Результаты призеров соревнований, показанные в День спорта в мае 1920 г. в городах Московской губернии
Виды соревнований | Москва | Волоколамск | Сходня |
Бег на 60 м, с | — | — | 7,5 7,8 7,9 |
Бег на 100 м, с | 11,9 12,5 13,0 | 13,0 | — |
Бег на 400 м, мин, с | — | 1.17 | — |
Прыжок в длину, м | — | 4,19 | 5,27 5,22 5,02 |
Прыжок в высоту, м | 1,60 1,50 1,45 | 1,30 | 1,50 1,45 1,40 |
Метание диска, м | 32,62 29,88 28,02 | — | 28,08 27,36 25,03 |
Метание копья, м | 42,09 32,54 29,81 | — | 37,13 34,15 30,30 |
Толкание ядра, м | — | 7,28 | — |
Организаторы детского движения в советской России понимали, что скаутские занятия — дело интересное и полезное и что речь должна идти не о ликвидации содержательной стороны скаутизма, а об изменении идеологической направленности его деятельности применительно к воспитательным задачам, решаемым в государстве.
В 1922 г. 18 скаут-мастеров Москвы выступили с декларацией по вопросу создания детского движения в РСФСР. В ней, в частности, говорилось: “В основу организации детских групп должна быть положена система “скаутинг”, освобожденная от ее буржуазного налета и наполненная новым общественно-трудовым содержанием. Старое скаутское движение, покоящееся на отвергнутых буржуазных принципах, является, естественно, противоположным новому детскому движению и потому не может вызвать с нашей стороны ничего иного, как борьбу за победу именно “освобожденного скаутинга”. Название “скаут”, поскольку оно является синонимом движения со старым содержанием, может быть заменено новым, причем лучшим и наиболее ярко отражающим сущность движения было бы название “юные пионеры”.
Эти публичные заявления свидетельствуют о желании сохранить содержательную суть скаутизма, изменив идеологическую направленность его деятельности в соответствии с учением марксизма-ленинизма. Различие во взглядах состояло лишь в подходе к названию детского движения: одни выступали за сохранение старого названия, другие предлагали заменить его термином “пионерское движение”. Декларация была опубликована практически одновременно со Второй Всероссийской конференцией РКСМ, принявшей постановление “О детском движении”, в котором речь шла о создании в стране пионерской организации. По существу, в обоих этих документах говорилось об одном и том же.
Так на смену скаутскому пришло пионерское движение. Главное, что их различало в то время, — идеологическая основа деятельности. Ведь само по себе употребление слова “пионер” вместо “скаут” ничего не меняло. Сам основатель скаутского движения Р. Баден-Пауэл говорил, что “скаут — это и есть охотник, первопроходец, зачинатель, т. е. пионер”. В организационном и методическом отношении пионерская организация многое взяла из системы скаутинга: структуру организации, форму, некоторые из законов, правил и обычаев, призыв “Будь готов!”, некоторые ритуалы, летние лагеря и т. д.
В 20-е и в какой-то мере в 30-е гг. пионерское движение было очень популярно, оно пользовалось всенародным признанием.
То было во всех отношениях и во многом противоречивое время. С одной стороны, для советских людей были характерны жизнерадостность, чувство всеобщего энтузиазма, гордость за свою страну, ощущение подъема и убежденности в возможности решения самых трудных задач, вера, что материальные трудности — временные, ударным трудом они будут преодолены и советских людей в ближайшее время ждет светлое будущее. Все это во многом определяло успехи и в работе пионерской организации. С другой стороны, этот всеобщий оптимизм во многом был внешним, формальным, не подкрепленным материальной и финансовой базой.
Названные противоречия в полной мере проявились и в деятельности пионерской организации, с которой начали сотрудничать и некоторые скаут-мастера. Уже к концу 20-х гг. в деятельности пионерской организации начинает заметно проявляться формализм. Она перестала быть ограниченным по численности движением, каким был скаутизм. Так, если в 1924 г. в стране насчитывалось 16 тыс. пионеров, то к концу 1925 г. — 1,5 млн., а к 1941 г. — 12 млн. Но рост численности пионеров не сопровождался соответствующим материальным обеспечением. Требовались профессионально подготовленные руководители и организаторы, а их было очень мало. Скаутское содержание в пионерском движении исчезло полностью. Сам же скаутизм стали однозначно представлять как чуждое советскому строю детское движение. Запрет детского скаутского движения в советской России — яркий пример отрицательных перегибов идеологического толка.
Скаутизм содержит в себе мощный воспитывающий потенциал. Это распространенная в современном мире система внешкольного воспитания. Контакты между скаутскими организациями разных стран осуществляют международные комитеты, объединяющие около 16 млн. скаутов более чем из 120 стран мира.
В России процесс возрождения скаутского движения начался в 1990-х гг. Определилось несколько направлений его деятельности: направление, находящееся под покровительством Русской православной церкви, — Федерация православных следопытов; направление, созданное на принципах межконфессиональности, — Федерация скаутов России; направление, проводящее работу на принципах Организации российских юных разведчиков (ОРЮР). Одна из основных проблем возрождающегося скаутизма в России — материально-финансовые и организационные трудности.
Обозначились в 20-е гг. и концепции, согласно которым рекомендовалось без всяких изменений внедрять в физическое воспитание молодой советской страны немецкую, шведскую, сокольскую, французскую или другие гимнастические системы.
В обстановке существования различных концепций, по которым предлагались указанные выше направления развития физической культуры, большое значение имело постановление ЦК РКП(б) 1925 г. “О задачах партии в области физической культуры”. В нем сформулированы определение социалистической системы физического воспитания, ее задачи и содержание; организационная структура; место физкультурно-спортивного движения в обществе. В постановлении, в частности, указывалось, что физическую культуру необходимо рассматривать не только с точки зрения физического воспитания и оздоровления, как одну из сторон культурной, хозяйственной и военной подготовки молодежи, но и как один из методов воспитания масс, (поскольку физическая культура развивает волю, вырабатывает коллективные навыки, настойчивость, хладнокровие и другие ценные качества), как средство сплочения широких рабочих и крестьянских масс вокруг партийных, советских и профессиональных организаций.
Развитие физической культуры в СССР, говорилось в постановлении, имеет большое значение, поскольку спортивно-гимнастические связи трудящихся нашей страны с рабочими организациями зарубежных стран еще более укрепляют международный фронт.
Физическая культура, отмечалось в постановлении, не должна исчерпываться одними лишь физическими упражнениями в виде спорта, гимнастики, подвижных игр и пр., но должна включать общественную и личную гигиену труда и быта, использование естественных сил природы, правильный режим труда и отдыха и т. д.
Относительно соревнований в постановлении говорилось, что нагрузки в них следует научно обосновать. Соревнования должны вовлекать массы в занятия физкультурой.
Физическая культура как неотъемлемая часть общеполитического культурного воспитания и образования, оздоровления масс должна быть включена в общий план деятельности профсоюзов, РЛКСМ, Красной Армии, школ, органов здравоохранения и т. д. Поэтому она не должна обособляться и в организационном отношении в какие-либо самостоятельные спортивно-гимнастические объединения, что неизбежно привело бы к отходу от основной политико-просветительной работы и к отрыву занимающихся физической культурой масс от основных общественных организаций.
Непосредственное руководство физическим воспитанием в школах осуществляют органы Наркомпроса.
Объединением и согласованием деятельности всех организаций, ведущих работу по физкультуре, руководят ВСФК и его местные организации, в которые должны входить ответственные представители всех объединяемых организаций. Задачи этих советов: общее направление физкультурной деятельности, а также научно-методическое и учебное руководство ею и согласование мероприятий по взаимному использованию площадок, стадионов, проведению соревнований, физкультурных выступлений и т. п.
Для выполнения этого постановления перед партией были поставлены следующие задачи:
1. обеспечить политическое руководство физкультурным движением, не допуская его отрыва от массовых, профессиональных и политорганизаций;
2. придать этому движению массовый характер с вовлечением в него не только рабочих и работниц, но и крестьян, и не только молодежи, но и взрослых рабочих и работниц; при этом особое внимание надлежит обратить на постановку физической культуры среди пионеров и коренного населения нацреспублик;.
3. усилить работу ВСФК в части обеспечения дела научного руководства физическим воспитанием и развитием;
4. принять меры к выделению в местные СФК ответственных представителей ведомств и организаций и не допускать замены их техническими сотрудниками.
Это постановление имеет принципиально важное значение для заложения фундамента советской системы физического воспитания. Так или иначе оно декларирует ее основные компоненты: цель, задачи, основы, принципы, средства. В последующих многочисленных постановлениях партии и правительства о физической культуре и спорте в основном развивались положения, заложенные в этом первом руководящем документе. Из него же следует усиление роли политического и идеологического факторов в управлении физкультурным движением. Вместе с тем оно в полной мере демонстрирует командно-административный подход к управлению физической культурой и спортом. Состав президиума ВСФК, который осуществлял главные функции управления, подтверждает это. Он состоял из пяти человек: председателя, заместителя председателя (обычно им был представитель военного ведомства), представителя ЦК РКП(б), представителя ЦК РКСМ, представителя ВЦСПС. Членом ВСФК был и представитель Главного политического управления.
Дата добавления: 2016-04-02; просмотров: 644;