Лестница социальной эволюции
Человеческое общество является результатом эволюции природы, а не просто одной из ее составных частей. А результат, как известно, может иметь совсем иную сущность, нежели процесс, породивший его. И, поскольку общество выделилось из природы, постольку оно действительно в известном смысле противостоит ей. Так что выражение “социальные животные”, относимое к муравьям и пчелам, остается скорее метафорой, нежели строгим научным понятием. Поведение муравья генетически запрограммировано на выполнение определенного комплекса видов деятельности. В отличие от членов человеческого общества, каждое из этих насекомых просто не в состоянии переключиться на другие, не известные им прежде, или просто принципиально новые виды деятельности. Биологически (на генетическом уровне) запрограммировано у насекомых и сотрудничество: помогая друг другу транспортировать тяжелый предмет, муравьи действуют инстинктивно. В социологическом же смысле они не взаимодействуют. Социальное взаимодействие (или, как его называют по англоязычной кальке, – интеракция) возможно только там, где есть мыслящие индивиды, обладающие осознанными намерениями, целями, потребностями и интересами, при этом оно всегда носит в гораздо большей степени стохастический, нежели жестко детерминированный характер.
Тем не менее, можно утверждать, что элементы (или зачатки) социальной организации существуют уже у общественных насекомых – пчел, муравьев, термитов: они живут коллективно, у них наблюдается разделение труда, оборона территории, контроль порядка, сложившаяся система отношений, есть определенная “социальная иерархия” (рабочие, воины, няньки). В то же время имеются веские основания считать, что у животных нет социализации.
Поведение простейших животных, ведущих коллективный образ жизни (причем, каждая отдельная особь такой коллективности – это именно простейшее животное), хотя и бывает иногда внешне похоже на человеческое, но происходит сплошь и рядом чисто инстинктивно. Инстинкты – это биологические программы действия, которые являются врожденными и передаются генетически. Инстинкт предполагает направленное, линейное, жестко предписанное поведение (без вариантов); любое отклонение от следования инстинкту нередко грозит смертью.
Роль инстинктов снижается по мере эволюции. Если поведение червей и моллюсков на 100% инстинктивное, то у рыб имеются зачатки разума, а поведение млекопитающих уже в значительной степени разумно. Высшую ступеньку эволюции занимает человек, у роль инстинктов минимальна.
Совокупность животных организмов образует естественную иерархию. Все их многообразие можно расположить на своеобразной лестнице видов – от самых простых до самых сложных. Чем сложнее организм, тем дольше приходится ему обучаться для эффективного приспособления к окружающей среде. Насекомые, в отличие от людей, рождаются уже практически взрослыми, т. е. готовыми нормально функционировать в своей экологической нише. Высшим организмам приходится труднее. Природа (точнее, эволюция) позаботилась о том, чтобы выделить специальный период времени, в течение которого новорожденный обучается и приспосабливается к взрослому миру своего биологического вида чтобы овладеть хотя бы минимальными навыками выживания. Этот период называется детством. У птиц он длится один сезон, у тигров, слонов и обезьян – несколько лет. Чем выше по лестнице видов, тем продолжительнее период адаптации.
Врезка
Дата добавления: 2016-03-30; просмотров: 802;