Культурные реформы и революции

История свидетельствует, что ни одно общество не стоит на месте: оно либо прогрессирует, либо регрессирует. Если сумма позитивных последствий крупномасштабных изменений в обществе превышает сумму негативных, то говорят о прогрессе. В противном случае имеет месторегресс.

Нет ни одного общества, в котором орудия труда не улучшались бы, а напротив, ухудшались. Чем совершеннее орудия, тем выше производительность труда и активнее развивается наука.

Наука стимулирует технический прогресс. Ручные орудия труда вытесняются машинами, которые уступают место автоматизированным комплексом. Из недифференцированной толщи народной культуры выделяется светское искусство (салонная культура), а позже - массовая культура. Наскальные рисунки сменяет деревянная скульптура. Изменяются образ и уровень жизни населения, города благоустраиваются, превращаются в мегаполисы. Традиционные многопоколенные семьи распадаются на множество нуклеарных - мать, отец, ребенок.

Глобальный, всемирно-исторический процесс восхождения человеческих обществ от состояния дикости к вершинам цивилизации называется социальны прогрессом. Прогресс - глобальный процесс, характеризующий движение человеческого общества на всем протяжении истории. Регресс - локальный процесс, охватывающий отдельные общества и короткие промежутки времени.

Различают постепенныйи скачкообразныйвиды социального прогресса. Первый называется реформистским, второй - революционным. Реформа- частичное усовершенствование в какой-либо сфере жизни, ряд постепенных преобразований, не затрагивающих основ существующего социального строя. Революция- комплексное изменение всех или большинства сторон общественной жизни, затрагивающее основы существующего строя. Она носит скачкообразный характер и представляет собой переход общества из одного качественного состояния в другое.

Прогресс и регресс правильнее относить к стихийным формам изменения культуры, а реформы к целенаправленным, заранее планируемым и определенным образом организуемым. Культурные революции происходят стихийно, хотя их ядром всегда выступает неких организующий центр, например политическая партия. Культурная революция в Китае в 60-е годы ХХ века происходила под руководством коммунистической партии, но проходила зачастую в стихийных формах и в конечном итоге привела к качественному изменению социальной и культурной обстановки в стране (но не к политическим и экономическим). Подверглись репрессиям сотни преподавателей университетов, тысячи неугодных властям деятелей культуры и науки, разорены буддистские храмы, многие памятники культуры.

Революции бывают научные, религиозные, управленческие, технические, социальные, политические и экономические. Переворот, совершенный в астрономии Коперником, называют революцией. Революцию в науке совершили теория относительности Эйнштейна и открытие электрона. Археологи говорят о неолитической революции, специалисты по управлению - о менеджерской революции, социологи - "молчаливой революции" и т.д.

По своей продолжительности реформы и революции могут не различаться. Неолитическая революция тянулась несколько тысячелетий. Таким образом, многие революции (хотя и не все) и реформы, как совокупность преднамеренных и организованных действий, заканчиваются лишь тогда, когда достигнута главная цель.

Самой величайшей революцией в истории считается неолитическая. С ней не сравнится никакая другая, хотя освоение космоса и достижения электроники часто называют важнейшими революциями в истории человечества. На самом деле, полагают археологи и этнографы, никакие открытия последних 10 тысяч лет не идут ни в какое сравнение с тем грандиозным скачком, который совершило человечество благодаря одной из самых разумных революции - приручению животных и окультуриванию растений. Распространение земледелиясчитается вторым после искусства добывания огня величайшим достижением человечества.

 

Врезка

С. Кузьмина

Реформа языка

Многие убеждены, что реформу письма в 1917 г. "придумали" большевики. От­сюда ее восприятие в искажен­ном, политизированном виде.

Именно так оценивали ее те, кто после оказался в эми­грации. Новое письмо вся эмигрант­ская интеллигенция, в том числе Бунин и Цветаева, считали неприем­лемым. Для них гра­фический облик слова был не просто буквенной оболочкой, но и конструктивным элементом художественного замысла.

Наше письмо - это "платье с чужого плеча", заимствован­ное в Х веке у южных славян. Постепенно шло приспособле­ние старославянского письма к древнерусскому языку. От неко­торых букв, оказавшихся лиш­ними, например от "юсов", отка­зались очень скоро. Другие -"пси", "кси", "омега" - были от­менены реформой Петра 1.

И тем не менее к началу XX века русская орфография оста­валась в большой степени тради­ционной, в ней было много ус­ловного, устаревшего. Напри­мер, писали "старые учебники", но "старыя книги" - в зависимо­сти от рода существительного. А одна буква "ять" чего стоила! Слова "деньги", "десять", "весе­ло" писались через "е", а "дети" или "дело" - через "ять". В слове "ветер" вместо первого "е" стоя­ла "ять". Усваивать грамоту бы­ло намного труднее, чем сейчас.

Реформа письма готовилась давно. В 1904 г. в Петербурге была создана Орфографическая комиссия, высказавшаяся за уп­рощение правописания. В част­ности, в проекте предлагалось исключить некоторые буквы и облегчить правила: не писать твердый знак в конце слов, а мягкий знак - после букв "ж", "ш", "ч", "щ" в таких словах, как "ночь", "мышь", "рожь", "по­мощь".

В обществе поднялась буря: многие, неправомерно отожде­ствляя язык и письмо, видели в отказе от "обветшавших" букв посягательство на язык Пушки­на и Тургенева, на русскую культуру в целом. В конце кон­цов в мае 1917 г. Временное пра­вительство выпустило циркуляр о введении нового правописания с нового учебного года.

Как видите, разработали ре­форму не большевики, хотя они и присвоили себе авторство. Но провели ее в конечном итоге именно они. Декрет о введении нового правописания был издан в декабре 1917 г., однако на не­го, по словам Луначарского, "никто и ухом не повел". Тогда, уже в 1918 г., появился второй декрет, и Володарский объявил, что появление каких бы то ни было текстов в старой орфогра­фии будет считаться "уступкой контрреволюции".

В принципе реформа письма носила демократический харак­тер, вполне соответствуя осо­бенностям нынешнего столетия - с его массовой грамотностью и потребностями быстрого обме­на информацией.

АиФ. № 9. 96

Развитие общества означает, что на смену старому приходит новое. Такой процесс называют либо прогрессом(поступательным движением вперед), либо социальным нововведением(процессом внедрения в практику научных проектов и идей).

Однако прогресс общества невозможен без сохра­не­ния старого, если это старое заслуживает быть со­храненным для потомства. Своим потомкам живущее по­коление пе­редает не только памятники архитектуры. Это как раз не самое важное. Гораздо важнее сохранить нравственные законы, нормы, правила поведения, обы­чаи, которые составляют содержание культуры и без кото­рых невоз­можна практика социальных отношений, жизнедеятель­ность общества. Переселившись на новое место, народ переносил с собой не памятники мате­ри­аль­ной культу­ры, а обычаи, нормы и традиции. А па­мят­ники он со­здавал, и не хуже, на новом месте.

 

Культурный лаг

Культурный лаг описывает ситуацию, когда одни части культуры изменяются быстрее, а другие медлен­нее. Это понятие ввел У. Огборн. Он предположил, что ценностный мир человека не успевает приспосабли­ваться к слишком быстрым изменениям в материальной сфере, особенно страдает молодежь. Ее духовный мир не меняется столь быстро, как материальное положение.

Иногда между культурной динамикой и социальной динамикой происходит разрыв во времени. В обществе уже появились технологические изобретения, а культурной и социальной адаптации к ним населения не произошло. Это и есть культурный лаг. К примеру, изобретение пишущей машинки и автомобиля сулило обществу серию радикальных изменений. Однако влияние нельзя назвать немедленным и прямым. Хотя пишущая машинку сулила качественное облегчение канцелярской работы, американские женщины не спешили идти работать в офис. Над ними тяготели традиционные ценности семейного уклада, согласно которым женщина должна сидеть дома и заниматься хозяйством. Понадобилось 50 лет на то, чтобы сломались привычные стереотипы, изменились культурные ценности и появилась новая социальная роль деловой секретарши.

Серьезные изменения в культурной жизни Америки вызвал автомобиль. Мужчины, особенно подростки, восприняли его как диван на колесах, на котором можно проводить свидания с возлюбленной. Тинэйджеры ускользали на своих верных друзьях от родительского ока и контроля школьной администрации. В обиход вошли новые образцы отношений между юношей и девушкой. В результате изменились нормы, регулирующие время вступления в брак, добрачные отношения и связанные с ними социальные отношения. Неправильно считать пишущую машинку и автомобиль прямой причиной этих изменений, но несомненно они стимулировали их.

Культурный лаг описывает не только западное об­ще­ство. У российской молодежи уровень духовной куль­ту­ры не ниже, чем у западной, но уровень материальной культуры в стране отстает от западного на столетия.

С понятием культурного лага тесно связано другое, которое называют культурным запаздыванием. Понятие культурного запаздывания, обозначающее опережение изменений материальной культуры в сравнении с изменениями в нематериальной, ввел в научный оборот в 1922 г. американской социолог и культуролог У.Огборн.

Культурное запаздывание происходит в тех случаях, когда не­материальная (духовная) культура не успевает приспособиться к опережающему развитию материальной культуры, например, научно-технического прогресса. Переход России в конце 80-х годов XI ве­ка от социалистической стратегии развития к капиталистической повлек за собой образование новой, рыночной финансовой структу­ры. Однако традиции, обычаи, ценностные ориентации и взгляды большинства населения отражали предшествующий этап развития.

Противоборство двух культур, более передовой и отсталой, обычно: завершается установлением господства чужой культуры. От­крытие Колумбом Америки завершилось подчинением туземной куль­туры индейцев пришлой культурой европейцев. Такова третья форма культурного конфликта.








Дата добавления: 2016-03-30; просмотров: 1595;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.007 сек.