Культурная аккумуляция
Благодаря культурной трансмиссии каждое последующее поколение получает возможность начинать с того, на чем остановилось предыдущее. Молодое поколение добавляет новые знания к уже накопленному богатству. Аккумуляция имеет место там, где к культурному наследию добавляется большее количество новых элементов, чем отбрасывается старых. Напротив, когда в течение конкретного периода исчезает больше культурных черт, чем добавляется, говорят о культурном истощении.
Культурная аккумуляция представляет собой такой процесс, конечным завершением которого выступает образование культурного наследия. Мы уже встречались с этим понятием в первых главах и выяснили, что оно описывает ту часть материальной и духовной культуры, которая создается прошлыми поколениями и передается следующим как нечто ценное и почитаемое.
Общество, поддерживая свою культуру, создало систему культурных учреждений, призванных аккумулировать культурное наследие, сохранять и передавать его следующим поколениям. В частности, к ним относятся музеии библиотеки.
Музеи
Музеи (от греч. museion — храм муз) - научно-исследовательские и научно-просветительские учреждения, осуществляющие комплектование, хранение, изучение и популяризацию памятников естественной истории, материальной и духовной культуры. Первые музеи как «храмы муз» появились в античной Греции, где считались местом созерцания, познания окружающего мира, раздумий и философских размышлений. Здесь собирались древние философы, поэты, музыканты и артисты состязались в своем мастерстве, здесь хранились произведения искусства и культовые предметы, т.е. было представлено в зачаточном состоянии первое социокультурное название музея - научно-просветительское.
Музеи существовали не только в храмах и святилищах, но и в домах именитых аристократов, где веками, из рода в род, накапливались предметы искусства, дорогие предметы домашнего обихода и дары, приносимые подданными в подтверждение их верности. В Акрополе в Афинах, в Дельфийском храме, в Олимпии, в Киренах количество статуй, ваз, тканей, ювелирных изделий выросло настолько, что они уже не помещались в храмах и для их хранения строились дополнительные помещения.
В Афинах в Ликее, основанном Аристотелем в 335 г. до н.э., была собрана коллекция естественнонаучных памятников, которая использовалась в образовательных целях. По существу это был первый социальный институт, который выполнял функции современных музеев (информационные, демонстрационные, просветительские) и при этом оказывал эстетико-эмоциональное воздействие. Наиболее значительным хранилищем картин эллинистической эпохи являлась пинакотека, созданная на Акрополе в Афинах. Не менее известны Александрийский музей (основан около 290 г. до н.э.) и Пергамская библиотека (III век до н.э.) - крупнейшее в античности хранилище книг и художественных ценностей.
Для эпохи Ренессанса характерен повышенный интерес к наследию прошлого, особенно во Флоренции XIV-XV вв. Многие состоятельные торговые дворы флорентийских купцов и аристократы увлекались составлением коллекций из монет, печатей, гемм, камей, медалей, гобеленов, икон, скульптуры, живописи, редких книг. предметов вооружения. Первое место среди флорентийских коллекционеров по широте интересов принадлежало роду Медичи. К XV-XVI вв. относится время создания одного из старейших в Европе музеев - галереи Уффици во Флоренции. Так на рубеже XIV-XV вв. был сделан шаг от бессистемного собирательства к появлению собраний, имеющих культурную и научную направленность. Стали образовываться «кунсткамеры», «кабинеты редкостей», «мюнц-кабинеты», «галереи», «пинакотеки». В XVI веке возникли первые публичные музеи в Венеции, Англии, Франции и Швейцарии 1) .
В России первые музеи появились несколько позже, чем в Западной Европе. Первое упоминание об Оружейной палате Московского Кремля относится к XVI веку. Большую роль в создании художественных музеев сыграла Екатерина II. Она приобретала в Западной Европе собрания классической живописи и учредила Эрмитаж, ставший общедоступным музеем.
Сегодня специалисты различают три типа музеев (научно-просветительские, исследовательские, учебные) и множество профилей: исторические, художественные, технические, сельскохозяйственные, естественнонаучные, искусствоведческие, литературные, мемориальные, комплексные, краеведческие и др.
Главное предназначение таких учреждений - тщательно собирать, каталогизировать, научно описывать те культурные ценности, которые остались от прошлых либо еще живущих поколений. Музейные и коллекционные фонды постоянно пополняются, фиксируются, обрабатываются, реставрируются, изучаются и экспонируются. Благодаря бережному подходу к отбору, хранению и экспонированию предметов, музеи и галереи создают эталонные культурные среды. В этом заключается их важнейшая культурная функция. Действительно, в музеях хранятся наиболее ценные произведения, а не то, что случайно принесли посетители. Вторая не менее важная функция - просветительская.
Библиотеки
Библиотека (от греч. biblion — книга и ... тека) - учреждение, организующее сбор, хранение, общественное пользование произведениями печати. Памятники письменности начали собираться, каталогизироваться и храниться в глубокой древности (в Ассирии, Др. Египте, Греции и Риме). Первые библиотеки появились во 2 тысячелетии до н.э.. Первая публичная библиотека функционировала уже в У в. до н.э. (при Писистрате в Афинах). Широкое развитие библиотеки получили монастырях раннего средневековья, а новое качество получили в ХУ веке после изобретения книгопечатания. В Х1Х веке публичные библиотеки становятся массовым явлением. В России монастырские библиотеки появились в Х1-Х11 веках, а первые светские — в ХУ111 веке при Академии наук и Московском университете.
Сегодня библиотеками считаются самостоятельные учреждения, где собираются и хранятся фонды печатной продукции, производится ее специальная обработка (научная и реставрационная) и организуется доступ к ней специального контингента, называемого читателями. В нормативных документах библиотеки проведены как научно-информационные и культурно-просветительские учреждения. Тем самым определяются их культурные функции.
Библиотеки подразделяются на массовые (публичные) и специализированные (научные и технические). К массовым относятся школьные, районные, городские, республиканские библиотеки. Они могут далее классифицироваться на общедоступные, юношеские, детские. Для массовых библиотек главное - доступность фондов для читателя.
В специализированные библиотеки доступ ограничен. Для записи помимо паспорта необходимо так называемое “отношение” - документ или справка, свидетельствующие о том, что читатель имеет ведомственную принадлежность к ней, т.е. является сотрудником учреждения, работает в данной системе, например, академии наук, либо прикреплен особым распоряжением. Некоторые специализированные библиотеки несут так называемую мемориальную функцию - хранят обязательный экземпляр печатной продукции, подлинные или уникальные документы. Для таких библиотек основным являются книжные фонды как таковые, а затем уже использование их читателями.
Наиболее крупные библиотеки работают одновременно в массовом и специализированном режимах. Знаменитая Библиотека им. В.И.Ленина хранит обязательный экземпляр, ведет широкую научно-исследовательскую деятельность, допускает в свои фонды специализированные категории читателей (научный зал для кандидатов и докторов наук) и массовый контингент.
Термин «библиотека» применим не только к учреждениям, но и к личным (домашним) собраниям произведений печати. В нашей стране домашние библиотеки стали массовым явлением в 70-80-е годы, когда большинство населения получило среднее, а значительная часть и высшее образование. Сформировалась широкая прослойка читающей публики, иметь личную библиотеку стало модным. Она служила показателем определенного уровня культуры.
Мощным средством культурной аккумуляции выступает письменность, благодаря которой информация перестала теряться, но точно фиксировалась и передавалась следующим поколениям. Она явилась одним из величайших культурных изобретений человечества, появившихся в процессе неолитической революции.
Дата добавления: 2016-03-30; просмотров: 1628;