Эндогамия и экзогамия

Пpи эндогамии паpтнеp выбиpается только из той гpуппы, к котоpой относится сам выбиpающий. Экзогамия пpедполагает выбоp бpачного паpтнеpа из чужой гpуппы. Пpидумавшие эти понятия этногpафы и антpопологи употpебляли их только по отношению к дpевнему обществу либо по отношению к пpимитивным племенам, сохpанившимся, как осколок стаpины, до сего вpемени.

Почему, собственно говоpя, эндогамия и экзогамия должны описывать только систему pодства, общинный pод, племя или клан? Чужой группой может стать класс, раса, нация, территориальная группа, возрастная категория. Для аристократа крестьяне выступает представителем чужой группы, он никогда не выдаст за него свою дочь или сына. Принадлежность к другой или нации тоже может служить препятствием к заключения брака. Поэтому мононациональный и внутриклассовый и надо считать разновидностью эндогамии, и наоборот. Таким образом, эндогамия — это обычай, по которому разрешены браки только между лицами одной и той же социальной группы (род, племя, сословие, каста, класс, нация).

В государствах Средней Азии до сих пор сильны традиции эндогамного брака. Азербайджанцы, казахи, киргизы, туркмены узбеки относятся к тюркоязычной общности. Брак внутри своей этой общности считается допустимым, а за ее предела­ми — нежелательным. В Туркмении кроме того действуют еще и внутриплеменные нормы, ограничивающие допустимость бра­ка рамками одного племеци, рода или клана, рассматриваемых как субэтносы. Еще сильнее влияет на выбор брачного парт­нера религиозный фактор — с мусульманином поощряется, а с немусульманином осуждается.

Размер брачной группы служит основанием для разделения форм брака на две большие категории: 1) моногамия (брачный союз одного мужчины и одной женщины); полигамия (брачный союз более чем двух партнеров). Каждая из них распадается на подвиды. В моногамии выделяют: 1) пожизненную моногамию, 2) моногамию, допускающую развод (легко разводимый брак), 3) парную семью. Последняя хотя и называется семьей, но лишь формально. На самом деле парная семья — неустойчивая, кратковременная форма брачного союза. В полигамии выде­ляют: 1) полигинию (брачный союз одного мужчины с несколь­кими женщинами), 2) полиандрию (брак одной женщины с не­сколькими мужчинами), 3) групповой брак (брачный союз не­скольких мужчин и нескольких женщин).

 

Неравный брак

Одним из критериев типологии выступает неpавенство супpугов. Не­равный брак подразумевает, что супруги различаются по какому-либо значимому признаку: общественному положению, возрас­ту, доходу. Самой ранней формой такого брака надо считать так называемый статусный брак. Положение индивида в первобыт­ной орде полностью предопределяло его брачный статус. Зани­мающий высшие ступеньки в иерархии мог выбрать любую понравившуюся ему женщину, следующий по рангу выбирал лучшее из оставшегося и так далее до самого низа. Зани­мающие низшие статусные позиции оказывались в самом не­равном положении. Позже возникли другие разновидности не­равного брака. Неравным мы называем брак старика и молодой женщины, богатого мужчины и бедной девушки, аристократа и плебея. В кастовом, сословном и отчасти классовом обществах неравные браки запрещались в тех случаях, когда они угрожали стабильности социальной иерархии. Запрещение неравных браков — это, по существу, возвращение к принципу эндогам­ного брака, разрешающего заключать союзы только в пределах своей группы — рода, племени, сословия, касты.

 

Покупной брак

Другим критерием классификации выступает плата за брак. Институт покупного брака имеет давние традиции. Он возник на заре истории, одновременно и внутри группового брака. Уже тогда женщина была вовлечена в обменный процесс в качестве товара. Две группы обменивались "подарками", которым могла служить женщина. Родственники женщины "дарили" родствен­никам мужчины его будущую супругу в обмен на равноценные услуги и помощь, которые обязывались оказать вторые первым. Раннюю форму покупного брака можно назвать дарообменной. Обряд бракосочетания осуществлялся в вцце эквивалентного дарообмена, поэтому говорить о плате здесь можно только условно. К. Каутский в книге "Возникновение брака и семьи" (1918) описывает обычай, существовавший в одном из индей­ских племен. Молодой человек дарил понравившейся ему де­вушке маленькую заточку или корзинку. Если она принимала подарок, то это означало, что брачное предложение принято. Взамен девушка дарила ему раскрашенный головной убор, из­готовленный собственными руками. После чего они жили вместе без дальнейших церемоний. Такова одна из разновид­ностей дарообменного брака.

 

Врезка








Дата добавления: 2016-03-30; просмотров: 1988;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.005 сек.