Обреченные на несчастье

Психологи считают, что любое различие в возрасте, образовании, вере или материальном положении приводит к неравенству, а значит, взаимному неудовлетворению супругов друг другом, ссорам и конфликтам.

В течение всей истории человечества заключались браки между людьми разных возрастов. Естественно, основная масса таких браков заключается по расчету, но среди них существуют браки по любви. Молодую девушку в мужчине может привлекать солидность и устойчивость, которых еще нет у сверстников. Девушки, выросшие без отца, часто стремятся найти защитника-покровителя и выбирают мужей старше себя.

Но с течением времени муж в физическом и психологическом плане перестает удовлетворять молодую жену, она начинает обращать внимание на других мужчин, заводит любовников.

Часто на женщинах старше себя женятся юноши, в детстве страдавшие от гиперопеки матери. Их пугает самостоятельность и ответственность в принятии решений, и в жене они видят замену матери. Другая причина подобных браков: юноша выбирает более опытную, в том числе и в сексе, жену. Но после перенятия этого опыта мужчина сам и становится инициатором развода.

Понадеявшись на разумность человека, природа не поставила барьера на межнациональные браки. И если брак близких народов (например, русского и украинки) не приводит к каким-либо конфликтам, то разность культур и обычаев разных рас может привести к непоправимым последствиям.

Например, у некоторых африканских народов считается, что семью должна кормить жена, муж же все заработанные деньги тратит на родных и друзей. А после смерти мужа его родственники просто выгоняют детей и жену из дома и перестают относиться к ним как к родственникам.

В большинстве своем обречены и межрелигиозные браки. И здесь важную роль играет разница норм и правил разных религий. Скандал может возникнуть, казалось бы, на пустом месте. Например, любовь православной, вышедшей замуж за мусульманина, к свинине или пост одного супруга во время религиозного праздника второй половины. В атеистической России эта проблема так остро не стоит, хотя во многих странах для религиозных супругов это становится настоящей трагедией.

Разница социального положения супругов может привести к тому, что у супруга с низшим социальным статусом разовьется комплекс неполноценности. Он начинает избегать общества друзей и родственников половины, достающих его или ее своими придирками, и в конце концов замыкается на воспитании детей, если это женщина, или спивается, если это мужчина.

Девушка, нашедшая богатого мужа, в какой-то момент понимает, что жить-то ей придется не с деньгами, а с живым человеком. Начинаются взаимные упреки и ссоры, часто приводящие к разводу.

Из сказанного вывод: супруги должны быть одной национальности, обладать одним социальным статусом и верить в одного бога. К тому же мужчина должен обладать немного большим доходом и быть на пять-шесть лет старше”.

МК. 1995. 14 октября.

 

Практика покупного брака повлекла за собой оживление патриархальных обычаев - женитьбы состоятельных стариков на молодых девушках и многоженства. Такие порядки, как похищение невест, также не способствовали сохранению за женщиной высокого статуса. Одним из самых романтичных древних обычаев была кража невес­ты: на белом скакуне, с гиканьем и свистом. В Южной Америке завер­тывали несчастную в ковер или ме­шок - как правило, чисто символи­чески. У галлов, правда, в отличие от всех, кражей занимались женщи­ны - родственницы жениха. Боль­шой гурьбой человек в двадцать они выслеживали бедную девушку у ко­лодца или в лесу, связывали и во­локли в дом к жениху. Багаки с Су­матры оставляли в доме похищен­ной знак - одежду или оружие, ина­че брак считался незаконным. Само узаконивание брака после умыкания сводилось к выплате вы­купа и символическому бою за честь похищенной и ее родичей. В нынешних цивилизованных городах Сухуми и Сочи, например, до сих пор практически не происхо­дит свадеб без кражи невесты.

 

 

Особой формой платного брака следует считать священный брак. Автор книги "Золотая ветвь" Джеймс Фрезер приводит множество доказательств тому, что обычай женитьбы богов на статуях или людях был широко распространен у народов древ­ности. Жители Бенгалии изготовляли из дерева изображение бога, которого они женили на богине воды. Индейцы Перу вы­давали 14-летнюю девушку замуж за камень, по форме напоми­нающий человека и почитавшийся в качестве бога. В брачной церемонии, длившейся три дня, принимали участие все жители поселка. Девушка должна была оставаться девственницей и приносить идолу жертвы от имени народа. Ей оказывали ве­личайшее уважение и считали божественной. Кенийское племя кикуйю поклонялось речной змее, поэтому с перерывом в несколько лет женили бога-змея на молодой девушке.

Обычай священного брака является столь распространен­ным, что его сюжет вошел в народные сказки практически всех народов Земли. Согласно сюжету, народ страны, подвергшейся нашествию многоголового змея или дракона, приносит ему в жертву молодых девушек. На Мальдивских островах каждый месяц жители бросали жребий, и тот, кому он выпадал, отдавал свою дочь морскому джинну. Цель священного бракосочета­ния — откупиться от богов (добрых и злых), вызвать плодоро­дие виноградных лоз, призвать на землю дождь, помочь в охоте или спасти страну от беды.

В отличие от древних форм покупного брака, осуществ­лявшихся в виде эквивалентного дарообмена, более поздние его формы, особенно в эпоху патриархата, проявлялись уже в форме неравного дарообмена. Господствующий пол, т. е. муж­чина, преподносил невесте более дорогие подарки, чем получал от нее, — соответственно своему привилегированному положе­нию, размером богатства и политической власти. Неравенство, собственно говоря, и делает покупной брак в точном смысле покупным. Брак превращается в акт купли-продажи. Утвержде­ние частной собственности сделало брак коммерческой сдел­кой. Размеры прав мужа на обладание женой прямо пропорцио­нальны величине выкупа, уплаченного за нее. У нубийских ара­бов число дней в неделе, в течение которых жена сохраняла верность мужу, зависело от числа голов скота, уплаченного за нее.

С тех пор можно говорить о новой форме покупного бра­ка — выкупном браке. Церемония бракосочетания намного ус­ложнилась, она стала формализованной. Устной договореннос­ти молодых людей или их родителей было уже недостаточно. Поскольку речь шла о крупном состоянии, возникла необхо­димость в заключении договора, или контракта, где оговарива­лись права и обязанности сторон, а также размер выкупа. В древности девушке достаточно было обратиться к юноше с секретным посланием, содержащим простой вопрос "Хочешь ли ты добывать мне еду?", чтобы считать его брачным предло­жением. В формализованном же выкупном браке требовались свидетели, а церемония бракосочетания происходила публично.

Сначала в эпоху вождеств, а затем в период раннеклассовых государств принципы неравного дарообмена, на которых бази­ровался выкупной брак, приобретали институциональную ок­раску. Структуры власти (вождь, клан, отец) осуществляли все действия, составляющие процедуру бракосочетания: 1) приня­тие решения о необходимости либо желательности вступления в брак, 2) выбор брачного партнера, 3) заключение брачного кон­тракта, 4) исполнение брачного обряда и ритуальной трапезы.

 

КАЛЫМ - денежный или материальный выкуп, который должен дать жених за невесту согласно мусульманским обычаям. Расходуется на нужды невесты и будущей семьи.

 

Покупной брак перестал быть делом только брачующихся, превратившись в часть родоплеменных мероприятий. На му­сульманском Востоке возникла новая форма покупного брака — калымный брак. Калым — выкуп за невесту. Первоначально он выплачивался роду, а позднее — родителям в качестве ком­пенсации за потерю работницы. Как пережиток, калым сохра­нился у некоторых народов Азии и Африки. Он возник еще до того, как сюда пришел ислам, но отменен не был, так как органично уживался с типично исламским институтом махра. Калым делится на две части: большая часть остается у родителей как их собственность, а меньшая передается невесте. Согласно традиции, калым выступает знаком уважения к невесте и ее родне. Однако сегодня он воспринимается как со­ставная часть рыночной экономики.

 

 

Таким образом, калымный брак,как элемент товаро-денежных отношений формирует новое явление, которое не было из­вестно народам древности и неизвестно сегодняшней Европе — брачный рынок. В Средней Азии существуют несколько его видов: 1) конфессиональный рынок (охватывает мусульман Средней Азии, Северного Кавказа, Закавказья, Татарии); 2) ре­гиональный (включает тюркоязычные народы Средней Азии); 3) общенациональный (в границах государства, например, Туркмении); 4) внутриплеменной, или субэтнический. Цены за невесту на одном рынке могут в несколько раз превышать их на другом. Закономерности брачного рынка таковы: цены на са­мом маленьком рынке (внутриплеменном) — самые высокие, а цены на самом большом (конфессиальном) — самые низкие; чем выше степень эндогамии (запрещение инонациональных браков), тем больше размер калыма.

Одним из предшественников брачного рынка надо считать существовавший в древнем Вавилоне обычай, именуемый на современном языке брачным аукционом. В каждом округе города выбирались трое наиболее уважаемых граждан. Они собирали всех незамужних девушек, достигших брачного возраста. Пер­вой представляли самую красивую, ее отдавали в жены холостяку, заплатившему наибольшую сумму. А затем в убы­вающем порядке проходили менее красивые. Деньги, выручен­ные от их продажи, раскладывались как приданое для не бле­щущих красотой, причем самой невыразительной полагалась максимальная сумма. В результате все претенденты получали невест с приданым[12]. В отличие от калыма здесь имела место плата за жениха, а не за невесту.

 

Брак по расчету

Брак по расчету зародился еще на заре человечества, когда первобытная женщина от­давалась первобытному мужчине, чтобы тот принес кусок свежемороженого мамонта и на ее долю. В дальнейшем древние правители отдавали своих дочерей в жены правителям зарубежных стран для того, чтобы благодаря династическим бракам добиться политических или дипломатических выгод, заключить международный союз, повысить свой статус и т.д. Со временем мотивы брака по расчету менялись, но его сущность оставалась прежней. В нем отсутствовало главное - эмоциональная составляющая, чувство любви. Брак по расчету - противоположность браку по любви. В советском и постсоветском обществе основным мотивом таких браков являлась прописка: женщина предоставляла прописку, а мужчина - деньги. Проведенный в середине 90-х годов опрос показал, что 55% молодежи с пониманием относятся к такому браку[13].

В дореволюционной России высокий уровень брачности среди основной части населения, крестьянства, во многом объяснялся экономическим расчетом. Любишь или не любишь, а жениться обязан. Неженатый крестьянин, а тем более крестьянка, не могли получить земельный надел - главный источник средств существования и "сесть" в "тягло": платить налоги, нести повин­ности. А без "тягла" они не имели никаких прав в обществе. Крестьян­ский парень до женитьбы в деревне всерьез не воспринимался; он не имел голоса в семье, на крестьянском сходе; деревню ему не разрешали покинуть даже на короткий срок. Только после свадьбы он становился полноправным членом семьи и "мира" - сельской общины, обладателем прав и обязанностей полноценного члена крестьянского общества. Аналогич­ным было положение незамужних крестьянских девушек. Таким образом, невозможность холостой жизни земледельца объясняется ролью материального расчета. Экономическая и морально-этическая необходимость заставляла крестьян жениться при первой же возможности, делая безбрачие в их глазах практически невозможным. Именно это заставило многих исследователей крестьянской жизни сделать вывод, что такой брак - хозяйственная сдел­ка, а не взаимная склонность[14].

Характерным было стремление женить детей как можно раньше: парней обычно в 18-20 лет, девушек - в 16-18 лет. Однако в ряде губерний, таких, как Курская, Орловская, Рязанская и др., девушек выдавали в 15, 14, 13 и даже в 12 лет. Крестьяне этих губерний при обращении к епархиальным властям мотивировали просьбы разрешить вступить в брак до 16 лет необходимостью иметь в доме работницу или хозяйку[15].

Другая причина брака по расчету - желание «откосить от армии. Она действовала и в конце Х1Х века, и в конце ХХ века. Различными были лишь последствия. Земские врачи считали, что браки до 20 лет преждевременны в силу неполной физиче­ской и половой зрелости крестьянской молодежи: в конце XIX века около 8-10% новобранцев ежегодно получали отсрочку от призыва в армию по этим причинам[16].

«Хозяйственный» подход к браку свойствен многим народам, и не только индустриально развитым. Юкагиры считали, что семья — это такая группа людей, которая «отдельно ставит шатер или юрту, имеет свой собственный огонь (очаг) и концентрируется вокруг одной женщины-матери». Симптоматично, что «жениться» у юкагиров дословно означает «приобрести чум», а не найти любимого человека[17]. Видимо, для менталитета этого народа, как и для современных европейских народов, понятие «домохозяйство» более точно отражает реальность, нежели привычный нам термин «семья».

Новой разновидностью брака по расчету можно считать международные браки. И в 80-е годы многие советские граждане мечтали переселиться за границу и жить в более цивилизованной стране. Единственным каналом эмиграции служил брак с иностранцем или иностранкой. В Москве за 1993 г. было зарегистри­ровано 943 международных брака. При это было выдано 99 свидетельств о браках с гражданами США, 66 - с гражданами Израиля, 65 - Югославии, 55 - Сирии, 49 - Германии, 43 - Турции и т.д. Меньше всего с Ки­таем (14), Финляндией (11), Бангладеш (10), Вьетнам (9), Гвинея-Бисау (2), Египет (2). В 1994 г. было зарегистрировано 1250 браков. В пятерке лидеров идут все те же США, Израиль, Югославия, Сирия и Гер­мания[18]. Русские женщины выходят замуж за иностранца гораздо чаще, чем наши мужчины женятся на иностранках. Видимо, так ориентирован международный брачный рынок. Часто такие браки заканчиваются раз­водами, но цель - выехать за рубеж - достигнута.

 

Типы семьи

Обычно социологи и антропологи выделяют два главных типа семьи, встречающейся в человеческом обществе, - традиционную (или классическую), она же называется расширенной (многопоколенной), и современную нуклеарную (двухпоколенная) семью. Кроме того, различают также родительскую семью, или семью происхождения, и прокреационную, или новообразованную (она создается взрослыми детьми). По числу детей выделяют бездетную, однодетную и многодетную семьи. По критерию господства в семье мужа или жены выделяют патриархальную и матриархальную семьи, а по критерию лидерства - патернальную (глава семьи мужчина), матернальную (глава семьи женщина) и эквалитарную (оба супруга в равной степени считаются главой семьи).

 

Знаете ли вы, что

Венецианцы часто носили карнавальные маски по полгода, сколько длился праздник. Маска позволяет делать то, что человек не может позволить сделать без нее. Таким образом, она дает дополнительную свободу поведения.

Авиапутешествия на большие расстояния, как выяснилось, не единственная угроза для сосудов. Ученые установили, что не меньший риск представляет собой и долгое сидение за компьютером.

Гарем нефтяного короля из Саудовской Аравии Ахмеда Амшари, 58 лет, живущего в городе Риад, в настоящее время насчитывает 54 жены. Постоянно в его доме живут только четыре жены, больше не позволяет ислам. Остальные содержатся на принадлежащих ему виллах. Большинство своих жен Амшари купил у их родителей. А всего он был женат 98 раз!

 

Современная семья - первичная социальная и экономическая ячейка, включающая обычно двух родителей и одного ребенка. Ее называют нуклеарной семьей. (от лат. nucleus - ядро). Она названа так потому, что демографическое ядро семьи, отвечающей за воспроизводство новых поколений, являются родители и их дети. Они составляют биологический, социальный и экономический центр любой семьи. Все остальные родственники - бабушки, дедушки, дяди, тети и т.п. - относятся к периферии семьи. Если все они живут вместе, то семья называется расширенной. Конкретным уточнением расширенной семьи выступает прилагательное «многопоколенная». Оно просто уточняет, за счет чего семья расширяется, а именно за счет 3-4 поколений прямых родственников, а не за счет присоединения к нуклеарной семье дядей, кузенов и т.п.

Нуклеаpнаясемья — фоpма моногамного бpака. Пpинципиальную pоль в появлении моногамного бpака и нуклеаpной семьи сыгpал запpет кpовосмешения (инцеста). Он означал, что отныне нуклеаpная семья — стабильная социальная ячейка, огpаниченная двумя поколениями. Тpетье поколение может быть только pезультатом обpазования новой семьи, созданной взpослыми членами нуклеаpной семьи. Поэтому взpослые члены общества пpинадлежат двум семьям:

1) семье пpоисхождения, или pодительской семье, в котоpой они pождены и воспитаны; она включает отца, мать, бpатьев и сестеp (family of orientation);

2) пpоизводной, или пpокpеационной семье, поpожденной потомками (family of procreation).

Родительскую семью иначе называют первичной, а новообразованную семью - вторичной. Вторичная семья образована браком взрослых детей - членов первичной семьи, она включает мужа, жену и их детей.

Итак, нуклеарная семья - это кровно-родственная группа, образованная двумя поколениями. Повзрослевшие дети создали свою семью и отделились от родителей. У них появились свои дети. Те повзрослели, создали семью, отделились. Так продолжается цепочка ядерного деления нуклеарной семьи. Почти как в физике деление ядер. Если новая семья не отъезжает, то образуется расширенная семья.

Нуклеарная семья возможна только в тех обществах, где взрослые дети имеют возможность после брака жить отдельно от родительской семьи.

 

Врезка








Дата добавления: 2016-03-30; просмотров: 715;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.014 сек.