще в 1928 г. В настоящее время в качестве теоретической основы курса биомеханики приняты основные положения отечественной школы биомеханики, созданные трудами этого величайшего ученого.
Современное физическое воспитание и спорт как педагогический процесс немыслимы без знаний и учета физиологических, психических, социальных, генетических факторов, составляющих их естественно-научную основу. Возрастно-половой подход стал одним из основополагающих принципов физического воспитания школьников. Мысль психолога Л. С. Выготского о том, что “обучение должно идти впереди естественного развития”, легла в основу современного учения о благоприятных (сенситивных) периодах целенаправленного развития двигательных возможностей человека. Это учение нашло свое экспериментальное подтверждение в физическом воспитании, детском и юношеском спорте. В настоящее время в практике физического воспитания и спорта учитывают и то обстоятельство, что ряд функциональных и двигательных возможностей во многом зависит от генетических факторов, т. е. они передаются по наследству. Это имеет исключительно важное значение на ранних этапах отбора детей для занятий тем или иным видом спорта, а также для развития двигательных качеств человека. Однако наступила ли полная ясность в этой проблеме? Один из ведущих отечественных теоретиков физической культуры и спорта Л. П. Матвеев в 1982 г. так комментирует ее: “...Следует достаточно точно выявить и оценить реальные возможности, какие предоставляет физическая культура для направленного развития природных качеств и способностей человека, т. е. четко представить, в какой именно мере ее факторы позволяют развивать жизненно важные качества, формировать новые способности и вместе с тем противодействовать влиянию неблагоприятных наследственных факторов и т.д. Решение этой задачи позволит на деле исключить как субъективистские "вольности" в постановке отдельных задач физического воспитания, когда будто мы вольны в каких угодно пределах изменять физический статус организма, так и допускаемую подчас переоценку роли наследственных факторов, когда предрекают, будто вся судьба физического развития человека чуть ли не роковым образом предопределена "генетической программой"».
На примере разработки проблемы обучения двигательным действиям очевиден вклад отечественных ученых в мировую теорию и практику физического воспитания и спорта... Физиологическое обоснование формирования двигательных навыков в физическом воспитании и спорте в свете положений теории условных рефлексов было предложено сотрудником И. П. Павлова А. Н. Крестовниковым. В 1951 г, им были опубликованы «Очерки по физиологии физических упражнений», где говорится, что овладение каким-либо двигательным действием проходит через три стадии: иррадиации (распространение процесса возбуждения или торможения в центральной нервной системе), что внешне выражается в возникновении «лишних» движений, отсутствии расслабленности мышц, не участвующих в данном движении, общем напряжении и т. п.; концентрации — очаг нервно-мышечного возбуждения концентрируется, как бы заужается, т. е. человек начинает овладевать основами какого-то упражнения, выполняя его «вчерне»; стабилизации — такого состояния функциональной системы, когда она приобретает стационарный характер, закрепляясь в результате многократных повторений двигательных действий, т. е. имеет место образование динамического стереотипа, автоматизма, что мы можем наблюдать у спортсменов высокой квалификации. Эти три состояния центральной нервной системы и легли затем в основу обоснования структуры процесса обучения движениям в практике физического воспитания и спорта — этап начального разучивания, этап углубленного разучивания, этап закрепления и дальнейшего совершенствования.
Концепция А. Н. Крестовникова в конце 40-х гг. нашла отражение не только в теории физического воспитания, но и в физиологии и психологии. Она сохраняла свое значение в качестве элемента методологической основы теории обучения двигательным действиям вплоть до 70-х гг.
В 30 —40-х гг. Н. А. Бернштейном была разработана теория о построении движений, освоение которых базируется на активной роли обучаемого, на использовании принципа индивидуального подхода. В его работах был сделан значительный шаг в сторону уточнения условно-рефлекторного подхода при обучении движениям. Но, как уже отмечалось ранее, в результате репрессий его труды более 40 лет оставались невостребованными. Сегодня Н. А. Бернштейн полностью реабилитирован, получили признание его научные разработки, изданы написанные им книги.
В 50 — 60-е гг. заметный вклад в проблему обучения двигательным действиям внес П. Я. Гальперин. Он разработал теорию управления усвоением знаний, формированием действий и понятий. Особое место в его теории занимает концепция закономерного чередования этапов усвоения действий. Ее положения распространяются как на умственную, так и на двигательную деятельность.
Отечественные психологи Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, А. Н.Леонтьев и другие в 20 —70-е гг. предложили рассматривать деятельность в единстве ее внешних, предметных, и внутренних, психических, форм. На этой основе была разработана концепция анализа и управления деятельностью, в том числе и двигательной.
Наиболее фундаментальными и современными исследованиями этой проблемы являются работы П. К. Анохина, появившиеся в середине 70-х гг. Он автор учения о “функциональной системе”. Существенный элемент этой методологии — то, что в процесс освоения движений включается непрерывная “обратная связь” от обучаемого, несущая информацию о ходе и результатах обучения. По Анохину, совершенное владение двигательным действием означает возможность его гибкого использования в соответствии с неожиданно возникающими условиями и требованиями, т. е. оно должно отличаться достаточной вариативностью.
В разработке научно-методических основ системы физического воспитания и спорта было важно то обстоятельство, что в начале 60-х гг. возникает новая научная и учебная дисциплина — теория и методика юношеского спорта — совокупность знаний об основном содержании, формах построения и условиях спортивной подготовки детей, подростков, юношей и девушек, о наиболее существенных закономерностях данного педагогического процесса, общих для различных видов спорта. Начиная с 1962 г. в СССР регулярно проводились всесоюзные научно-практические конференции по указанной проблеме. Основная заслуга в создании этого направления в науке о физическом воспитании и спорте принадлежит В. П. Филину.
В последние десятилетия главные усилия науки о физической культуре и спорте были направлены на развитие спорта высших достижений. На нем сконцентрировалась преобладающая часть научных, материально-финансовых и кадровых сил, поэтому именно здесь достигнуты наиболее заметные научные результаты. Проблемы же физкультурно-оздоровительной работы выпали из сферы интенсивного научного обеспечения. Это касается таких направлений, как базовое (в первую очередь физического воспитания в школах), профессионально-прикладная физическая культура, повседневно-бытовая (в частности, гигиеническая в режиме домашнего быта), оздоровительно-восстановительная (в частности, лечебная), рекреативная (используемая как фактор здорового отдыха и содержательного развлечения) и т.д.
Продолжает возрастать значение спорта как компонента физической культуры, как средства укрепления здоровья. Декларируемые на самом высоком уровне положения, что массовость и устремленность к высшим достижениям — неотъемлемые черты нашего спортивного движения и что их противопоставлять недопустимо, на самом деле материально не подкреплялись. Практически все средства, и усилия науки в том числе, шли на нужды спорта высших достижений. Главная причина этого положения заключается в том, что характерной чертой развития физической культуры и спорта до 90-х гг. являлось то, что они отражали противоборство двух идеологических систем — социалистической и капиталистической. Спорт, и спорт высших достижений особенно, выступал в этом соперничестве как средство демонстрация превосходства одной системы над другой. При такой схеме взаимодействия ведущим принципом была конфронтация, а не творческое сотрудничество.
Важным этапом в решении проблемы подготовки научно-педагогических кадров является создание факультетов физического воспитания (ФФВ) при педагогических вузах, которые стали готовить учителей физической культуры для общеобразовательных школ. Первая попытка создания ФФВ была предпринята осенью 1940 г. Тогда в Москве собрали около 80 учителей физической культуры, имевших большой практический опыт работы в школах и других физкультурных учебных заведениях. Обучение успешно шло до весны 1941 г. Начавшаяся война заставила прервать занятия. В 1946 г. в стране создаются первые два ФФВ — в Московском областном педагогическом институте им. Н. К. Крупской и в Ленинградском государственном пединституте им. А. И. Герцена. В 1947 г. образуется еще 21 факультет. В последующие годы дополнительно открывается ряд ФФВ, а к 1991 г. их стало около 100. Заслуга этих учебных заведений состоит в том, что они являются ведущим звеном в разработке методологии подготовки учителей физической культуры с высшим педагогическим образованием. На ФФВ с 1952 г. ведется подготовка высококвалифицированных кадров для педагогических вузов страны через аспирантуру. За период с 1952 по 1992 г. только в МОПИ успешно защитили диссертации около 300 человек.
Дата добавления: 2016-04-02; просмотров: 1024;