Два поколения - два отношения к миру
Поколение отцов | Поколение детей |
Осторожность | Дерзость, склонность к рискованным решениям |
Воспоминания о прошлом; склонность сравнивать сегодня и вчера | Прошлое не имеет значения; жизнь только в настоящем |
Реализм и скептическое отношение к жизни | Идеализм и оптимизм |
Консервативные манеры, нравы, мораль | Свободные манеры, нравы, мораль |
Согласие с существующим положением вещей | Критика существующего положения вещей |
Желание вернуться в молодость | Желание стать взрослым |
С потомками, считает известный британский социолог Зигмунт Бауман[23], все обстоит иначе. Вместе с моими современниками я оставляю им не только послание, а по существу все культурное наследие, созданное моими предшественниками, но сохраненное и преумноженное моими современниками: дворцы, дома, дороги, вокзалы, каналы, книги, картины, научные теории, легенды, компьютерные программы и т.д.
Социологов давно интересовал вопрос: какие различия между людьми сильнее - классовые или возрастные? С одной стороны, разные материальные возможности служат причиной разных стилей молодежной субкультуры у представителей высшего, среднего и низшего классов. Иногда они разительны. С другой стороны, мы часто можем видеть большую солидарность между молодыми людьми, выходцами из разных классов, нежели между разновозрастными гражданами, принадлежащими к одному классу.
На этом основании возникла концепция межпоколенного разрыва. Она гласит, что различий между отцами и детьми больше, чем между детьми, принадлежащими к разным классам. Степень этих различий столь высока, что их впору именовать разрывом.
Противники утверждают, что не следует преувеличивать межпоколенные различия. Хотя они достаточны для того, чтобы говорить о молодежной субкультуре как самостоятельном феномене, но они явно недостаточны для того, чтобы превращать их в повод или причину конфликта между юными и пожилыми. Во все времена молодежь отличалась нетерпимостью к существующему строю, склонностью к бунту и сопротивлению. И во все времена старики ворчали на молодежь, заявляя, что она нравственно испорчена. Но как только она вырастала, тут же превращалась в конформистов и лояльных граждан.
Есть данные даже о том, что степень бунтарских настроений молодежи взрослые склонны преувеличивать. Согласно результатам опроса английской молодежи, проведенного в 1986 г., отношение тинэйджеров в целом к наркотикам и сексу более консервативное, чем ожидалось. Большая часть их была скорее политически апатичной, нежели радикально настроенной. Тинэйджеры верили в идеалы прочного брака и осуждали адъюлтер. Более того, как точная копия старшего поколения, подростки разделили общие им всем расовые предрассудки[24] .
На самом деле причины межпоколенного разрыва более серьезны, чем иногда думают. Они таятся в сущности самой структуры общества.
Согласно М.Мид, молодежь приходит, взрослея, уже не в тот мир, к которому ее готовили в процессе социализации. Опыт старших ей не годится. Молодых готовили к занятию одних позиций в социальной структуре, а общество быстро изменилось и готовых позиций в ней нет. Молодежи остается либо ожидать, пока освободятся вакансии, а это слишком долго и молодым не терпится, либо изменить социальную структуру и вместо старых, а то и наряду с ними создать для себя новые социальные позиции. По мысли Т.Парсонсу, причина протеста молодежи заключается в ее противостоянии миру взрослых - "нетерпение" занять места отцов в социальной структуре. Протестные движения молодежи и рост безработицы в ее рядах свидетельствуют о занятости вакансий и стремлении их получить.
Конфликт между родителями и детьми и возникающее в связи с ним напряжение можно свести к минимуму, если не требовать от детей полного конформизма и зависимости, если терпимее относиться к индивидуальным различиям внутри семьи.
Дата добавления: 2016-03-30; просмотров: 945;