Модернизация на Востоке
Хотя модернизация традиционной культуры нередко протекает параллельно с «европеизацией», явления эти неоднозначны. Модернизация идет в двух направлениях: по пути выработки новых, отвечающих современным запросам, форм и по пути заимствования отдельных черт или готовых комплексов из арсенала мировой урбанистической культуры. Например, застрачивание складки-напуска (хасёри) на кимоно, употребление однослойного пояса (оби) с накладным бантом в японском национальном женском костюме— всего лишь попытки модернизации традиционной одежды без каких-либо признаков ее европеизации.
Модернизации быта несомненно способствует широкое проникновение техники (телефонов, радиоприемников, электроприборов, швейных машинок и т.п.) и использование синтетических материалов. В настоящее время в КНДР в быту все шире применяют электрокотлы и электрокастрюли для варки риса, механические приспособления для изготовления пельменей (манту), электрорезки для овощей. Все эти явления сами по себе еще не служат показателем «европеизации», хотя нередко они воспринимаются как заимствования с Запада. Например, изготовление традиционной корейской или японской посуды из пластмасс, а также корейского или японского типа одежды из синтетических тканей есть не европеизация, а модернизация, которой в равной мере могут подвергаться элементы неевропейского и европейского быта. Однако психологически модернизация и европеизация часто ассоциируются. Так, в последние десятилетия корейские женщины стали носить чхима более короткие, чем предусмотрено традицией. Это несомненно отражает лишь модернизацию национального костюма, однако укороченная чхима сочетается с чулками и обувью обязательно европейского стиля, а чхима традиционной длины — с носками посон и корейской обувью.
Любой предмет или комплекс предметов в бытовой среде, окружающей современного корейца или японца, могут быть, как правило, отнесены к одной из двух сфер культуры: национальной и «западной». В Японии традиционная сфера культуры известна под термином «васики», а западная — «сэйёсики» или просто «ёсики». В корейском быту предметы традиционного быта относятся к категории чосонсик, а «западного» — к категории соянсик, той же этимологии.
Сочетание европейского и национального встречается повсюду. В интерьере: украшение комнат, меблированных по-европейски. национальными свитками с живописью или каллиграфией. В одежде: корейский жилет (тынгори) или кофта (чогори) или японская кофта (хаори), украшенные такими европейскими деталями, как хлястик или пуговицы; японское кимоно или костюм кореянки, сшитые из европейской ткани; японская или корейская по фактуре и выделке ткань, но с европейским рисунком; или, напротив, ткань специфически европейского типа, но украшенная корейским или японским орнаментом. В пище: европейская трапеза или блюдо, к которому, однако, подается не хлеб, а сваренный на пару пресный рис гохан (яп.), пап (кор.).
Источник: Арутюнов С. A. Народы и культуры: развитие и взаимодействие. — М.: Наука. 1989. с.179-181.
Специалисты различают два вида модернизации 1)
Органическая модернизация является моментом собственного развитиястраны и подготовлена всех ходом предшествующей эволюции. Пример: переход Англии от феодализма к капитализму в результате промышленной революции XVIII века и преобразование американского производства в результате внедрения фордизма в первой четверти XX века. Такая модернизация начинается не с экономики, а с культуры и изменения общественного сознания. Капитализм возник как естественное следствие изменений в укладе жизни, традициях, мировоззрении и ориентациях людей.
Неорганическая модернизацияявляет собой ответ на внешний вызовсо стороны более развитых стран. Она представляет собой способ "догоняющего" развития, предпринимаемый правительством с целью преодолеть историческую отсталость и избежать иностранной зависимости. Россия, которая в том числе и вследствие татаро-монгольского нашествия была отброшена в своем развитии на несколько столетий назад, неоднократно пыталась догнать передовые страны. Именно такую цель преследовали петровские реформы XVIII века, сталинская индустриализация 30-х годов XX века, перестройка 1985 г. и экономические реформы 1991-1993 гг.
Неорганическая модернизация совершается путем закупки зарубежного оборудования и патентов, заимствование чужой технологии (нередко методом экономического шпионажа), приглашения специалистов, обучение за рубежом, инвестиций. Соответствующие изменения происходят в социальной и политической сферах: резко изменяется система управления, вводятся новые властные структуры, конституция страны перестраивается под зарубежные аналоги. Во многом именно так происходило в России в XVIII и XX веках, в Японии в XIX и XX веках. Стране Восходящего солнца потребовалось 20 лет на то, чтобы догнать и перегнать США, откуда заимствовала технологию и финансы. За короткий период неорганической модернизация сменилась органической. Япония развивается на собственной основе и в свою очередь служит образцом для подражания. Иначе обстояло дело в России. Из-за постоянных отступлений от первоначальных реформ, непоследовательности их осуществления переходный период растянулся на 200 лет.
Неорганическая модернизация начинается не с культуры, а с экономики и политики. Иными словами, органическая модернизация идет "снизу", а неорганическая "сверху". Принципы "модернити" не успевают охватить подавляющее большинство населения, поэтому не получают прочной социальной поддержки. Они овладевают лишь умами наиболее подготовленной части общества. Так было в XIX веке, когда интеллигенция раскололась на "западников" и "славянофилов". Первые выступили за ускоренную модернизацию и механическое перенесение западных образцов, а вторые ратовали за самобытный путь развития, т.е. органическую модернизацию. Численность первых оказалась недостаточной для того, чтобы просветить и настроить широкие массы в пользу рациональных ценностей. Капитализм в России потерпел неудачу.
Врезка
Лоури Р., Рэнкин Р. Модернизация — добро или зло?
Сегодня на эти вопросы пытаются ответить ученые многих стран. Никого не обошли стороной проблемы модернизации. В 60-70-е годы считали, что индустриальный мир делает добро, помогая отсталым странам тем, что: 1) увеличивает урожайность благодаря распространению фермерства и сельскохозяйственных машин; 2) создавая запасы наличных денег; 3) формируя рынки дешевой рабочей силы.
Хотя авторы проектов оказания международной помощи не были закоренелыми этноцентристами и скорее всего исходили из добрых побуждений, они смотрели на традиционное общество глазами западного бизнесмена. Жителей слаборазвитых стран в плановом порядке заставляли обучаться новым ролям, профессиям, овладевать непривычной для них фермерской техникой. Ожидали больших изменений. Однако позитивных сдвигов не произошло.
Запасы наличных денег побудили правительства этих стран к активному выходу на мировой рынок. На экспорт дешевого сырья — сахара и кофе, сбил мировые цены и принес странам третьего мира убытки. Механизация сельского хозяйства и переход к фермерству вытеснили из деревни мелких производителей. Производство прибрали к рукам крупные монополии. Цены на сельхозпродукцию подскочили, а в город потянулись потоки безработных аграриев. Не прижились и демократические институты власти. Они противоречили традиционной культуре аборигенов. Усилились сепаратистские устремления. Африка стала дробиться на множество племенных союзов, требующих государственного суверенитета. Возросло число гражданских войн и межэтнических конфликтов.
Когда в отсталые общества, пребывающие на стадии огородничества, внедрили плуг, роль женщины в производстве пищи и на местном рынке резко упала. Ее экономическая власть уменьшилась, а мужчины возросла. Женщина стала больше заниматься домашним хозяйством, рожать и воспитывать детей. Желаемого для западных культурологов равенства полов не наступило. Женщину освободили в одной сфере, но закабалили в другой.
Таким образом, западный вариант модернизации усугубил положение женщины в традиционном обществе и не улучшил материального положения большинства населения.
Адаптировано по: Lowry R.P., Rankin R.P. Sociology. Social Science and Social Concern. N.Y., 1972. p. 60-62.
Итак, мы можемзаключить: модернизация имеет две разновидности - органическую и неорганическую. Первая предполагает, что страна развивается по капиталистическому пути на собственной основе, а вторая - что страна догоняет более развитые страны и заимствует у них передовые технологии.
Дата добавления: 2016-03-30; просмотров: 1894;