Три этапа противоборства
Всю историю человечества можно условно поделить на два периода. Первыйи самый длительный представлял собой безоговорочное господство естественного, дикого начала и робкие попытки искусственного, культурного начала потеснить монополию первого. На протяжении миллионов лет первобытный дикарь превращался в цивилизованного мужчину и женщину. Когда свершилась победа, никто толком не знает, ибо еще в средневековье говорили о диких нравах, господствовавших в европейском обществе.
Увлекшись борьбой, человечество не заметило, как перешло точку равновесия двух начал и свело естественное к тому опасному минимуму, за которым начинается процесс дегуманизации культуры. О чем сегодня спорят ученые, общественные деятели, писатели? О бездушных технологиях, вытесняющих человека из производства, роботах и роботизированных комплексах, компьютеризации творческого и мыслительного процесса, технологических монстрах-городах, пожирающих последние остатки живой природы.
Вслед за вытеснением естественного искусственным в материальной сфере наступает очередь для его вытеснения также из духовной сферы. Исчезают неповторимость и национальное своеобразие культур. Черствеют межчеловеческие отношения, они становятся рационалистичными, бездуховными.
Видимо, начиная с первых проблесков ХХ века надо говорить о начале второго периода- полного вытеснения естественного искусственным, безоговорочной победы цивилизации над природой. К середине 50-х годов, а еще очевиднее к 70-м годам нашего столетия победа культуры превращалась в пиррову победу. Человечество неумолимо теряло природу вне нас и природу внутри нас. Усилились, а сегодня превратились в господствующее направление общественного развития экологические движения. Сегодня в мире насчитываются сотни и тысячи организаций, борющихся за сохранение и восстановление природы.
Вступление развитых стран в эпоху постиндустриального общества (70-е годы) надо считать началом третьего этапа- поиска гармонии двух начал - естественного и культурного, восстановления чрезмерно загрязненного или разрушенного экологического слоя Земли. Третий этап совпадает с приходом так называемого постмодернизма. Под знаком постмодернизма проходит сегодня развитие мировой культуры.
Итак, первый этап - самый протяженный. Он соответствует традиционной культуре и доиндустриальному обществу. Второй период гораздо короче. Он совпадает с современной культурой (модернизмом) и индустриальным обществом. Третий этап - самый короткий. Ему нет и тридцати лет. Он совпадает с вступлением общества на постиндустриальную фазу и зарождением постсовременной культуры (постмодернизма). Вот как это выглядит на схеме.
Традиционная культура
Современная культура
Постсовременная культура
Рис. 4. Три этапа противостояния естественного и искусственного начал в истории культуры
Австралопитек афарский (рис. вверху), живший примерно 3,5 миллиона лет назад, хотя и передвигался на двух ногах и является нашим предком, но еще явно не был человеком. А вот кроманьонец (примерно 40 тысяч лет назад, фото внизу) — уже вполне человек и входит в число 80 миллиардов. Между ними — промежуточные стадии, например, неандерталец, который, по мнению одних ученых, уже был человеком разумным, По мнению других, не относится к этому виду, хотя и заслуживает почетного места в генеалогическом древе современного человека.
Дата добавления: 2016-03-30; просмотров: 888;