Василий Иванович Баженов.
Василий Иванович Баженов (1737-1799)учился в Славяно-греко-латинской академии, где у него обнаружилась склонность к рисованию. Баженов становится учеником Ухтомского, а в 1755 году Ухтомский записывает Баженова в Московский университет для изучения иностранных языков, а оттуда вместе с другими воспитанниками, «имевшими склонность к художествам», его посылают в только что открытую Академию художеств. Из Академии Баженов отправляется на учебу в Париж и Рим, где его избирают профессором Римской, членом Флорентийской и Болонской академий.
Возвращение Баженова в Петербург стало настоящим триумфом. Он выставил в Академии художеств целую серию своих проектов, высоко оцененных коллегами и зрителями.
Дальнейшая судьба Баженова трагична - зависть коллег, чиновничьи интриги, а позже политические подозрения, из-за которых его едва не арестовали, (Баженов был членом масонского кружка Новикова), привели к тому, что самые грандиозные замыслы зодчего терпели крушение. Однако, не смотря на скудость наследства, оставленного нам архитектором, мы можем судить о гениальных возможностях Баженова, о колоссальном размахе его архитектурных фантазий.
Начал он свою архитектурную деятельность в Петербурге, а основные работы Баженова находятся в Москве. Там начинается важнейший период его творчества, именно здесь были созданы произведения, сыгравшие очень важную роль в дальнейшем развитии русской архитектуры.
Лучшей из сохранившихся построек стал Пашков дом (середина 80-х гг.). Сейчас – это здание Публичной библиотеки. Сооружение расположено над откосом крутого холма и господствует над перекрестком двух улиц. Главный фасад обращен к Кремлю и Москве-реке. На склоне холма был разбит сад, отделенный от улицы оградой с великолепными воротами. Центральный корпус подчеркнут не только размерами и силуэтом, но и обработкой. На уровень второго этажа поднят чудесный коринфский портик. Пашков дом представлял усадебную постройку, в виде великолепной виллы. Здание отличает особая нарядность. Членение сооружения, его ордер соотнесен с масштабом человеческой фигуры. Архитектурный замысел прост и ясен, все формы успокоены.
Наиболее значительными из созданного Баженовым в Москве стал проект Большого Кремлевского дворца и ансамбля в Царицыне под Москвой. Уже в самых ранних работах Баженова была поставлена проблема ансамбля /27/, а в проекте Кремлевского дворца и строительстве дворцово-паркового ансамбля в Царицине, она становится главной.
Баженовский проект Кремлевского дворца, созданный в 1767-1773 годах, по заказу Екатерины, превратился в проект реконструкции всего Кремля и создания нового центра Москвы. Судить о том, как должен был выглядеть дворец, можно лишь по сохранившемуся проекту и макету, который построили из разобранного дворца, находившегося в селе Коломенское. Это целый комплекс зданий (более 20 тысяч помещений), должен был поглотить весь Кремль, вобрать в себя все его храмы и площади. Со стороны Москвы-реки он должен быть четырехэтажным, а со стороны Кремля – двухэтажным, где предполагались парадные залы и жилые покои. В 1773 г. состоялась торжественная церемония закладки здания. Баженов выступил на ней с большой речью, в которой затронул важные архитектурно-теоретические проблемы и дал высокую оценку древнерусскому зодчеству. Строительство дворца требовало коренной перестройки Кремля, нарушило бы его исторический облик и грозило уничтожить Архангельский собор. Екатерина отложила начало строительства, а потом и вообще запретила. Ей этот дворец не был нужен, так как столица не переносилась в Москву. Для Екатерины строительство такого дворца стало бы демонстрацией престижа России - Россия одновременно может вести изнурительную войну с турками и строить столь грандиозное сооружение. Именно поэтому макет дворца был специально выставлен на всеобщее обозрение, демонстрируя безграничные возможности выражения величия и славы государства Российского.
Хотя далее закладки и некоторых подготовительных работ строительство не двинулось, проект Баженова, воплощенный в модели, был известен всем русским зодчим конца столетия. С этого неосуществленного проекта началось развитие московского классицизма. «Модельный дом» - проектная мастерская, где создавались чертежи дворца и его модель, превратился в, своего рода, «партикулярную академию», как говорил сам Баженов. «Модельный дом» становится не только основным проектным центром Москвы, но и центром русской теоретической мысли в области архитектуры.
С 1775 г. Баженов приступает к строительству загородного дворцово-паркового ансамбля в Царицине под Москвой. Зодчий отказывается от плана, традиционного в это время, при строительстве дворцово-парковых загородных ансамблей, когда громадному по протяженности зданию подчиняется геометрически распланированный парк. Архитектор обращается к естественной планировке, обусловленным рельефом местности. Элементы ансамбля представляли собой отдельные павильоны, неразрывно связанные с пейзажем. Постройки объединялись в одно целое окружающим их парком. В Царицине Баженов применяет формы, которые он называет «готическими». Судя по его речи на закладке Кремлевского дворца, под этим термином зодчий имел ввиду, конечно, совсем не то, с чем сейчас ассоциируется это понятие. Говоря о «готике» Баженов подразумевал зодчество, которое отступает от заветов классицизма, и в данном случае, опирается на древнерусские традиции, откуда были заимствованы, например, облицовочные материалы – сочетание кирпича и белого камня, придававшие царицинскому ансамблю особую прелесть и своеобразие. Такое направление в классицизме получило в дальнейшем название «псевдоготика».
В 1785 году Екатерина заезжает посмотреть строительство. Ансамбль ей не нравится, и она приказывает его снести, а возведение нового дворца поручает М. Ф. Казакову, остатки дворца Баженова были включены в ансамбль как романтические руины. Но и казаковское здание осталось незавершенным.
Красота планов, объемных композиций и деталей, красочность расцветки построек зодчего производили большое впечатление на современников Баженова и архитекторов последующих поколений. А псевдоготическое направление, созданное Баженовым, продолжало развиваться и нашло свое отражение в творчестве многих русских архитекторов более позднего времени.
Не задолго до смерти Екатерины Баженов переехал в Петербург и начал проектировать для наследника Павла Михайловский (Инженерный) замок, однако строительством замка руководил Бренна, который внес в проект значительные изменения.
В 1799 г. Баженова назначают вице-президентом Академии художеств, но он скоропостижно умирает.
Значение зодчего в развитии русской архитектуры чрезвычайно велико. Именно с его творчеством связывают утверждение классицизма на русской земле. Баженов был человеком широко образованным, одним из крупнейших деятелей русского Просвещения. Он был первым русским теоретиком архитектуры, мечтал и много приложил усилий для создания художественной школы и общественной картинной галереи в Москве. Баженов стремился превратить «модельный дом» в центр теории русской архитектуры, участвовал в опубликовании полного перевода Витрувия /28/, замыслил реформы Академии художеств и проект издания книги «Российская архитектура». Все это говорит об огромном размахе деятельности зодчего.
Дата добавления: 2016-03-27; просмотров: 1038;