Творчество Д. Трезини.
Строительство молодой столицы было строго регламентировано. Им руководила Канцелярия от строений во главе с Доменико Трезини – ведущим архитектором строящейся столицы, специально приглашенным для этого императором. Трезини составил образцы фасадов жилищ для «именитых граждан», «зажиточных» и «подлых людей». По этим образцам жителям города рекомендовалось строить свои дома. Другие проекты тоже утверждались в Канцелярии от строений. Строго оговаривались ширина улиц, высота зданий и даже материал, из которого должны были возводится постройки.
Все это решительно отличало новую молодую столицу от строившихся ранее русских городов. Постепенно и на другие города России стали распространятся эти новые принципы городской застройки.
Потребность в строительстве неизвестных ранее типов зданий, зданий нового назначения, необходимость использования новых материалов, техник строительства обусловили широкое привлечение иностранных архитекторов и строителей. Вместе с тем принимались меры по подготовке собственных зодчих.
Одаренные иностранные архитекторы создавали действительно значительные сооружения, их знание принципов европейского зодчества, опыт и деятельность на благо России оказали значительное влияние на дальнейшее развитие русской архитектуры.
Недолгим, но очень плодотворным было пребывание в России зодчего европейского масштаба и исключительного дарования знаменитого француза Жана-Батиста Леблона, который разработал проект застройки Петербурга, принял участие в строительстве и планировке Летнего сада и Петергофа, ставшего истинным "парадизом" Петра на море.
Незадолго до смерти Леблона в Россию был приглашен итальянец Николло Микетти, деятельность которого разворачивалась в парках Петергофа, им же был создан проект дворца в Стрельне.
Губернатор молодой столицы князь А.Д.Меншиков пригласил в Петербург итальянца Джованни Марио Фонтана, который построил светлейшему его знаменитый дворец.
Среди всех иностранных архитекторов этого периода наиболее крупная роль принадлежит Доменико Трезини (1670-1734). Итальянец, долгое время учившийся и работавший в Дании, фортификатор, впоследствии талантливый градостроитель и архитектор, Трезини нашел в России свою новую родину. Здесь он стал «Андреем Трезиным». С его именем связано создание Петропавловской крепости, ее Петровских ворот, собора и его колокольни со шпилем, Летнего сада и Александро-Невской лавры, Гостиного двора и здания Двенадцати коллегий. Наконец, именно Трезини разработал первый генеральный план Петербурга. С 1703 по 1716 год Трезини был единственным зодчим в Петербурге. Трудно переоценить вклад его в строительство новой русской столицы.
Самой большой удачей архитектора является Петропавловский собор, заложенный на месте разобранной деревянной церкви. Собор представляет собой прямоугольную в плане трехнефную базилику. С запада ее венчает колокольня с золоченым шпилем, по форме напоминающая «столпообразный» храм, который состоит из постепенно уменьшающихся ярусов. Колокольня является главной частью собора; именно о ней так заботился Петр, торопя своего зодчего и, прося все остальные части здания «весть по малу». Колокольня – блестящее творение мастера. Трезини нашел необходимый для мощного простора Невы вертикальный акцент, создающий неудержимый и вместе с тем легкий взлет ввысь, который так хорошо сочетается с равнинными невскими берегами. Шпиль Петропавловки оказался прототипом всей последующей петербургской архитектуры. Трезини создал образ, который первым встает в воображении при воспоминании о Петербурге.
В ходе строительства крепости Трезини оформил проезд в линии оборонительных укреплений в виде триумфальной арки, ставшей главными воротами, названными Петровскими. Такими арками отмечались все крупные победы русских в Северной войне. Петровские ворота оказались единственными уцелевшими. Охристо-белые ворота с коричневыми резными рельефами и белыми скульптурами, помещенными в нишах, с позолоченным гербом над аркой ворот, эффектно выделялись на фоне краснокирпичных стен и свидетельствовали о военных успехах и государственной мудрости правителя.
Твочество русских архитекторов.
В создании новой столицы принимали участие и многие русские зодчие, современники, ученики и преемники Трезини.
Замечательный русский архитектор Михаил Григорьевич Земцов (1688-1743)был одним из «птенцов гнезда Петрова», современником Трезини. Земцов был послан Петром для обучения архитектуре и строительному делу за границу, вскоре стал одним из лучших архитекторов. Петр поручал Земцову ответственные стройки, стараясь тем самым заменить иностранных архитекторов русскими. Талантливый архитектор завершал строительство Кунсткамеры на Васильевском острове и строил Подзорный дворец в устье Фонтанки, создавал Монплезир, каскады и фонтаны Петергофа, спроектировал Аничков дворец, участвовал в составлении чертежа дворца в Стрельне и в выработке планов застройки Петербурга. Петербург украшает, построенная Земцовым, прелестная церковь Симеона и Анны.
Кроме Земцова в строительстве столицы и ее пригородов принимали участие и другие русские архитекторы – И. П. Зарудный. Крупнейший русский архитектор 18 века. Его самыми известными работами являются: церковь архангела Гавриила (Меншикова башня) в Москве, церковь Знамения в селе Дубровицы, иконостас Петропавловского собора. Зарудный писал иконы, был скульптором, в честь Полтавской победы и Ништадского мира соорудил триумфальные ворота в Москве.
П. М.Еропкин – в 1737 году был главным архитектором Комиссии от строений, руководил составлением генерального плана Петербурга, разработал проекты планировки и застройки центральных районов столицы.
И. К. Коробов – создал первое здание Адмиралтейства, работал и проектировал преимущественно промышленные и гражданские здания.
Кроме перечисленных архитекторов было множество других русских зодчих, благодаря которым столица приобрела свой «строгий, стройный вид», каждый из них внес свой ценный вклад в создание Петербурга, в архитектурный облик невской столицы.
Постепенно вкусы Петра меняются. После победы под Полтавой Петр задумывает построить загородную резиденцию не хуже Версаля и даже превзойти его в великолепии, такой резиденцией стал Петергоф, который должен, по замыслу Петра, символизировать славу и мощь Российской империи. Петергоф был задуман как «соединение вод, источников и моря».
Скульптура.
При строительстве Петергофа Петр уже не думал об утилитарном назначении искусств, напротив, все достижения техники использовались для создания того великолепия, которое «зело первейшим монархам приличествует». Великолепны дворцы и парки Петергофа, но его главным украшением является центральная панорама с каскадами фонтанов, Большим гротом и статуей Самсона, разрывающего пасть льву.
Парки и сады, украшенные круглой скульптурой и портретными бюстами, барельефы и скульптуры, украшающие здания представляли богатое поле деятельности для скульпторов. Именно в петровскую эпоху открылись возможности для бурного развития русской скульптуры. Скульптура в эпоху Петра играла не только художественную, но и обучающую роль, поэтому, не дожидаясь, пока за границей научатся русские скульпторы, Петр повелел покупать античные статуи и произведения современной скульптуры. Примером может служить оформление Летнего сада.
Дата добавления: 2016-03-27; просмотров: 3139;