Культурные дистанции
Общение между людьми - жестовое и речевое - в разных культурах происходит не только в различных формах, но и, что особенно интересно, на различной дистанции.
В интересной и поучительной книге “Молчаливый язык” (1959) американский антрополог Эдвард Халл описал культурные варианты дистанции, которую держат между собой двое беседующих людей. Она различается от минимальной (нос к носу) в одних обществах до максимальной (несколько шагов) в других. Ее размеры вовсе не произвольны. Они коренятся в менталитете народа, в общих представлениях о том, что такое приватное (личное) пространство и с какого расстояния оно нарушается. В другой книге “Скрытое измерение” (1969) Э.Халл, основываясь на данных наблюдений и интервью со взрослыми выходцами из среднего класса севера США, выявил четыре общепринятых дистанции, используемых при общении.
Неожиданно встретившиеся, например, любовники, участники поединка по армрестлингу или борьбе, прибегают к реальному телесному контакту, либо к максимально короткой дистанции. Такова интимная дистанция, составляющая от 0 до 18 дюймов. На этом расстоянии "присутствие другого человека не является случайным, и однажды оно может ошеломить, так как сильно увеличивает сообщаемую эмоциональную энергию. Взгляд (часто искаженный), запах, испарения, исходящие от человеческого тела, звук, интонация и эмоциональный тон человеческого голоса -- все это вместе служит сигналом неслучайного контакта с другим телом".
Личная дистанция (от 1,5 до 4 футов) может мыслиться как малая защитная сфера или колпак, каким организм отгораживается от других". Большая часть наших бесед ограничена этим пространством. Случайных встречных мы допускаем к себе на расстояние от 4 до 12 футов. Эту зону можно назвать социальной дистанцией. Она характерна для специально устроенных собраний. Наконец, часть коммуникаций происходит "вне круга личной вовлеченности". На публичной дистанции(более 12 футов) голос преувеличен и усилен, а значительная часть общения перемещается в сферу жестов и телесных поз. Это дистанция публичной аудитории и театральных представлений.
Э.Халл описывает различия в дистанции, поддерживаемой представителями разных культур в различных ситуациях. Он показывает, что восприятие частной территории, разговорной дистанции и публичной дистанции, сохраняющихся у американцев, немцев, французов, японцев и арабов, сильно различается. Так, культурные различия в понятиях пространства отражены в ощущении человеком того, насколько сильно он нуждается в уединении либо, напротив, равнодушен к толпе и перенаселенности.
Сравнивая американцев с арабами, Э.Халл подчеркивает, что обоняние (ощущение запаха) — важнейший механизм, регулирующий дистанцию у арабов. Арабы, когда разговаривают, принюхиваются, находя для себя приятным и желательным переживание запаха тела другого человека. Следовательно, они ведут беседу на более коротком расстоянии, чем американцы. В то же самое время немцы испытывают острую потребность в частном пространстве, огораживая его стенами и дверями. В терминах территории и собственного пространства у арабов нет понятия границ. В США "собственность" на какую-то общественную территорию (место на публике, например) определятся отчасти тем, кто первым его займет.
Для арабов собственность на пространство определяется тем, кто первым начал двигаться по направлению к незанятому месту независимо от того, кто первым достиг его. Для араба не существует такой вещи, как вторжение в общественное место без приглашения. Общественное означает общественное. Например, если А стоит на углу улицы, а В претендует на его место, то В ничуть не нарушит общепринятые нормы, если создаст такие неудобства для А, которые вынудят его покинуть свое место.
Известно, что в Германии двери в учреждениях всегда плотно закрыты, чтобы разъединить людей и создать ощущение приватного пространства. Немцы полагают, что, отгородившись от посторонних шумов, хождений и разговоров, персонал лучше трудится. Напротив, в США двери кабинетов обычно открыты. Американцы, которые работали в Германии, часто жаловались, что закрытые двери вызывают у них чувство отчуждения, заставляют думать о том, что окружающие более неприветливы, чем они есть на самом деле. Очевидно, что один и тот же факт - закрытая дверь - имеет в разных культурах разный смысл и потому он должен оцениваться исходя из данного культурного контекста
Наше личное пространство расширяется и сокращается в зависимости от ситуации. Часто мы рассматриваем близость стоящих рядом людей как показатель степени доверительности их отношений. Деловая беседа происходит на одном расстоянии, дружеская беседа -- на другом, разговор любящих друг друга людей -- на третьем. Мы приходим к выводу о статусе людей, анализируя сохраняемую дистанцию. Кто-то считает дистанцию, которую преподаватель выдерживает по отношению к студентам, как подтверждение статуса и властной дистанции. Учитель отгораживается от студентов доской, помещенной на возвышенность. Тем не менее сегодня мы замечаем, что традиционно четкое статусное пространство между учителем и учеником сокращается.
Врезка
К.Коттак
Дата добавления: 2016-03-30; просмотров: 1630;