Художественная культура второй половины XVIII века.
Это время – одна из самых существенных вех в истории русского искусства, которую характеризует быстрый прогресс в области художественного творчества. Именно тогда в русском искусстве получают воплощение и развитие практически все виды и жанры, а сам процесс творчества протекает в формах, характерных для нового времени. Когда говорят о значительности русского искусства XVIII столетия, его выдающихся достижениях, деятелях искусства и литературы, подразумевают, обычно, прежде всего, вторую половину века «осьмнадцатого». В этот период появляются произведения, не уступающие шедеврам зарубежных мастеров. Русских зодчих, скульпторов и живописцев венчают лаврами прославленные академии Европы. В. И. Баженова избирают профессором Римской, членом Флорентийской и Болонской академий; Ф. И. Шубина – членом Болонской академии, Парижская академия удостаивает А. П. Лосенко трех своих медалей. Композитор Е. И. Фомин был избран членом Болонской Филармонической академии, а Д. С. Бортнянский написал три оперы, которые с успехом шли в театрах Венеции и Модены.
В России, у этих художников возникают, не встречавшиеся раньше отношения с обществом. Мастера стремятся публично продекларировать свои идеи и задачи. Баженов в выступлении, посвященном закладке большого Кремлевского дворца излагает свои мысли об архитектуре и роли зодчего в обществе. Лосенко пишет «Изъяснение» к своей картине «Владимир и Рогнеда», рассказывая об особенностях творческого метода.
Появляются первые публичные выставки произведений русских художников. В 1769 г. в Петербурге проходит выставка работ Лосенко, написанных заграницей, а в 1770 г. выставка, организованная Академией художеств. В Москве, в специально построенном здании, демонстрируется модель большого Кремлевского дворца. Работы хотят показать возможно большему числу людей, воспроизводя их при помощи гравюр; известны гравюры, изображающие скульптуры М. И. Козловского и И. П. Мартоса, постройки В. И. Баженова, М. Ф. Казакова, Н. А. Львова.
Новое поколение художников не может обойтись без теоретического осмысления художественной деятельности. В их сочинениях складывается и развивается теория искусства и архитектуры.
Конфликт художника и государства неизбежен, но начинается он не сразу. Сначала может возникнуть призрачный союз культуры и государства. Такой союз возник во времена Екатерины Великой. Мы уже упоминали, что Екатерина искренне стремилась примирить Просвещение и крепостническое государство, поэтому первоначально она весьма лояльно относилась к творчеству русских мастеров культуры. Союз культуры с государством – это та почва, на которой сложилась русская художественная культура конца XVIII века. Многое для этого сделала императрица. Прежде всего, ее страсть к собирательству и коллекционированию. Екатерина коллекционировала картины, статуи, рисунки, гравюры, резные и драгоценные камни, фарфор, книги, монеты, медали. Именно эти коллекции легли в основу эрмитажных собраний.
Начало коллекции живописи было положено еще в 1763 г., когда у прусского негоцианта Гуковкого были куплены три картины Рембрандта. В царствование Екатерины были куплены 1383картины. Уже тогда, это была одна из самых больших коллекций живописи в Европе. Сама императрица активно участвовали в подборе коллекции западноевропейского искусства. Ей присылались каталоги со всех известных европейских аукционов. К 1797 г. в коллекции Екатерины были 80 тысяч гравюр, 7 тысяч рисунков, включая работы Дюрера, Гольбейна, Пуссена. Эрмитажные коллекции формировали эстетические вкусы и являлись средством познания западноевропейского искусства творческих личностей того времени. Кроме того, в подражание Екатерине многие из русских аристократов начали собирать свои коллекции. Отличались своей полнотой, богатством и разнообразием художественные коллекции Шереметевых, Строгановых, Воронцовых, Голициных. С конца 60-х годов начинают в России проводится художественные аукционы, открываются выставки, издаются труды по изобразительному искусству. Все это стимулировало русскую художественную культуру.
В эти десятилетия в России большой подъем переживает художественная литература, представленная такими именами, как: Сумароков, Херасков, Фонвизин, Княжнин, Капнист, Державин, Радищев, Карамзин. На сцене русского театра играют замечательные актеры: Волков, Дмитриевский. Достаточно назвать Фомина и Бортнянского, чтобы стало ясно, какие выдающиеся композиторы создавали русскую музыку в конце столетия.
В архитектуре – творили Жан-Батист Валлен-Деламот, Чарльз Камерон, Джакомо Кваренги, Антонио Ринальди; создавали свои величественные сооружения русские зодчие - Александр Кокоринов, Юрий Фельтен, Василий Баженов, Матвей Казаков, Иван Старов, и многие другие.
В живописи работали гениальные портретисты: Федор Рокотов, Дмитрий Левицкий, в историческом жанре творил Антон Лосенко, блестяще работали мастера русского пейзажа: Семен Щедрин, Михаил Иванов, Федор Алексеев.
В это время появляется целая плеяда замечательных скульпторов: Федот Шубин, Федор Гордеев, Феодосий Щедрин, Михаил Козловский, Иван Мартос.
Нужно отметить, что изобразительное искусство, литература, драматическое искусство, музыка в этот период рассматривали близкие проблемы. В произведениях второй половины века ясно проявляется тесная связь литературы и искусства с русским Просвещением, просветительские идеи находят свое воплощение в ярких художественных образах. Даже в творчестве тех, кто стоял на позициях, далеких от Просвещения, сильно сказывалось влияние этих идей, того подъема русской общественной мысли, который наблюдается с 70-х годов столетия. Соответственно, в русском искусстве возникает новая, но самая насущная тема – крестьянская. Все большую роль начинает играть театр. Он становится насущной потребностью русского человека того времени. Круг театральных зрителей становится все шире и демократичнее.
Музыкальная жизнь Петербурга и Москвы насыщена концертами, на афишах того времени мы можем увидеть имена Гайдна и Моцарта, кстати, Моцарт должен был приехать в Петербург, но не смог. Все чаще проводятся концерты русских песен, русской музыки.
Даже беглый обзор культурной жизни двух столиц подтверждает, что литература и искусство прочно входят в жизнь довольно широких слоев русского общества, став для многих насущной потребностью.
Однако процесс ускоренного культурного роста начинается с пластических искусств, литература, театр и музыка развивались вслед за ними. В то время как Лосенко, Левицкий, Рокотов, Шубин не уступали ни в чем в мастерстве своим иностранным коллегам, а создания русских зодчих-классицистов до сих пор не теряют своего эстетического значения, литературу, при всем уважении к ней, нужно было воспринимать со «скидкой» на ее историческую молодость. Не даром В. Г. Белинский называет этот период русской литературы «младенчествующим». Русский литературный язык еще только формируется, из-за этого он кажется теперь таким неуклюжим и смешным, а язык изобразительного искусства уже достигает той степени зрелости, когда художник смело выражает то, что хочет и может выразить.
При всем при этом русские литераторы в своем большинстве были независимыми образованными деятелями, участь же русских художников, архитекторов, актеров, музыкантов в большей части была весьма печальной. Многие из них оставались крепостными, даже перегнав иностранных учителей и получив признание за границей, для помещика они оставались по-прежнему «быдлом». Взгляд на создателя художественного произведения как на слугу или шута оставался в силе, он уже не распространялся на приезжих иностранных «маэстро», но русские деятели искусства испытывали его в полной мере.
Дата добавления: 2016-03-27; просмотров: 1210;