Российские археологи в Египте: новые сенсации

Центр египтологических исследований был образован в 1999 г., хотя основы египтологии в России были заложены еще в конце XIX – начале XX веков. Однако только два года назад наши археологи впервые получили возможность изучать египетские древности не только по письменным источникам, но и проводить раскопки поселений Древнего Египта. В ходе археологических раскопок они уже сделали несколько сенсационных открытий.
В рамках реализации нескольких антропологических программ россияне выяснили, что продолжительность жизни древних египтян составляла в среднем 40-45 лет, причем мужчины жили дольше женщин, и что 5 тысяч лет назад люди страдали такими же болезнями, как и нынешние жители планеты. Правда, кариес появился позднее, когда египтяне перешли к интенсивному потреблению растительной пищи.

 

Самым же большим достижением Центра является открытие древнего храмового комплекса в Египте, раскопки которого позволяют, в частности, проследить развитие религиозной культуры Египта на протяжении периода III – I тысячелетий до нашей эры. Кроме того, россиянам удалось обнаружить в 2 км от побережья Средиземного моря в районе Александрии хорошо сохранившиеся скульптуры и городские строения древнего города Канона, который был разрушен на рубеже новой эры в результате землетрясения.
А в 2002 г. российские археологи намерены продолжить раскопки Мемфиса, древней столицы этого государства, расположенного к югу от Каира, и изучение дна Черного моря у берегов Крыма, входившего в состав древнего Египта и Византии. В 2001 г. здесь на глубине 15-20 метров были найдены три затопленных древних корабля.

Источник: MIGnews.com // http://www.ancient.holm.ru

 

ДИЛЬТЕЙВильгельм (1833—1911), немецкий историк культуры и философ, ведущий представитель философии жизни, основатель философской герменевтики, понимающей психологии, духовно-исторической школы в литературоведении. Развил учение о понимании как специфическом методе наук о духе (в отличие от наук о природе), интуитивном постижении духовной целостности личности и культуры. Истолковывал бытие как иррационалистически понимаемую историю. Труды по истории немецкой философии, литературы, музыки.

ДЮРКГЕЙМЭмиль (1858—1917), выдающийся французский социолог и антрополог. Выступил против индивидуально-психологического и биологического направлений, рассматривал общество как реальность, несводимую к совокупности индивидов. В то же время отводил определяющую роль в обществе «коллективному сознанию». Подходил к социальным фак­там как к элементам культуры. Одним из первых обратился к проблеме функций ритуала. Подход к этой проблеме определялся его общей теорией религии, в которой он видел символическое выражение социальной действительности. Изучение «негативного культа» (табу, запреты) и «позитивного» (жертва, имитационные обряды и др.), по его словам, обнаружило, что религиозные институции, и в первую очередь — ритуалы, имеют ряд жизненно важных функций, среди которых обращают на себя внимание четыре основные: социализирующая, интегрирующая, воспроизводящая функции и психотерапевтический эффект ритуала. Основные сочинения: «О разделении общественного труда» (1893), «Самоубийство» (1897), «Элементарные формы религиозной жизни» (1912).

КЛАКХОНКлайд (1905—1960), видный аме­риканский антрополог. Был ведущей фигурой в исследованиях личности и культурных ценностей. Преподавал в университете Нью-Мек­сико (1932—1934) и в Гарвардском с 1935 вплоть до смерти. Докторская степень присвоена в 1936. Признанный авторитет по культуре индейцев Навахо, К. опубликовал большое количество работ о них, а также по другим проблемам антропологии. «Ма­гия Навахо» (1944) признана классическим антропологи­ческим исследованием. В 1940-е в США складывается направление «психол. антропологии», опира­ющееся на разработки Сепира и ­Бенедикт, а также идеи, рождав­шиеся на семинаре под руководством Кардинера при Колумбийском ун-­те. Ядро новой школы вместе с К. составили: М. Мид, М. Оплер, Р. Линтон, К. Дюбуа, А. И. Халлоуэл и др. Методол. основой деятельности школы стали концепции Бенедикт и традиции психоанализа. Психол. (этнопсихол.) школа в основу своей деятельности положила изучение взаимодействия человеч. сознания и культуры, в к-рой живет индивиду­ум.

КРЁБЕРАлфред Луис (1876—1960), крупный американский этнограф и культуролог, представитель «исторической школы» в этнологии, один из ведущих антропологов первой по­ловины XX в. Труды по этнографии индейцев и общим проблемам этнографии. Окончил Колумбийский университет, был учеником Ф. Боаса. Основные взгляды на культуру изложены в «Антропологии» (1923). Вслед за Ф. Боасом отказался от идей эволюционизма, т. е. признания универсального для всех стран культурного прогресса, и от принципов функционализма. За единицу отсчета взят «культурный ареал» — четко определенный географический район, который выделялся сходством значительного числа культурных черт. Внутри него выделялся «культурный центр» — область наибольшей концентрации культурных черт, а также «культурные границы» — места пересечения данной культуры с другими, где постепенно ослабевают признаки собственной культуры и нарастают заимствования из соседних ареалов. Развитие культуры складывается из внутренних инноваций и внешних заимствований. Те и другие могут действовать двояко: либо тормозить, либо ускорять развитие. Неудачное нововведение, как и неудачное заимствование, замедляет культурный рост. И наоборот. К неудачным относится то, что противоречит сложившимся традициям. Народы, накопившие наибольшее число удачных инноваций и заимствований, оказываются сильнее конкурентов. Сильные культуры легко переживают глубокие кризисы и имеют несколько пиков развития (у Китая и Индии их было 2, у Англии — 3, у Германии и Японии — 4). Длительность локального подъема культуры продолжается от нескольких десятилетий до нескольких столетий. Кроме локальных, существуют общемировые пики. Два мощных всплеска в человеческой культуре наблюдались в V—VI вв. до н. э. и ХI—ХII вв. н. э., связанные с появлением крупных философских систем.

Развитие духовной сферы (философии и искусства) не зависит от экономики, а развитие науки напрямую определяется характером политической системы и уровнем экономики. Зависимость от религии имеет иную закономерность: философия, искусство и наука достигают зрелости, освободившись от религии, но не порвав с ней: все великие деятели философии, искусства и науки были людьми глубоко верующими. Вслед за падением религии снижается творческая активность нации, а затем наступает паралич культуры в целом. Ее подъем начинается только вслед за религиозным возрождением. Кризис культуры и нации в целом приводит к серьезному обновлению системы высших ценностей.

Все культуры незаметно переходят друг в друга, составляя один неразрывный континуум. Границы между ними размыты багодаря взаимообмену и постоянному взаимопрониковению культур. Вместе с тем они могут существенно различаться, поскольку каждая специализируется на одном или нескольких видах деятельности, достигая здесь наивысших результатов. В других областях ее может ожидать полное отставание. Ни одна культура не развивает всех видов творчества. Египет, Япония, Рим не имели выдающейся философии, хотя преуспели в культовой архитектуре, государственном устройстве и регулярной армии. У арабов не было скульптуры, хотя они подарили миру мате­матику.

К. внес огромный вклад в становление академичес­кой антропологии и развитие антропологического образования в США: основал один из первых факультетов антропологии в Кали­форнийском университете, а также один из крупнейших ныне антропологических музеев (в Беркли). Внес значительный вклад практически во все области антропологии: этног­рафию, археологию, лингвистику, теоретическую антропологию. Его перу принадлежат свыше 500 работ — монографий, статей и т. д.

ЛЕВИ-БРЮЛЬ(Levy-Bruhl) Люсьен (1857—1939), видный французский этнограф и психолог. Создал теорию господства «дологического мышления» в общественном сознании первобытной эпохи.

ЛЕВИ-СТРОСКлод (р. 1908), известный французский этнограф и социолог, один из главных представителей структурализма. Создал теорию первобытного мышления, во многом противостоящую теории Л. Леви-Брюля. Эволюция культуры, согласно его воззрениям, представляет движение к единству чувственного и рационального начал, утраченных современной цивилизацией. Гармония этих начал свойственна первобытному мышлению. Этнологическое исследование стремится к ­обнаружению порядка во всех регистрах человеческой деятельности с помощью метода структурной антропологии, основывающемся на единстве трех принципов: рассмотрения явлений культуры в синхронном срезе общества, исследования этого явления как многоуровневого, целостного образования; анализа культуры с учетом его вариативности. Конечным результатом исследования выступает моделирование структуры, которая определяет скрытую логику, присущую как отдельным вариантам явления, так и виртуальным переходам от одного варианта к другому. Рассматривал первобытное мышление как проявление коллективного бессознательного — наиболее удобного объекта для выявления структур ума, единых для древнего и современного человека. В нем выделяются три операции, осуществляющиеся с помощью бинарных оппозиций: совмещение бинарных оппозиций, перенос бинарности и установление соответ­ствий между более общей и более конкретными оппозициями, введение медиаторов.

ЛЕРУА-ГУРАН Андре (1911—1986), французский археолог и этнограф. Основные труды по эволюции техники и культуры человечества от первобытности до нового времени, по палеолитическому искусству и религии.

ЛИЧЭдмуид Роналд (р. 1910), английский социальный ант­рополог, известный исследованиями обществ Юж­ной и Юго-Восточной Азии, а также проблем символизма и мифологии. Изучал инженерное дело и математику в Кембридже, за­тем учился в Лондонской школе экономики. Под влиянием Б. Мали­новского переориентировался на изучение антропологии. Перед на­чалом Второй мировой войны проводил полевые исследования в Бирме, в 50-е — в Курдистане, на Цейлоне и Борнео. В каче­стве докторской диссертации защитил свою книгу «Политические системы горной Бирмы» (1954). Основным предметом исследо­ваний служили мате­матические модели социальной структуры. Использовал достижения французского структурализма. Сыграл важную роль в популяриза­ции работ Леви-Стросса. В 60—70-е опубликовал ряд работ, в которых исследовал системы родства, мифологию и симво­лизм с позиций структурализма. В 1953—1979 гг. преподавал в Кемб­ридже (профессор социальной антропологии), был ректором Коро­левского колледжа. В 1975 возведен в рыцарское звание.

МАЛИНОВСКИЙБронислав Каспер (1884—1942), английский этнограф и социолог польского происхождения, один из основате­лей и лидеров английской функциональной школы в британской ан­тропологии. Степень доктора философии по физике и математике получил в 1908 в Ягеллонском университете в Кракове. Изучал психологию и историчес­кую политэкономию в Лейпцигском университете, затем в 1910 поступил в Лондонскую школу экономики. В 1914—1918 проводил интенсивные полевые исследования в Меланезии. С 1927 — про­фессор социальной антропологии в Лондонском университете. В 1938—1942 работал в Йельском университете (США). Считается отцом этнографии, главой функционалистского крыла социальной антропологии. Родился в Кракове. Его отец — крупный филолог-славист. Сам М. владел польским, русским, немецким, французским, английским, итальянским и испанским языками. Проявлял постоянный интерес к экономике, теории культуры, семейно-родственным отношениям, первобытному праву, религии, этике, этнографической теории языка. Как и большинство антропологов его времени, он был убежден в том, что задача этнографии заключается в изучении и записи культурного многообразия народов, находящихся перед угрозой вестернизации. С 1910 М. начинает интенсивно заниматься проведением полевых исследований культуры австралийских аборигенов. Основное исследование провел в Меланезии (острова Тробриан, Новая Гвинея) в 1915—1918. Его первая книга «Аргонавты Тихого океана» (1922), повествующая о культуре неизвестных племенах, живущих в Новой Гвинеи, стала поворотным пунктом в развитии социальной антропологии потому, что она положила конец господствовавшей прежде спекулятивной традиции изучения культуры, знаменовала начало эмпирическому этапу развития антропологии и культурологии. Несколько лет он прожил среди туземцев, построил хижину в местной деревне и изнутри наблюдал повседневную жизнь южан. Вместе с ними он ловил рыбу, охотился, выучив местный язык, активно общался, участвовал в праздниках, обрядах и церемониях. Он глубоко постиг местные обычаи, узнал верования, символы, установки, поведенческие реакции людей.

В основе его теории, изложенной в книге «Научная теория культуры» (1944), лежит система человеческих потребностей. Над первичными потребностями в добывании пищи, крова, обороны и воспроизводства надстраиваются вторичные, но уже не природные, а культурные. Культура выступает как инструмент удовлетворения первичных, базовых потребностей людей и одновременно как совокупность артефактов, организованных традицией. Следуя принципам функционализма, сторонником которого М. оставался всю жизнь, считал, что в культуре нет ничего лишнего, в ней все функционально связано друг с другом. А то, что кажется лишним, свидетельствует о нашем непонимании местной культуры. Всякое культурное событие или явление благотворно потому, что наделено функцией. Надо только обнаружить ее. У каждой социальной группы свои инновации, т. е. реакции на изменяющуюся реальность. Если бы все они сохранялись, человеческая культура представляла собой хаотическое образование. Множеству социальных и национальных групп в обществе соответствует множественность культурных ответов на одну и ту же потребность. М. предлагал взглянуть на проблему изнутри, понять внутренние мотивы поведения представителей местной культуры. Его метод получил в науке название включенного наблюдения. Огромное значение М. придавал статистическому анализу этнографических данных, который проводил на основе составления карт и таблицы, генеалогии и данных переписей.

МЁРДОКДжордж Питер (1897—1985), известный американ­ский антрополог, исследователь проблем культуры и об­щества. По­лучил образование в Иельском университете. Работал самостоятель­но, избегая влияния школы Боаса. Сосредоточился на создании ме­тодологии, применимой в социологии и антропологии, с помощью которой можно было бы исследовать культурно-детерминированное поведение человека. Для того чтобы сделать возможным обоснован­ные кросс-культурные сравнения, он инициировал создание группы межкультурных обзоров в Иеле. Классифицировал огромное количество сведений по различным культурам, заложив основы для целого ­направления в мировой антропологии. Все исследуемые элемен­ты культуры были зафиксированы при помощи формализованной записи, которая была разработана М. и положена им в осно­ву HPAF (Ареальная картотека человеческих отношений — Human Relations Area File). Впервые она была опубликова­на в виде «Этнографического атласа» (1967) и пред­ставляющего набор табулограмм по 600 культурам. М. сформулировал концепцию универсальной культурной модели и эволюции систем родства, изложенную в книге «Социальная структура». М. считал, что все формы родства детерминированы эко­логическими условиями, определяю­щими, в свою очередь, хозяйственный тип и половое разделение тру­да. Разные типы родственных организаций эволюционируют в раз­ных направлениях в зависимости от изменения окружающих усло­вий. Терминология родства, по М., полностью детерминиро­вана родственными отношениями. М. проводил полевые исследования в Африке, внес существенный вклад в равитие африканской этнографии.

МИДМаргарет (1901—1978), видный американский этнограф. Исследовала отношения между различными возрастными группами в традиционных (папуасы, самоа и др.) и современных обществах, детскую психологию с позиций т.н. этнопсихологической школы. Явилась первым этнографом, для которой мир детства стал основным предметом изучения. Собрала огромный материал о социализации детей в примитивных культурах, в частности, народов Океании. Тираж ее книги «Взросление самоа» превысил 2 млн. экземпляров. Она переведена на 17 языков и стала бестселлером. С именем М. связан ряд новых научных идей — о природе родительских чувств, соотношении материнских и отцовских ролей, происхождении мужских и женских инициаций. Ни один этнограф в мире до нее не пользовался такой популярностью в мире. Различала в человеческой истории три типа культур с точки зрения характера трансляции опыта между поколениями. Постфигуративные культуры — дети учатся у своих предков. Так, в патриархальном обществе, опирающемся на традицию и ее живых носителей, стариков, отношения возрастных групп жестко регламентированы, нововведения не одобряются, каждый знает свое место, господствуют чувства преемственности и верности традициям. Кофигуративные культуры — дети и взрослые учатся у равных, т. е. у своих сверстников. Влияние старших падает, а сверстников растет. Расширенная семья заменяется нуклеарной, поколеблена незыблемость традиций. Повышается значение юношеских групп, возникает особая молодежная субкультура. Термин «кофигуративный» (приставка «ко» обозначает вместе, сообща) отражает факт сотворчества учителя и учеников. Префигуративные культуры — взрослые учатся у своих детей. Такие культуры возникли с середины XX столетия и объединены электронной коммуникативной сетью. Они определяют новый тип социальной связи между поколениями, когда образ жизни старшего поколения не тяготеет над младшим. Темп обновления знаний настолько высок, что молодежь оказывается более сведущей, чем старики. Обостряются межпоколенные конфликты, молодежная культура перерастает в контркультуру. Постфигуративные культуры ориентированы на прошлое, и для них характерен очень медленный, черепаший прогресс. Кофигуративные культуры ориентированы на настоящее и умеренный темп прогресса, а префигуративные — на будущее и ускоренное движение. М. называли «прижизненным классиком», внесшим выдающийся вклад в понимание человеческой культуры и проблем социализации.

МОРГАНЛьюис Генри (1818—1881) известный американский историк и этнограф, один из родоначальников антропологии, этнологии и культурологии. Он был состоятельным человеком, ученым, адвокатом, 40 лет жизни посвятил изучению ирокезов и других индейских племен. Жизнь с индейцами внушила ему глубокое уважение к их самобытной культуре, которое позже он пытался привить американскому обществу, публично выступая в защиту «краснокожих». В качестве адвоката М. успешно отстаивал в суде право ирокезов на землю, за что был торжественно посвящен в члены индейского племени сенека. Классический труд «Древнее общество» (1877) посвящен вопросам возникновения семьи, собственности и родоплеменной организации. Исследовав быт и старинные обычаи индейцев, он пришел к идее рода как основной ячейки первобытного общества. Историю человечества М. разделил на два периода: ранний, когда общественный строй основывался на родах, фратриях и племенах, и поздний, когда общество стало территориальной, экономической и политической общностью. Только благодаря родовой организации — самому устойчивому и универсальному институту древнего общества — возможна преемственность развития культуры. Первобытный род он понимал как сложнейший социокультурный институт, важное культурное изобретение, которое менее развитые народы заимствовали у более развитых. М. полагал, что отстоящие далеко друг от друга народы не могли каждый раз заново открывать его. Род являлся продуктом высокоразвитого общества. Он был изобретен достаточно интеллектуальными людьми в одном месте, откуда он, как позже методы земледелия, стал распространяться по всему свету. Причиной заимствования родовой организации одними народами у других служит ее очень высокая эффективность. М. был одним из первых исследователей семьи как социального и культурного института, для описания которого изобрел терминологию родства и употреблял кросс-культурный метод исследования. Позже они поступили на вооружение современной антропологии. М. построил типологию развития семьи и брака, в основании которой положил пять последовательно сменяющих дpуг дpуга стадий и фоpм: 1) кровнородственная бpачная общность между всеми лицами одного поколения; 2) пуналуальная — бpак нескольких бpатьев с нескольким женщинами-неpодственницами; 3) паpная — непpочное и лишенное экономической основы соединение двух супругов; 4) промежуточная патриархальная семья с выраженной властью мужа; 5) моногамная — прочное соединение супругов с властью мужа как частного собственника. Согласно М. две пеpвые фоpмы основаны на гpупповом бpаке, остальные — на индивидуальном. М. предпринял попытку периодизации древней истории культуры по критерию «изобретения — открытия». Добывание огня, изобретение лука, гончарное ремесло, земледелие, скотоводство, использование железа — важнейшие исторические вехи эволюции культуры дописьменного и раннего письменного общества. Они обозначали переход от одного типа культуры к другому. С историей культуры у М. тесно связана история хозяйства, характер и закономерности которого определяются типом собственности. В начале человечества преобладало коллективное владение землей. Ему соответствовали групповой брак и матриархат (главенство женщины в роду). По мере развития производительных сил и технического прогресса в обществе утверждалась частная собственность, а это вызвало переход от женского к мужскому счету родства и наследованию по мужской линии. Так возник патриархат, который существует по сию пору и знаменует господство железного века. Женщина оказалась прикованной к семье, ее права были сильно урезаны, она попала в подчинение к мужчине.

РАДКЛИФФ-БРАУН Алфред Реджиналд (1881—1955), английский этнограф и социолог, антрополог, один из лидеров британской школы социальной антропологии первой половины XX в., теоретик функциональной школы в этнографии. Создатель «социальной антропологии» в английской этнографии.Учился в Кемб­ридже (1901—1906), по окончании университета несколько лет посвя­тил полевым этнографическим исследованиям на Андаманских ос­тровах и в Западной Австралии (1906—1912). Исследования принес­ли ему известность, он стал сотрудником Тринити-колледж, член-корреспондентом Королевского антропологического института. Большую часть жизни провел за пределами Англии. В 1915 был министром образования Королевства Тонга; в 1920—1925 заведо­вал кафедрой социальной антропологии в Кейптаунском универси­тете (Южная Африка), где основал Школу африканской жизни и аф­риканских языков. В 1925—1931 заведовал кафедрой социальной антропологии в Сиднейском, а в 1931—1937 — в Чикагском универ­ситетах. Затем — профессор Оксфордского университета, директор Института социальных исследований в Александрии. Читал лекции в Янцзинском университете и в университете Сан-Паулу. Был чле­ном Британской и зарубежных академий, первым президентом Британ­ской ассоциации социальных антропологов. Основной заслугой Р.-Б. было применение системного подхода к изучению прими­тивных обществ и коренной поворот социальной антропологии к срав­нительному изучению культур.

РАТЦЕЛЬФридрих (1844—1904), немецкий географ и этнограф, представитель диффузионизма, основатель «политической географии», иногда ошибочно признаваемый основателем «антропогеографической школы». Главная заслуга в том, что ему удалось доказать влияние природных условий на развитие народов и культур в разных географических зонах. В результате у него получилась своеобразная географическая карта культурной жизни человечества. В своих трудах «Антропогеография», «Народоведение», «Земля и жизнь» он дал общую картину рассе­ления народов и распространения культур. По земной поверхности с различной скоростью перемещаются не только людские потоки, но и культурные изобретения, предметы, идеи, явления. Сложные явления передвигаются медленнее, простые — быстрее. Хозяйственные формы, экономические институты, навыки земледелия или металлургии, традиции и ценности перенимаются народами крайне медленно и с большим трудом. Гораздо быстрее и легче заимствуются украшения, предметы быта и одежда. Причиной служит то обстоятельство, что традиции и навыки распространяются только вместе со своими носителями, а одежда и мебель этого не требуют. Он считал, что собственное изобретение людьми не так высоко ценится, как заимствованное. Вместе с тем, народ, изобретший хозяйственные приемы, может оценить их в меньшей степени, нежели другой, сумевший найти им изобретаются одним народом, но наибольшее культурное применение получают у другого.

СОРОКИНПитирим Александрович (1889—1968), выдающийся американский социолог русского происхождения. Значительная часть его работ посвящена проблемам культуры. Получив грант от Национального научного фонда США, он углубляется в исследование мировой культуры, результатом которой явился фундаментальный многотомный труд по социодинамике культуры. Создал циклическую теорию флуктуации трех социокультурных типов (идеационального, сенситивного, идеалистического). Идеациональный как важнейший тип мировой культуры базируется на принципе сверхчувственности и сверх­разумности бога как единственной ре­альности и ценности. К нему С. относит средневековую европейскую куль­туру. Здесь господствующие нравы и обычаи, об­раз жизни и мышления, ориентирующиеся на единство с богом как высшую цель. Данный тип культуры безразличен по отношению к чувственному миру, его богатству, ра­достям и ценностям. Сюда включены брахманская, буддий­ская и лаоистская и греческая культура с 8 по кон. 6 в. до н. э. Сенситивный (чувственный тип) ориентирован только на то, что мы видим, слышим, осязаем, ощущаем и воспринимаем через наши органы чувств. Лишь даваемое через чувства обладает в такой культуре статусом реального. Вне чувственной реально­сти нет ничего. Эта культура стремится освободиться от религии, морали и других ценнос­тей идеациональной культуры. Ее цен­ности сконцентриро­ваны вокруг по­вседневной жизни в земном мире. Ее герои — фермеры, рабочие, домохозяйки и даже преступники и су­масшедшие. Формирование сенситивной культуры на­чинается в XVI в. и достигает своего апогея к середине XX в. Идеалисти­ческий тип занимает промежуточное положение и представляет смесь элементов идеациональной и синситивной культур в равных пропорциях. Доминирующие в нем ценности ориентируются как на небо, так и на землю. Исходная посылка — убеждение в том, что объективная ре­альность частично сверхчувственна и час­тично чувственна. Она охватывает сверхчувственный и сверхрациональ­ные аспекты плюс рациональный, и, наконец, сенсорный аспект, образуя собой единство этого бесконечного многообразия. Сюда относятся западноевропейская культура XIII—XIV вв. греческая культура 5—4 вв. до н. э.

ТЭЙЛОР, Эдуард Барнетт (1832—1917), выдающийся английский этнограф. Один из основателей этнографии и антропологии. Считается отцом эволюционной теории развития культуры. Опубликовал ряд книг и более 250 статей на разных языках мира. В 1871 избран членом Королевского научного общества, а в 1896 стал профессором первой в Англии кафедры антропологии при Оксфордском университете. Рассматривал культуру (синоним цивилизации) как сознательно созданное рациональное устройство для целей улучшения жизни людей в обществе. Например, для улучшения жизни людей изобрели моральные нормы, парламентскую форму правления, моногамию, капитализм, современный стиль одежды и т. п. Признавал неравномерность развития человеческих обществ и построил универсальную шкалу культурного прогресса, на вершине которой они расположили западные общества. Каждое следующее поколение людей в любом обществе живет в иных, более продвинутых культурных условиях, чем предыдущее поколение. Чем больше воспитанных и культурных людей в обществе, тем более оно развито.

Метод Т. напоминал работу натуралиста: нужно расчленить культуру на составные части, классифицировать из в зависимости от географической и исторической принадлежности, а затем составить из них генетические ряды. Явления культуры, подобно растениям и животным, распадаются на роды, виды, подвиды. Внутри вида обычаев содержатся такие подвиды, как обычай наносить татуировки, обычай подпиливать зубы, обычай счета десятками и т. д. Подобно животным или растениям обычаи и другие культурные явления могут мигрировать из одного географического района в другой, из одной исторической эпохи в другую. Поэтому у разных народов, живущих в разные периоды истриии, отмечаются сходные культурные черты. Полный перечень явлений, составляющих жизнь того или иного народа, Т. называл культурой. Эволюция каждого изобретения, воззрения или обряда, согласно Т., обусловлена не столько усилиями мысли, сколько действием механизма проб и ошибок, поощрения и наказания, а также подражанием, внушением, влиянием индивидуальных и групповых интересов. Эволюционные ряды независимы, но они способны перекрещиваться, и тогда соединение далеко отстоящих друг от друга культурных явлений порождает качественно новые решения.

УАЙТЛесли Элвин (Алвин) (1900—1975), ведущий американ­ский антрополог и культуролог. У. учился в университетете шта­та ­Луизиана, в Колумбийском университете и в университете г. Чи­каго: получил широкое образование в области истории, политологии, психологии, социологии и антропологии, обладал глубокими познаниями в области естественных наук. Проводил полевые иссле­дования среди индейцев пуэбло. В 1927 получил докторскую сте­пень, работал в Музее науки г. Буффало, с 1930 — в Мичиганском университете, где преподавал вплоть до выхода на пенсию в 1970 г. Ему удалось создать одну из наиболее сильных кафедр культурной антропологии. С 1962 возглавлял Американскую антропологичес­кую ассоциацию. В начале своей деятельности У. отошел от боасовской концепции культурного релятивизма. Открыто защищал не­популярную в середине XX в. эволюционную теорию, чем отчасти и обрек себя на научную изоляцию. Лишь в 60-е концепции ученого получили ши­рокое признание как основоположника неоэволюционизма. Насле­дие У. в целом не получило должного признания при жизни. Только в 90-е приходит понимание значимости его работ. У. выделил культурологию как самостоятельную науку в комплексе об­щественных наук, немало сделал для утверждения в науке самого термина «культурология», развил понятие «культура», определил предметное поле культурологии и основные методы ее исследования. У. первый применил системный подход для описания и интерпретации культуры как самоорганизующейся термодинамической системы, функционирующей по естественным законам. Изучая всеобщую эволюцию, У. (1959) исследовал основные направления в развитии мировой культуры с эпохи охотников и собирателей до падения Рима. Он описал переход от простых обществ к сложным. Его взглядам присущ технологический детерминизм: У. утверждал, что культура развивается благодаря усовершенствованию орудий труда и источников энергии.

ФРЕЙЗЕР Джеймс Джордж (1854—1941), английский этнограф, исследователь истории религии, сотрудник и ученик Э. Тэйлора, автор знаменитой книги «Золотая ветвь». Он считал, что религия прошла в своем историческом развитии три стадии: самая ранняя магичекая, ее сменила религиозная, а современная стадия называется научной. Взгляды Ф. получили название «преанимизма» (от «анима» — душа). Основной тезис преанимизма звучит так: в религии первичной является не идея (миф, верование), а действие (ритуал).

ФРОБЕНИУС Лео (1873—1928), немецкий филолог, этнограф, историк-африканист и культуролог. Основатель культурно-морфологической школы. Ф. разработал концепцию морфологии культуры. В 1925 во Франкфурте-на-Майне он основал Ин-т морфологии культуры. Каждую культуру, согласно его воззрениям, можно уподобить организму, который по своим внутренним законам и в отведенные природой сроки родится, расцветает, живет и умирает. Культура как самостоятельная сущность проходит те же ступени развития, что и все живое на земле: растение, животное и человек. Если культуру пересадить из родной почвы в чужую, то там она, подобно растению, начнет пускать новые корни, питаться новыми веществами и развиваться в новом направлении. Новые культуры, как правило, плод соединения нескольких старых. И как человеческое дитя, новая культура наследует и достоинства, и недостатки родителей. Причем, как и у людей, культуры бывают мужского и женского рода. Идею о том, что культуры могут быть мужскими и женскими, Ф. иллюстрировал на материале африканских культур: пат­риархальной у эфиопов и матриархальной у хамитов. Культуры обладают собстенным характером, «культурной душой», переживающей стадии рождения взросления, старения и смерти. В мужской культуре все стремится вверх: человек совершает карьеру и повышает свой статус, свайные жилища строят, как и кровати внутри них, на ножках, жизненные планы строятся на далекую перспективу. В женских же все стремится вниз: люди строят подземные жилища и зернохранилища, земляные печи, в религии центральную роль играет представление о подзменом царстве мертвых. Сравнивая Восток и Запад, первый он уподоблял женской, а второй — мужской форме культуры. Соединение мужской и женской форм дает более высокую смешанную культуру. Слияние разных культур происходит интенсивнее всего на пересечении торговых и караванных путей — в центрах человеческой активности. Здесь происходит наиболее интенсивный диалог разных культур. Отсюда можно сделать вывод: чем интенсивнее в обществе будут культурные, торговые, военные, информационные, политические контакты, тем выше будут скорость и глубина культурной диффузии. Понятно, что вероятность зарождения новых культур ниже в регионах слабого культурного обмена — в «культурной провинции» Земли. Ему удалось то, что не удавалось сделать многим ученым до него: органично соединить две противоложные позиции — диффузионизма и эволюционизма. Организовав несколько экспедиций в Африку, он собрал богатейший эмпирический материал. Применив метод картографирования культурного пространства, он отобразил на ней всю мозаику африканских культур. Он полагал, что та или иная культура создается природой и хозяйственной деятельностью человека, который, тем не менее, ее творцом не является. Хозяйствуя на земле, он всего лишь приспосабливается к природно-географическим условиям, по ходу дела создавая себя комфортную среду обитания. Таким образом, культура вообще создается помимо воли и желания человека, а конкретный тип культуры, это скорее подкорректированная человеком «фотография» природно-климатических условий данной местности. Исследуя культурную поверхность земного шара, Ф. приходит к выводу, что сходные культуры скапливаются в однородные зоны. Он назвал их «культурными кругами». Он выделил «западно-африканский культурный круг», охватывающий бассейн реки Конго, побережье Нижней и Верхней Гвинеи. Проживающие в нем народы обладают сходными культурными чертами: у них наблюдаются прямоугольные дома с двускатной крышей, плетеные щиты, музыкальные инструменты со струнами из растительных волокон, барабан, маски. Если в одном месте находят несколько однотипных культур, то можно говорить о единстве их происхождения. В одинаковое время в одном и том же месте можно обнаружить несколько разных по своему происхождению культур, которые, подобно пластам земли, накладывались друг на друга. В той же Африке Ф. обнаружил слой ранней индийской и более поздней семитской культуры, которые придавили собой еще более древний слой протоафриканской культуры. В сходных географических условиях рождаются сходные культуры. Идеи Ф. предвосхищают нек-рых философов культуры, в частности Шпенглера и Бердяева.

ШПЕНГЛЕРОсвальд (1880—1936), видный немецкий философ, культуролог, историк, представитель философии жизни, создатель циклической теории. Его учение призвано было преодолеть меха­нистичность распространенных в XIX в. глобальных схем эволюции культуры как единого восходящего процесса становления мировой культуры, где европейская культура выступала как вершина развития человечества. Мировая культура предстает как ряд независимых друг от друга, замкнутых культур, каждая из которых имеет свой темп развития и отведенное ей время жизни. За этот период каждая культура, подобно живому организму, проходит несколько стадий: от рождения через молодость, зрелость, старость до смерти. Исходя из этого Ш. создает концепцию одновременности явлений в разных культурах, отделенных промежутками в тысячелетия, но проходящих три одинаковые этапа: мифо-символическая ранняя культура, метафизико-религиозная высокая культура, поздняя цивилизационная структура. В жизни каждой выделяются две линии развития: восхо­дящая (культура в собственном смысле) и нисходящая (цивилизация). Первая характе­ризуется развитием органических начал культуры, вторая — их закостенением и превращением в механистические, выражающиеся в бурном развитии техники; разрастании городов в мегаполисы; в появлении массовой, технологически ориентированной культуры; превращении региональных форм в мировые; наступлении эпохи цезаризма. История культуры начинается с варварства примитивной эпохи, затем развивается политическая организация, искусства, науки и т. д. В классический период культуры наступает их расцвет, сменяющийся окостенением в эпоху декаданса, и, наконец, культура приходит к новому варварству, когда все становится предметом торговли, вульгаризируется. Конец или закат культуры означает ее переход в фазу цивилизации.

ЭВАНС-ПРИЧАРД Эдвард Эван (1902—1973), один из лидеров английской социальной антропологии послевоенного периода, осо­бую известность получили ставшие классическими исследования африкан­ских культур. Изучал современную историю в Оксфорде, степень доктора философии получил в Лондонской школе экономики (1927). Преподавал в Оксфорде (1928—1940), проводил по­левые исследования в Южном Судане. Профессор социологии в Университете Фуада I в Каире (1932—1934). После прохождения во­инской службы на Ближнем Востоке и в Северной Африке (1940—1945) возвратился в Англию. С 1946 по 1970 — профессор социаль­ной антропологии в Оксфорде: проректор университета (1963—1965). В 1971 г. возведен в рыцарское звание.

 

 








Дата добавления: 2016-03-30; просмотров: 534;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.014 сек.