ВАСИЛИЙ ИВАНОВИЧ. БЕЛОВ
Родился в крестьянской семье в 1932 г. (с. Тимониха Вологодской области). Начинал как поэт. Первая книга – сборник стихов «Деревенька моя лесная» (1961). В первой половине 60-х гг. написал повесть и ряд рассказов. Широкое признание принесла Белову повесть «Привычное дело» (1966). Ею вслед за «Матрениным двором» А. Солженицына начинается ряд канонических произведений «деревенской» прозы. Белов – один из основоположников почвеннической тенденции в русской литературе второй половины ХХ в. и один из самых дискутируемых ее представителей. В творчестве писателя нашли выражение наиболее заветные почвеннические идеи, основные мотивы, темы и проблемы «деревенской» прозы:
- мотив ностальгии о традиционной крестьянской России, поэтизация народного быта, обычаев, нравов (книга очерков по народной эстетике «Лад»;
-тема коллективизации, художественное исследование проблемы раскрестьянивания (этой теме посвящен эпический цикл «Кануны (хроника конца 20-х гг.) (1972 – 87) и их продолжения – «Год великого перелома» (1989 – 94), «Час шестый» (хроника 1932 года) (1997 – 98) В первом романе цикла «Кануны», как и Б. Можаев в своем романе «Мужики и бабы» обратился к изображению деревни периода нэпа. Деревенский мир накануне коллективизации показал в идеализированном свете, как царство мира и лада. Сюжетный конфликт романов, действие которых происходит в период коллективизации, построен на разрушении традиционного крестьянского лада. Название последнего романа – «Час шестый» – дано, согласно Евангелию, по часу распятия Христа и погружения мира во тьму.
Антиурбанистическая тема, обращение к актуальной нравственной проблематике («Все впереди – произведение, созданное в жанре семейно-бытового романа). В романе показана девальвация таких традиционных ценностей, как семья, духовное достоинство человека. Автор обратился в свете своих почвеннических идеалов к проблеме современного взаимоотношения полов, мужчины и женщины. Его взгляд на этическое состояние современной городской женщины резко критический. Женщины в романе (Любовь Медведева – Бриш, Наталья Зуева и др.) – персонажи скорее отрицательные, носительницы авторских представлений об антиидеале. Как и В. Распутин, Белов хочет видеть в женщине прежде всего существо предельно нравственное, преданное делу сохранения семейного очага. В романе выражено авторское убеждение в том, что кризис традиционной морали обернулся и падением женщины, отразился неблагоприятно на ее психическом состоянии (затронул такие актуальные проблемы, как аборты, алкоголизм, курение, половая распущенность). Падение современной женщины, считающей себя эмансипирванной, показано на примере судьбы Натальи Зуевой. В романе показано негативное влияние на человека атмосферы большого города, в котором человек живет в разладе сорганикой. Сюжет произведения – изображение причин и последствий распада семьи Дмитрия Медведева. Этот герой относится к разряду так называемых «лишних людей». Он противостоит по своим нравственным качествам опустошенным городским интеллигентам-карьеристам (Миша Бриш). Название романа выражает глубоко пессимистические настроения писателя, его иронический взгляд на прогресс, в гонке за которым, за мнимыми ценностями человек лишается интересного, духовного насыщенного существования. О нравственном неблагополучии современного человека – эпический цикл «Воспитание по доктору Споку».
- художественное исследование особенностей русского национального менталитета, народного характера (В повести «Привычное дело» запечатлел один из самых ярких и интересных народных характеров. Это Иван Африканович Дрынов. Это удивительно гармоничная натура, в которой собраны такие качества, как доброта, отзывчивость, бесхитростность, душевная открытость. Это так называемый «природный» человек, т. е. человек, тесно связанный, сродненный с природой. Некоторые исследователи находят, что в этом герое продолжается традиция русской литературы, связанная с образом Калиныча из рассказа И.С. Тургенева «Хорь и Калиныч». Новаторство Белова состоит в том, что, поэтизируя мир «природного» человека, он видит и его ограниченность, социальную инфантильность. Социальная жизнь героя трагична, он бесправен. Это пассивный, непрактичный человек, смиренный, ушедший целиком в природный мир. Имя, отчество и фамилия героя говорящие: «фамилия «немного комична, а в сочетании с именем Иван содержит отдаленный намек на Иванушку-дурачка – прообраз юродивого, которому известна мудрость жизни. Дрын – одна из палок в частоколе. Так и главный герой – один из многих, вполне обычных русских людей. Для автора также важно отчество героя – Африканович. Оно довольно экзотично… Русскому крестьянину в советской деревне, на своей земле, где он перестал быть хозяином, живется как Ивану в Африке… А повесть называется «Привычное дело». Ивану и в Африке привычно» (А.Ю. Горбачев).
«В своих поздних произведениях Белов говорит о медленном умирании сегодняшней русской деревни. … Но горькая судьба родной земли не принимается как неизбежная. В его творчестве последнего десятилетия слышится призыв к духовному возрождению и сопротивлению. Ведь не зря Василий Иванович поселился на родине – в деревне Тимониха, где кроме него живет лишь несколько стариков. На его средства там восстановлена разрушенная в советское время церковь.
-
<== предыдущая лекция | | | следующая лекция ==> |
КУЛЬТУРОЛОГИЯ И ПРОБЛЕМЫ БУДУЩЕГО ГЛОБАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ | | | Варлам Тихонович Шаламова |
Дата добавления: 2016-03-30; просмотров: 598;