Юрий Матвеевич Фельтен.
Много работал в этот период и Юрий Матвеевич Фельтен (1730-1801),так же как и Ринальди, стоявший у истоков классицизма.Сын «обер-кухенмейстера», приехавшего из Данцига в год основания столицы, Фельтен учился в Германии, а в 1750 г. возвращается в Петербург и становитсяучеником и помощником Ф.-Б. Растрелли, а после его отставки - главным архитектором Канцелярии от строений. Кроме того, Фельтен преподает, его педагогическая деятельность связана с Академией художеств.
В 1762 г. императрица поручает ему составить проект для облицовки гранитом левого берега Невы с лестницами-пристанями. Фельтен справился с этим великолепно. Красавица Нева и «береговой ее гранит» - лучшее украшение Петербурга. Архитектор создает гигантский гранитный пояс – набережную, являющуюся одной из самых важных достопримечательностей Петербурга. Заключительным аккордом этого потрясающего сооружения явилась решетка Летнего сада со стороны Невы. «Мы не знаем в Европе решетки, которая была бы сочинена так изумительно просто и производила бы такое торжественное и величественное впечатление. Если бы Фельтен не оставил бы после себя ничего, кроме этих гранитных и железных сооружений, то и этого было бы достаточно, чтобы память о нем была сохранена навсегда в истории Петербурга». /33/
Набережная Невы и решетка Летнего сада казались современникам Фельтена истинным чудом и вызывали восторженные отзывы. Сохранилась легенда о том, что какой-то иноземный корабль вошел в Неву только для того, чтобы полюбоваться решеткой Летнего сада.
Вскоре Фельтен получает от императрицы новое поручение. Около Зимнего дворца, на Миллионной улице он возводит корпус Висячего сада с южным павильоном (северный павильон – это Малый Эрмитаж, построенный Деламотом), огромное «Строение в линию с Эрмитажем» - теперь его называют Старым или Большим Эрмитажем, а раньше называли «Фельтенов дом», на набережной Невы и галерею-переход а виде арки над Зимней канавкой. Рассказывают, что завистники пытались принизить архитектора в глазах императрицы, доказывали, что арка непрочна и может упасть. Екатерина приказала тщательно проверить расчеты, после чего, как передает легенда, повелела устроить в галерее над сводом арки пир для посрамления завистников.
Редкому по смелости инженерного замысла сооружению Фельтен нашел и замечательное образное выражение, создав удивительный по красоте и законченности уголок города. Арки, перекинутые над водой, плавные линии каменного моста и лестничных спусков в сочетании с округлым выступом Эрмитажного театра работы Кваренги – стали прекрасным аккордом набережной Невы.
Затем Фельтен выполняет поручение императрицы: преобразить площадь «против императорского Зимнего дворца, между восточным углом Адмиралтейства и Миллионною улицей». Именно благодаря Фельтену начала формироваться главная площадь столицы. Именно им была осуществлена застройка по так называемой, условной дуге. Позже Карл Росси, проектируя здание Главного штаба, учел и использовал постройку Фельтена. Тогда же впервые пространство против императорского дворца было вымощено камнем, и с этого момента площадь становится плацем для военных смотров и парадов.
Не менее важно участие Ю. Фельтена в благоустройстве площади, где был установлен памятник Петру I, работы Э.-М. Фальконе. Спуски-пристани по краям этого участка гранитной набережной выполнены в тех же формах, что на всем протяжении каменного берега Невы. После того, как Фальконе уехал на родину, именно Юрию Фельтену было доверено руководить работами по завершению памятника.
Еще одним замечательным сооружением Фельтена является Чесменская церковь (1770) – чудесная постройка в псевдоготическом стиле, которая была сооружена «в восьми верстах от столицы, по Московской дороге» в память знаменитой победы русского флота над турецким при Чесме.
В 1784 г. Фельтен выходит в отставку и посвящает себя преподаванию в Академии художеств и достройке ее здания, начатого Кокориновым и Деламотом.
В строительстве Петербурга и дворцово-парковых ансамблей в пригородах столицы в конце века, как и раньше, главенствовали иностранные архитекторы. Их творчество оказало сильное влияние на архитекторов младшего поколения. Все они придерживались одного стиля – классицизма, но по-разному. Это наглядно видно при сравнении, например, здания Академии художеств (Кокоринов и Деламот) и здания Академии наук (Кваренги). Очень велик вклад, внесенный в русскую архитектуру 80-90-х годов Ч. Камероном и Д. Кваренги.
Чарльз Камерон.
Шотландец Чарльз Камерон (1740- между 1812-1820) работал в Петербурге с 1779 г. был знатоком античности, создателем камерных дворцово-парковых ансамблей и утонченно-нарядных интерьеров.
Камерон увлекался изучением античной архитектуры, а в 1772 г. выпустил книгу «Римские бани» с обмерами и зарисовками, в этой работе он исходил из деятельности Андреа Палладио /34/.
Вероятно, поэтому одним из первых заказов Екатерины была постройка в Царском селе группы сооружений, примыкающих к Большому дворцу («Агатовые комнаты» с Холодными банями, Висячий сад и большая открытая галерея). Корпус «Агатовых комнат», так назван потому, что во внутреннем убранстве использовался агат. В первом этаже Агатовых комнат помещались, купальни, которые в старину называли - Холодные бани – одно из самых совершенных созданий мастера. Строгая обработка стен, выходящих в парк. Высокий цоколь отделывается пудожским, грубо отесанным камнем. На этом внушительном цокольном этаже стоит павильон Агатовых комнат, стены которого оштукатурены и украшены нишами и скульптурными медальонами. Павильон до сих пор красятся в те цвета, которые предложил Камерон. Стены – в желтый, выступающие части – в белый, а ниши – в красный. Фасад выходит на террасу Висячего сада, он украшен с колоннами и легкой открытой ротондой в центре, эти колонны образуют переход к знаменитой колоннаде, получившей имя своего создателя – Камеронова галерея. Говорят, что галерея славилась по всей Европе и составляла особую гордость императрицы. Камеронова галерея – это легкая, воздушная колоннада, составленная из колонн ионического ордера, которая окружает длинное, узкое застекленное помещение в центре здания, поставленное на тяжелый арочный цокольный этаж, возвышающийся над склоном холма. Как и Агатовые комнаты, цокольный этаж отделан пудожским известняком. Со стороны озера на галерею ведет прекрасная монументальная лестница, украшенная статуями Геркулеса и Флоры.
Очень большое место в творчестве Ч. Камерона занимают работы по внутренней отделке покоев Екатерины в Большом дворце. Великолепны Зеленая столовая с лепниной работы И. Мартоса. «Табакерка» и спальня со стенами и перекрытиями сплошь выложенными синим и фиолетовым в сочетании с молочно-белым стеклом. «Лионская гостиная» с панелями и наличниками дверей, облицованными сиреневого оттенка лазуритом, с наборным паркетом и дверями, в инкрустации которых использовались такие материалы как черепаха, слоновая кость, перламутр. В интерьерах Камерона ясно чувствуется особое изящество приемов отделки, благодаря которым его интерьеры превращаются в ювелирно тонкие произведения.
Кроме Царского села Камерон работал в Павловске, где был возведен дворец и несколько парковых павильонов. Дворец в Павловске (1782—1786) представляет собой центральный, увенчанный куполом корпус и два небольших флигеля, связанных с ним открытыми колоннадами-переходами. Главное здание, центр которого образует большой круглый в плане «Итальянский» зал, имеет три этажа. Нижний - цокольный, два верхних объединены общим ордером. Дворец тесно связан с окружающим его парком. От парадного двора начинается широкая липовая аллея, соединяющая дворец с прилегающей частью парка. Противоположный фасад, раскрывается над живописным обрывом к берегам речки Славянки. Перестройки дворца, которые проводил В. Ф. Бренна изменили и исказили первоначальный простой и ясный замысел Камерона. Сохранились лишь композиции интерьеров главного корпуса (центрального «Итальянского» и примыкающего к нему «Греческого» залов). Камерону принадлежат и фрагменты убранства Танцевального зала, Бильярдной и Столовой. В отличие от интерьеров Царского села, они выполнены в простых материалах — гипсе и искусственном мраморе, поэтому не достигают утонченного изящества, своеобразия и совершенства декора комнат Большого (Екатерининского) дворца в Царском Селе.
В павловском парке Камерон возводит Колоннаду Аполлона (1780—1783) — открытую ротонду из двух рядов римско-дорических колонн — и круглый павильон «Храм дружбы» (1780—1782) с залом, окруженным шестнадцатью колоннами, завершающимся пологим куполом. «Храм дружбы» поставлен на мысу, образуемом изгибом речки Славянки, павильон расположен среди больших групп деревьев, дополняя собой живописные ландшафты долины реки. «Храм дружбы» - истинный шедевр декоративной парковой архитектуры при «натуральной» планировке парка, того обширного парка, план разбивки которого принадлежит Камерону. Этот парк с полным правом считается одним из лучших образцов русских пейзажных «натуральных» парков конца XVIII века.
В декабре 1796 г. умирает Екатерина, новый император Павел «соизволил архитектора Камерона по ненадобности отпустить». Камерон покидает Россию. В 1820 г. Большой (Екатерининский) дворец сильно пострадал от пожара, тогда вспомнили о Камероне, т. к. без его рисунков трудно было восстановить интерьеры дворца. Начали наводить в Лондоне справки, и оказалось, что Камерон уже умер.
Джакомо Кваренги.
С 1779 г. в России начинает работать один из крупнейших архитекторов русского классицизма Джакомо Кваренги (1744-1814). Его постройки можно увидеть в Петербурге почти на каждом шагу. Академия наук, Ассигнационный банк, Эрмитажный театр, Красногвардейский манеж, Смольный и Екатерининский институты, Мариинская больница, торговые ряды и дома частных лиц, все эти здания определили во многом облик Петербурга, эпохи классицизма. Как и творчество Ч. Камерона, творчество Кваренги органично вливается в русскую архитектуру, становясь заключительным аккордом развития строгого классицизма в России.
В молодые годы Кваренги много странствовал по Италии, изучая, делая обмеры и зарисовывая античные памятники и постройки Андреа Палладио.
Итальянец Джакомо Кваренги (или Гваренги), был последним и любимейшим зодчим Екатерины Великой. В 1779 году Екатерина II просит своего знаменитого литературного друга барона Гримма подыскать ей в Риме архитекторов, по рекомендации Гримма и был приглашен в Петербург Дж. Кваренги. В 1780 г. он приехал в столицу.
Первые годы в России архитектор посвятил изучению древнерусского зодчества, освоению его основных приемов, во многом, благодаря чему творчество Кваренги становится частью русской культуры.
Зодчий строил в Москве, в городах и усадьбах Украины, в русских провинциальных городах, однако большинство его проектов выполнено в Петербурге и его окрестностях. Невозможно подробно рассказать о каждом из них, поэтому мы коснемся лишь самых лучших.
С 1783 по 1789 годы Кваренги строит на набережной Невы, рядом с Кунсткамерой, здание Академии наук. Лишенное всяких «прикрас», оно необыкновенно внушительно, благодаря грандиозному восьмиколонному ионическому портику главного фасада, двум ризалитам и типично петербургскому крыльцу с лестницей на два «всхода». Внутри должны были помещаться зал заседаний, книжная лавка Академии и квартиры академиков. Великолепный зал Академии отличает особая торжественность.
Для творчества Кваренги важно то, что ему приходилось строить не только дворцы и усадьбы, но и здания общественного характера. Кроме здания Академии наук, он возводит Государственный ассигнационный банк на Садовой, Мариинскую больницу на Литейном проспекте, Триумфальные Нарвские ворота (позже В. П. Стасов создал их из камня и металла, полностью сохранив замысел Кваренги), и многие другие здания. Новое назначение этих сооружений облегчало зодчему применение новых художественных принципов, строгость и простота точно соответствовали предназначению таких зданий. Однако Кваренги использовал эти новые художественные принципы и при строительстве дворцов. Основой стиля Кваренги стало палладианство /35/, понятое, однако более строго, чем у Ч. Камерона.
Параллельно с постройкой здания Академии, Кваренги отделывает несколько залов Зимнего дворца и строит на Дворцовой набережной Эрмитажный театр (1783-1787). В членении главного фасада Эрмитажного театра, выходящего на Неву, Кваренги сохраняет ритм фасадов соседних зданий – Зимнего дворца, Малого и Старого Эрмитажей. Кваренги мастерски решил план, выведя полукружие амфитеатра наружу, и перекинув от него через канал грандиозную арку, соединившую театр с другими дворцовыми зданиями.
Своеобразны интерьеры театра. Фойе вынесено за пределы здания и расположено в построенной Фельтеном переходной галерее, соединяющей Старый Эрмитаж с театром. Еще интереснее решен зрительный зал. Зодчий отказался от традиционной схемы дворцовых театров XVIII века с ярусами лож, и расположил места зрителей амфитеатром по образцу знаменитого театра Палладио. Простые четкие членения стен, облицованных искусственным мрамором, статуи муз и рельефы придают залу торжественный и вместе с тем строгий характер. Кваренги создал здесь один из самых живописных уголков Петербурга. Сам архитектор считал Эрмитажный театр одним из лучших своих созданий.
Одновременно с постройкой театра он отделал в фельтеновском Эрмитаже, вдоль канала, так называемые «лоджии Рафаэля», для размещения здесь копий со знаменитой ватиканской росписи, которые Екатерина заказала в Риме.
Периодом творческого подъема были 1800-е годы. В это время Кваренги создает ряд замечательных сооружений, лучшее из которых – Смольный институт (1806-1808). Он сооружен рядом с чудесным ансамблем Растрелли. Кваренги приблизил свою постройку к Неве, сохранив перед ней большую, открытую площадь, на которой при советской власти был разбит большой партерный сквер и построены архитектором В. А. Щуко пропилеи /36/ въезда. Смольный институт – пример четкой и лаконичной планировки здания учебного заведения, отвечающей требованиям удобства и рациональности. Вместе с тем, протяженный фасад Смольного торжественен и монументален. В Центре размещен величавый восьмиколонный портик, а выступающие вперед крылья и ограда обрамляют обширный парадный двор. В интерьере среди простых по отделки помещений выделяется роскошный, парадный актовый зал, украшенный коринфским портиком.
Дата добавления: 2016-03-27; просмотров: 1121;