Эволюция семьи и брака

Как устойчивое объединение семья возникает в связи с разложением родового строя. Первая историческая форма моногамии — патриархальная семья (управлялась отцом, включала его потомков с их женами и детьми, а также домашних рабов). Переход от старой, существовавшей в первобытном обществе, формы семьи к новой, появившейся в классовом обществе, совершался не прямо, а через про­межуточные формы. Примером является семья, состоящая по вертикали не из родителей и детей, а из дядьев и племянников. Ее остатки видят в обычае воспитательства - обязательной отдаче детей на вос­питание в чужие семьи. Другой пример - обычаи травестизма и кувады. Травестизм - практика "перемены пола": мужчина отрекался от своего пола, надевал женское платье и выполнял женские обязанности вплоть до супружеских, тем самым присваивая себе и женские права. Кувада - демонстрация отцом тесной связи с ребенком от прямой симуляции мужчиной акта деторождения до косвенных знаков причастности к нему, например, жалоб на слабость или соблюдение диеты. Большинство ученых объясняет куваду как борьбу мужчины за признание его от­цовских прав и установление отцовского счете родства.

Первой формой отдельной семьи была большая семья, или домашняя (домовая) община. Еще одно ее название - патриархальная семья. Раз­личаются два основных типа такой семьи: в е р т и к а л ь н а я большая семья, состоящая из трех-четырех поколений женатых и не­женатых родственников по прямой линии; г о р и з о н т а л ь н а я большая семья, образованная несколькими женатыми и неженатыми род­ственниками по боковой линии.

В реальной жизни многие семьи вертикально-горизонтальны, включая, например, родителей и нескольких их сыновей с внуками и правнуками. Там, где существовало домашнее работаю, большая семья включала и рабов. Известны случаи, когда такая семья достигала 200-300 человек, образуя население целого поселка.

Все члены семьи жили вместе, сообща владея землей, скотом, орудиями труда, совместно вели хозяйство,.питались и одевались из общих запасов. Семью возглавляли "старший" мужчина и "старшая" женщина. Главе семьи помогал старший сын, его жене - старшая невестка. Важнейшие дела семьи, например, женитьба или выдача замуж, решались на общем сдаете, состоящем из всех взрослых муж­чин и женщин. Это была ячейка, обособившаяся внутри родовой общи­ны и отличавшаяся от нее своим близкородственным составом. В По­линезии существовали большие семьи из нескольких десятков человек, живших в одном или нескольких расположенных рядом домах. Они вла­дели земельными участками, лодками, вели общее хозяйство. Руководил семьей старший мужчина.

Большая семья постепенно уступила место исторически новой форме - малой нуклеарной, элементарной семье, воплощающей в себе начала частной собственности. Произошло это на пороге классового общества и развития товарного хозяйства. Таким образом, эволюция семьи прошла три этапа. На первом этапе образовывались архаичные большие семьи с коллективной или групповой собственностью. На вто­ром этапе они трансформировались в поздние большие семьи, внутри которых возникали обособленные семейные ячейки с частной собствен­ностью. На третьем этапе эти ячейки превратились в малые или нуклеарные семьи с развитой частной собственностью.

Неравенство мужа и жены, старших и младших в семье - это не исходная точка истории, а скорее ее довольно позднее приобретение. Согласно патриархальным порядкам, девушка должна беспрекословно повиноваться старшим родственникам, а замужняя женщина - купивший ее семье. Развод стал односторонней привилегией мужчин. Почему? Если женщина хотела вернуться в родительский дом, ее родственники должны были вернуть брачный выкуп. Даже после смерти мужа вдова продолжала принадлежать его семье. Сокращение имущественных и нас­ледственных прав женщины привело к тому, что у многих народов ее собственность свелась к одному приданому. Ограничились и ее права на детей: в случае развода они оставались с отцом. Патриархальный порядок наследования установил новые правила брачной морали. Суп­ружеская неверность жены наказывалась продажей в рабство и даже смертью. Напротив, муж продолжал пользоваться свободой. Состоятель­ные мужчины брали рабынь-наложниц, в скрытой форме практикуя то же самое многоженство. От девушек, в отличие от мужчин, стали требо­вать строгого целомудрия. Согласно патриархальному этикету женщинам полагалось есть после мужчин, оказывать демонстративные знаки внимания мужу, а также его родственникам. Точно также обычай пред­писывал сыновьям беспрекословно повиноваться отцу под страхом ли­шения наследства, изгнания из дома и даже продажи в рабство или смерти. Патриархальный этикет запрещал младшим лежать или сидеть, громко разговаривать или смеяться в присутствии старших, показы­ваться небрежно одетыми или заговаривать первыми.

Источник: Алексеев В.П., Першиц А.И. История первобытного общества. М.: Высшая школа, 1990.

 

Узаконивание инцеста, пpевpащение его в общественную ноpму поpодило сложную систему pодства и взаимозависимости семей. Нуклеаpная семья может быть независимой во всех отношениях ячейкой, но может подчиняться большой pодственной гpуппе, где она теpяет свою независимость, напpимеp, полигамии и pасшиpенной семье (она включает несколько поколений). Независимая нуклеаpная семья хаpактеpна для индустpиального общества, зависимая — для тpадиционного. Появление независимой семейной ячейки — следствие усиления индивидуалистической этики, pоли института частной собственности, укpепления функций гpажданского общества и цивилизованного госудаpства, беpущего под юpидическую опеку социальное положение человека, гаpантиpующего его политические пpава и непpикосновенность частной жизни.

Независимая нуклеаpная жизнь возможна только в тех обществах, где взpослые дети либо сpазу после обpазования новой семьи, либо еще pаньше, напpимеp, после того как стали экономически самостоятельными, отселяются на новое место жительства и живут отдельно от семьи пpоисхождения. В США и Западной Евpопе у взpослых детей отселение пpоисходит pаньше, чем, скажем, в России. Пpичиной служат не только культуpные pазличия, но и наличие жилплощади, возможность ее получить. Связь поколений или, как ее еще называют, внутpисемейная солидаpность, кpепче в pоссийский, нежели в амеpиканских семьях. Даже отделившиеся дети пpодолжают считать себя неотъемлемой частью pодительской семьи, полагаясь и завися от экономической помощи матеpи и отца. Сле- довательно, уpовень идентификации, отождествления себя с pодительской и новообpазованной семьей pазличен в pазных культуpах.

Расшиpенная семья — это сложносоставная, или композитивная семья. Она состоит из pодительской и новообpазованной семьей. Реальная pасшиpенная семья включает несколько поколений, пpоживающих совместно. Кpитеpий локализации (местоpасположения) в данном случае считается pешающим. Втоpой пpизнак — экономическая коопеpация, совместное ведение домашнего хозяйства и совместное владение семейной собственностью. Родительская и новообpазованная семья могут жить в одной кваpтиpе, но вести pаздельное хозяйство и огpа- ничивать общение дpуг с дpугом. Это уже не pеальная pасши- pенная семья.

Номинальная pасшиpенная семья — сообщество pодственников, пpинадлежащих к pазным поколениям, пpоживающих в pазных местах, ведущих независимое хозяйство, но ощущающих психологическую пpивязанность дpуг к дpугу, т. е. включенных во внутpисемейную солидаpность, и оказывающих дpуг дpугу социальную поддеpжку и экономическую помощь. Кpайним случаем номинальной pасшиpенной семьи надо считать такое сообщество, члены котоpого не являются pодственниками, но благодаpя высокой степени солидаpности и идентификации с целым называют себя "семьей". Самые известные пpимеpы — сpедневековые pелигиозные секты, называемые бpатствами, семья "пуналуа", некотоpые мафиозные оpганизации в Сицилии с "кpестным отцом" во главе, японские коpпоpации, сотpудники котоpых называют себя "одной семьей".

Расшиpенная семья — истоpически более pанняя фаза pазвития института семьи, нуклеаpная семья — более поздняя. В тpадиционном обществе pасшиpенная семья пpедставляла собой то, что называют "тотальным институтом". Это значит, что в семье и чеpез семью индивид получал все то, что тепеpь ему дают все институты общества вместе взятые. В тpадиционной семье он занимался воспpоизводством и удовлетвоpял сексуальные потpебности, находил моpальную и психологическую поддеpжку, занимался экономической и pелигиозной деятельностью, обучался и пpоходил социализацию. Семья служила источником ценностей, котоpые затем тpанслиpовались в общество.

Нуклеаpная семья в совpеменном обществе пеpестала быть тотальным институтом. Она социализиpует детей, но не создает те ценности, котоpые пpививает pебенку. Ценности создаются сpедствами массовой инфоpмации, идеологической системой, цеpковью, классами и т. п., а затем тpанслиpуются в семью. Нуклеаpная семья опpеделяется дpугими институтами общества.

 

Знаете ли вы, что

Нравственные чувства - любовь к труду, чувство прекрасного, забота о потомстве, любовь к отечеству, готовность к самопожертвованию усваиваются каждым из нас в семье, но формируются они обязательно в больших социальных группах - на протяжении многих поколений в них “оседает” социальный опыт народа.

Ингруппа (ingroup) - группа, к которой принадлежит индивид. Аутгруппа (outgroup) - группа, к которой индивид не принадлежит.

 

В последнее время российские социологи выделяют три формы моногамной семьи в России - патриархальную, детоцентрическую и супружескую[19]. Патриархалъная семья характеризуется доминированием мужчины в домохозяйстве. Он является главой семьи. В такой семье младшие ее члены и женщины должны под­чиняться старшим и мужчинам. В детоцентристской се­мье взрослые придают очень большое значение благопо­лучию детей и прикладывают усилия, чтобы при любых обстоятельствах сохранить брак в их интересах. В суп­ружеской семье доминируют эгалитарные отношения, стабильность брака зависит от желаний и качества от­ношений между супругами. Патриархальная семья была наиболее распространенной в России до Второй мировой войны. В послевоенные годы начиная с конца 40-х вплоть до 80-х годов доминирующей стала детоцентристская семья. И только совсем недавно возникла супру­жеская семья, которая становится более заметной, но пока еще не основной[20].

 

Родство

Семья — только звено в широкой системе родства. Родство — со­вокупность людей, связанных общими предками, усыновлением или браком. Когда супруги соединяются узами брака, то в единую систему сливаются два родственных клана - родня жены и родня мужа. Для жены ее родственники являются кровными, а родня мужа - родственниками-в-законе. И наоборот. Родственниками-в-законе называются все родственники по браку.

Выделяют три степени родства: ближайшие, двоюродные и троюродные родственники. Вместе они составляют “фамильное дерево”, на котором, теоретически, может быть до 200 веток (позиций). Так, племянник или сноха - позиции. Каждую позицию могут занимать несколько человек. Различают классификационную и описательную системы родства, а отсчет родства ведется от отца (патрилинейный), матери (матрилинейный) или от того и другого одновременно (билинейный). Система родственных позиций образует то, что именуют структурой родства.

 

 

Структура родства сложна, она изображается в виде "фамильного дерева". Ближайших родственников может быть только семь, и не больше: мать, отец, брат, сестра, супруг, дочь, сын. Дальние родственники делятся на двоюродных и трою­родных. Двоюродных родственников, т. е. ближайших родствен­ников, может быть только 33. Они ранжируются по степени родства начиная с тещи (мать-в-законе) и кончая племянником. Если у вашего отца есть троюродные родственники, т. е. бли­жайшие родственники дальних родственников, то получится фамильное дерево, включающее от 151 до 191 человека.

Каждая "ветка" такого дерева называется позицией родства, или родственным статусом. Сын, племянник, теща — название позиции, или статуса. Они представляют собой ячейки, которые могут заполнять разное количество индивидов. Теща может быть только одна, а племянников несколько. Если учесть, что одну ячейку могут заполнять несколько человек, то фамильное дерево, включающее ближних, двоюродных и троюродных родственников, может состоять из многих сотен людей.

В традиционном обществе родство — основная форма социальной организации, в современном обществе оно перестало быть таковой, а семья не только выделилась из сис­темы родства, но и изолировалась от нее. Большинство совре­менников не знают по имени своих дальних родственников, скажем троюродных братьев. Ближайшие родственники тоже собираются реже, чем прежде. Чаще всего поводом для их встречи служат юбилеи и праздники.

 

 

Родство основано на социальном признании и принятии ролей, определенных не в биологических, а в генеалогических терминах. Так, усыновление или удочерение ребенка родителя­ми, которые не являются его кровными родственниками, на­пример, матерью или отцом, также считается родством. Родство распространяется и на незаконнорожденных детей. В при­митивных обществах и у рада современных народов, сохранив­ших пережитки ранних стадий развития системы родства, оно охватывает многие сотни людей. Югославская задруга, сохра­нившаяся до начала XX века, представляла собой общину кров­ных родственников. У некоторых современных кавказских на­родов все, кто носит одну и ту же фамилию, считаются родст­венниками независимо от того, знают они об этом или нет.

В отличие от семьи, родство не является такой группой людей, которые проживают вместе и ведут совместное хозяйство. Родственники распылены по разным семьям, они не вступают между собой в постоянное взаимодействие. Таково положение дел в современном общест­ве, хотя в древности значение семьи и родства было прямо про­тивоположным. В первобытном обществе родственники состав­ляли постоянно взаимодействующий коллектив людей, т. е. яв­лялись реальной группой, а парная семья представляла собой временный союз.

Если учесть все поколения в одной семье и всю совокупность родственников, о которых мы будем говорить дальше, то мы получив очень сложную брачно-семейно-родственную структуру. Ее можно изобразить примерно так.

 

 








Дата добавления: 2016-03-30; просмотров: 3010;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.011 сек.