Культурная диффузия
Культурная диффузия это взаимное проникновение культурных черт и комплексов из одного общества в другое при их соприкосновении. Культурное соприкосновение в социологии называется культурным контактом. Он может не оставить никакого следа в обеих культурах, а может закончиться равным и сильным влиянием их друг на друга либо не менее сильным, но односторонним влиянием. Проникновение американской культуры на европейский континент во второй половине XX века оказалось столь мощным, что породило особый феномен, названный "вестернизацией". В свою очередь и американская культура, давшая миру огромное число открытий и изобретений, раньше формировалась благодаря целенаправленным заимствованиям, стихийным проникновениям. Специалисты считают, что третий способ независимые изобретения встречается в истории гораздо реже двух первых.
Диффузия обозначает стихийное взаимопроникновение и обогащение культур. Каналами диффузии служат миграция, туризм, деятельность миссионеров, торговля, война, научные конференции, торговые выставки и ярмарки, обмен студентами и специалистами и др. Китайский повар, плававший с великим путешественником Марко Поло, принес рецепт спагетти в Италию, а столетие спустя итальянские иммигранты завезли его в Америку. Миссионеры принесли в развивающиеся страны не только новый религиозный кодекс, но также новые обычаи в поведении, одежде, гигиене, школьном обучении.
Распространение, или диффузия культурных инноваций по своему вектору принимает два направление - горизонтальноеи вертикальное. Горизонтальное распространениенаблюдается между несколькими этносами, равными по статусу группами или индивидами, поэтому его еще можно называть межгрупповой культурной диффузией. Скажем, заимствование милиционерами лексических формул из воровского жаргона надо считать горизонтальным распространением, а заимствование аристократией элементов простонародного говора - вертикальным. Вертикальное распространение элементов культуры происходит между субъектами с неравным статусом. поэтому его можно именовать также стратификационной культурной диффузией.
Культурная диффузия может происходить не только между странами и народами, но также между группами (полицейскими и преступниками) и классами, например между высшим и низшим. Межгрупповая диффузия давно отмечается криминалистами, которые заявляют, что разговорный язык, манера поведения и общения милиционеров в СССР, а сейчас и в России стала походить на стилевые особенности преступной субкультуры. Жестокость обращения милиционеров, долгое время сталкивавшихся с преступниками, перенята в значительной мере у них. В профессиональный лексикон блюстителей порядка вклиниваются элементы криминального сленга. Стратификационная диффузия1) выражается в двустороннем процессе:
* средний и низший класса перенимают у высшего класса элементы высокой моды, престижного потребления, литературный язык и др.,
* высший класс перенимает у нижестоящих страт формы более раскрепощенного поведения, упрощенной манеры одеваться.
Врезка
Моррис Д.
Одежда и статус
Одежда — такой же социальный символ, как речь и поведение. У нее три основные функции: обеспечение комфорта, соблюдение приличий и демонстративное выражение. В различные эпохи правила приличия не совпадали, но главный принцип оставался неизменным: чем более пуританским являлось общество, тем тщательнее пряталось тело.
В арабских странах одеяние женщин скрывало не только тело, но и его очертания. Когда-то в Англии считалось непристойным произносить даже слово "нога", а ножки рояля закрывали чехлами.
Демонстрационная функция запрещает мужчинам появляться в дорогих ресторанах без галстука. Почему? Галстук — показатель определенного социального статуса. Он выступает не как средство что-то скрыть или создать комфорт, а как знак, определяющий принадлежность его владельца той или иной социальной группе. В прошлом демонстрационная функция одежды регламентировалась очень жестко. В Англии XIV века костюм определялся не вкусом или стилем, а законом. Парламент принимал правила, регулировавшие одеяние для каждого социального слоя. Если человек надевал костюм, который полагался людям, стоящим выше на социальной лестнице, он подвергался штрафу. Похожие правила существовали и в американских колониях, где женщине запрещалось носить шелковый шарф, если ее муж "стоил" меньше тысячи долларов. Майор не имеет права носить форму полковника.
Однако люди постоянно стремились завысить свое положение в обществе, надевая "не свой" костюм. А наказывали их, по сути, не за костюм, а за попытку с его помощью завысить свой статус.
В XVIII веке демонстрацией высокого положения стал спорт. Так, при верховой езде английские сельские джентльмены для удобства надевали фраки и цилиндры — именно это одеяние позже стало ассоциироваться с досугом и возможностью не работать, постепенно "джентльменский" спортивный костюм превратился в повседневную одежду высшего света, а затем, изменившись, стал обычным костюмом большей части общества.
Для дорогостоящих развлечений — ружейной охоты, рыбалки и гольфа — использовались клетчатый костюм и котелок. Вначале подобная одежда считалась неофициальной, но затем она вытеснила черный фрак, оставив ему место в свадебных церемониях и официальных торжествах. И, по сути, все современные деловые люди носят варианты костюмов, ранее являвшихся спортивными.
В последние годы на Западе наметилась обратная тенденция. Демократическое общество все более неприязненно относится к привилегиям, и это заставляет представителей высшего класса демонстрировать свой статус как-то иначе. Стало немодным подчеркивать принадлежность к элите. На смену "клубному" пиджаку яхтсмена пришла одежда, заимствованная у представителей общественных "низов", — она позволяет показать, что в груди у богатых и знаменитых людей бьется сердце "простых парней".
Источник: Моррис Д. Одежда и социология // Ровесник. 90. N7.С.12-13.
Одежда, символизирующая статусные различия людей, в современном обществе превращается в сферу пересечения классов и сословий, в канал диффузии культурных ценностей из одной страты в другую. Среднему классу сегодня по карману купить модную одежду, которую прежде носил только высший. Высококвалифицированные рабочие, например, техники по ремонту телеаппаратуры, являются на работу в костюмах и галстуках, которые прежде служили отличительным символом высшего, а затем среднего класса. Знаменитое японское татами вначале появилось высших слоев знати, затем перешло к самурайству, и лишь позднее — в XIX в. — к крестьянству, став наконец общенациональной нормой. В XX в. то же самое произошло с европейской пищей, одеждой и жилищем.
Другой пример стратификационной диффузии - изменение культурного статуса бильярда. Впервые бильярд появился как игра джентльменов в высшем классе Англии и Америки. Позже произошла его культурная диффузия в низшие классы. К середине 20-х годов ХХ века в США насчитывалось 42 тысячи бильярдных клубов (poolroom), но к середине 60-х их число сократилось до 11 тыс. Закат этого величайшего культурного института для мужчин-американцев был неизбежным постольку, поскольку радикально изменился весь строй культуры: усилилась роль женщины в семье, которая смотрела на мужские развлечения неодобрительно, повысился уровень образования населения и заниматься бильярдом, ставшим символом социальных низов, было уже непрестижно, американские мужчины стали больше ориентироваться на семейный досуг, нежели проведение свободного времени в сомнительных закрытых для женщин заведениях1)
В традиционном обществе существовала ярко выраженная символическая поляризация населения: представителям низших классов запрещалось носить ту же одежду, что и высшему. Сегодня культурологи отмечают, что эталоном стиля и образа жизни для высшего и низшего классов становится средний класс. Пирамида как бы сплющиваются к середине, полюса притягиваются тем, что является общим им всем.
Стратификационная диффузия имеет два направления: восходящее (сверху вниз) и нисходящее (снизу вверх). Первый вариант уже был рассмотрен. Примером второго выступают японские деревянные сандалии на подставках, так называемые гэта, которые были изобретены низшим классом, затем восприняты высшим и, наконец, стали достоянием всех классов2) . Другой пример — знаменитый скифский звериный стиль. В ранний период, в VII—V вв. до н. э., он бытовал в воинской среде, выполняя религиозно-магические функции, но в IV—III вв. до н. э. он перекочевал в аристократическую среду, приняв парадно-декоративные функции.
Таким образом, стратификационная диффузия распространяется не только снизу вверх или сверху вниз, но также в двух направлениях, действуя циклически и возвращаясь, в модифицированном виде, в исходную точку по схеме «подъем-спуск-подъем» и наоборот. Такое перемещение называют еще культурной ротацией.
Врезка
Арутюнов С.А.
Дата добавления: 2016-03-30; просмотров: 4987;