Александр Филиппович Кокоринов (1726 -1772).
Сын архитектора, он учился в Тобольске, а затем в Москве у великого Ухтомского. В 1754 г. переезжает в Петербург. Основной деятельностью Кокоринова становится заведование Академией художеств, он является ее директором, ведущим педагогом и руководителем строительных работ. Однако, не смотря на напряженную работу в Академии, Кокоринов не оставляет занятия архитектурой.
Его главное архитектурное творение - здание Академии художеств, построенное в соавторства с Ж.-Б. Мишелем Валленом-Деламотом.
В 1764 году Кокоринов и Валлен-Деламот составили проект нового, грандиозного по тем временам здания, в котором четко продуманное расположение помещений сочеталось с великолепными пропорциями всего сооружения и выразительными фасадами, выдержанными в стиле классицизма. Авторы стремились избегать обилия декора, которое так свойственно стилю барокко. Вместо перегрузки украшениями ясная логика форм, четкие членения. Массивный нижний цокольный этаж отчетливо выделен рустом. Его окна в глубоких нишах с полукруглыми завершениями составляют своего рода аркаду, на которой покоятся два верхних этажа. Главный, смотрящий на Неву фасад, оформлен достаточно просто – гладкими пилястрами. Лишь центральный и боковые выступы имеют колонные портики. Центральный выступ главного фасада подчеркнут четырехколонным портиком /23/, увенчанным фронтоном /24/. В центральный портик прекрасно вписаны скульптуры Геркулеса и Флоры. До пожара купол украшала фигура Минервы. Подобный декор свидетельствует о начале нового понимания синтеза скульптуры и архитектуры, когда скульптура, сохраняя свое самостоятельное значение, занимает в архитектурной композиции важное, хотя и подчиненное общей идее, место.
Архитектурный ордер становится основой расположения частей здания. Классицизм вступает в свои права. Только средний объем здания не укладывается в рамки нового стиля – купол сложной барочной формы. А центральный выступ не прямоугольный, а изогнутый – его стены в нижнем этаже образуют выпуклую кривую, а в двух верхних – вогнутую. Этим криволинейным барочным формам соответствует нижний круглый вестибюль, расположенный в среднем выступе. Только эти небольшие вольности – наследство барокко. Общее направление, которому следовали Кокоринов и Ж.-Б. Валлен-Деламот соответствовало новым идеалам. Простота, ясность и четкость всей композиции, строгость линий, лаконичность декора говорят о новом стилевом направлении – классицизме. Здание «Академии трех знатнейших художеств» - первое в Петербурге, построенное с учетом новых вкусов. Над входом в Академию красовались слова: «Свободным художествам».
Жан-Батист Мишель Валлен-Деламот.Соавтор Кокоринова французский архитектор Жан-Батист Вален-Деламот (1729-1800) был приглашен И. И. Шуваловым для преподавания архитектуры в только что основанной Академии художеств. Помимо того, что Деламот преподавал в Академии, он много строил в Петербурге.
Всего через два года после окончания строительства Зимнего дворца рядом с ним по проекту Валлен-Деламота начали возводить здание Малого Эрмитажа (1764-1767). Простые люди называли его по имени автора «Ламотов павильон».
В этом относительно небольшом сооружении проявились характерные черты классицизма. Деламот сохранил общую высоту, равную Зимнему дворцу, и высоту поэтажных членений. Однако он придал им совершенно иной характер. Нижний этаж имеет крупную рустовку и окна, похожие на окна цокольного этажа Академии художеств, два верхних этажа соединяет коринфский портик в центре, а над ним ризалит венчает двухступенчатый аттик /25/ со скульптурной группой. В здании подчеркнуто значение архитектурного ордера, которому подчинены основные членения масс.
По проектам Валлен-Деламота на Невском проспекте были возведены Гостиный двор и костел св. Екатерины. Ему же принадлежит художественная обработка фасадов огромных складских помещений для хранения корабельного леса на островке, называемом Новой Голландией. Строительство Новой Голландии было начато С. И. Чевакинским, но этот зодчий строил в стиле барокко, и декоративное решение фасадов не удовлетворяло новым вкусам. Деламот же придал сооружению классический облик. Особенно блестяща композиция главных ворот Новой Голландии. Это прекрасная арка над каналом, ведущим из Мойки во внутренний бассейн, где причаливали груженые лесом баржи. По мнению И. Грабаря, арка – «одна из самых вдохновительных архитектурных затей, сохранившихся от старого Петербурга». /26/
Лучшими учениками Валлен-Деламота былиВасилий Иванович Баженов и Иван Егорович Старов. Обучение архитектуре невозможно без строительной практики. Первым ученикам Деламота повезло, их определили «в помощники и ученики» к С. И. Чевакинскому. Около двух лет они работали на строительстве Никольского собора, а затем продолжили учебу в Париже. В России их судьба сложилась по-разному, но именно они, первые из русских архитекторов, «приобрели в младых летах не только похвалу себе, но и честь Отечеству».
До начала 1760-х годов Западная Европа не имела представления о русской архитектуре, поэтому европейские зодчие с удивлением и восхищением смотрели на виртуозно исполненные чертежи и рисунки молодых россиян.
Дата добавления: 2016-03-27; просмотров: 1210;