Теория детской культуры М.Мид
Большой вклад в изучение культуры детства внесла американская исследовательница Маргарет Мид (1901-1978). Она была первым этнографом, для которой мир детства стал основным предметом изучения. Она собрала огромный материал о социализации детей в примитивных культурах, в частности, народов Океании. Тираж ее книги «Взросление Самоа» превысил 2 млн. экземпляров. Она переведена на 17 языков и стала бестселлером. С именем М.Мид связан ряд новых научных идей - о природе родительских чувств, соотношении материнских и отцовских ролей, происхождении мужских и женских инициаций. Ни один этнограф в мире до нее не пользовался такой популярностью в мире.
М. Мид различала в человеческой истории три типа культур с точки зрения характера трансляции опыта между поколениями:
• Постфигуративные культуры - дети учатся у своих предков. Таково патриархальное общество, опирающееся на традицию и ее живых носителей - стариков. Отношения возрастных групп жестко регламентированы, нововведения не одобряются, каждый знает свое место, господствуют чувства преемственности и верности традициям.
• Кофигуративные культуры - дети и взрослые учатся у равных, т.е. у своих сверстников. Влияние старших падает, а сверстников растет. Расширенная семья заменяется нуклеарной, поколеблена незыблемость традиций. Повышается значение юношеских групп, возникает особая молодежная субкультура. Термин «ко-фигуративный» (приставка «ко» обозначает вместе, сообща) отражает факт со-творчества учителя и учеников
• Префигуративные культуры - взрослые учатся у своих детей. Такие культуры возникли с середины XX столетия и объединены электронной коммуникативной сетью. Они определяют новый тип социальной связи между поколениями, когда образ жизни старшего поколения не тяготеет над младшим. Темп обновления знаний настолько высок, что молодежь оказывается более сведущей, чем старики. Обостряются межпоколенные конфликты, молодежная культура перерастает в контркультуру.
Если в первом типе культуры все решал социальный опыт стариков, то в последнем решающим фактором прогресса стали молодежные инновации, удельный вес которых резко возрос. В промежуточном типе доля опыта и новаций примерно одинаковая. Постфигуративные культуры ориентированы на прошлое и для них характерен очень медленный, черепаший прогресс. Кофигуративные культуры ориентированы на настоящее и умеренный темп прогресса, а префигуративные на будущее и ускоренное движение.
Маргарет Мид называли «прижизненным классиком», внесшим выдающийся вклад в понимание человеческой культуры и проблем социализации.
К социализации в раннем детстве можно отнести то, как и когда происходит отлучение ребенка от груди - рано или поздно, постепенно или сразу. В некоторых культурах детей до позднего возраста кормят грудью, удлиняя период телесного контакта. В других культурах его отлучают рано, передают кормилице либо кормят искусственным молоком. Контроль за естественными отправлениями, в том числе плачем, закрывание гениталий, защита от воздействий окружающей среды (холода, сырости) составляют основу физического ухода за ребенком. Напротив, церемонии инициации, наречение имени, крещение, обучение языку, речевому этикету, телесные наказания, словесные инструктаж, проповеди, поучение и выговоры, предостережения, система вознаграждения (одобрение или осуждение соответствующего поведения) относятся к социокультурным процедурам социализации.
Способы социализации зависят от того, к какому полу относится агент первичной социализации - к женскому или мужскому. Отцы, дяди, дедушки, братья совсем иначе воспитывают детей, чем матери, тети, бабушки и сестры. Женщина чаще стремится приласкать ребенка, оградить от холода, действует поощрением, потакает слабостям и капризам. Мужчина испытывает эмоциональный дискомфорт при тесном контакте с ребенком, чаще отстраняется от него, действует угрозой наказания, прибегает к жестким методам воспитания. Материнская опека и уход за ребенком развивают в нем эмоциональную зависимость от взрослых, несамостоятельность. Отец культивирует силовые и военные игры, развивающие самостоятельность и собственную активность ребенка.
Первичная социализация закладывает основы идентификации с полом. Мальчики играют в военные игры, а девочки в куклы. Мальчиков учат быть смелыми, сильными, деловыми, девочек - мягкими, хозяйственными, заботливыми. Таков отработанный тысячелетиями нормальный путь социализации. Ненормальным он становится тогда, когда мальчиков обучают женским качествам, а девочек - мужским.
Как правило, мужчины предпочитают взаимодействовать с подросшим ребенком, в то время как роль женщины особенно сильна в младенчестве. Именно отец обучает ребенка важнейшим трудовым навыкам - умению столярничать, слесарным работам, навыкам охоты, земледелию и рыболовству. Обычно отцы не занимаются непосредственным уходом за новорожденным, активный контакт начинается, когда ребенку исполняется 1,5-2 года и больше.
Дата добавления: 2016-03-30; просмотров: 3654;